Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекционный материал 2 страница




Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обусловлен половозрастными и индивидуальными особенностями развития человека.

В возрастной психологии и педагогике различают следующие этапы развития:

1. Младенчество (от рождения до 1 года);

2. Предшкольное детство (1-3 года);

3. Дошкольное детство (3-6 лет);

4. Младший школьный возраст (6-10 лет);

5. Школьный возраст (10-15 лет);

6. Юность: I период – 15-17 лет, II период – 17-21 год.

Педагог Лихачёв Б.Т. даёт следующие стадии: биологическую (9 месяцев в утробе матери) и социальную (17-18 лет).

Социальная стадия имеет следующую структуру: от рождения до 1 года – раннее младенчество; от 1 года до 3-ёх лет – собственно младенчество; от 3-ёх лет до 6 – раннее детство; от 11 до 14 лет – подростковый период; от 11 до 14 лет – отроческий, подростковый возраст; от 14 до 18 – юношеский возраст.

По З. Фрейду самые важные периоды в жизни ребёнка завершаются до 5-ти лет. Именно в это время формируются главные структуры личности. По мнению Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью. Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Генитальная стадия (12-18 лет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, подросток стремится к нормальному сексуальному общению.

В детском возрасте принято выделять (хронологические границы условны):

1. «Кризис первого года жизни»;

2. «Кризис трёх лет»;

3. «Кризис 6-7 лет»;

4. «Подростковый кризис».

Л.С. Выготский выделяет две зоны развития:

1. Зону актуального развития (наличие возможностей ребёнка, его сегодняшний день – ступенька в день завтрашний);

2. Зону ближайшего развития (это тот горизонт, к которому ребёнок осознанно или неосознанно стремиться, и достигнув который, он обнаруживает новый уровень горизонта).

Содержание детства, считал Д.Б. Эльконин, определяется тем положением, которое ребёнок занимает в системе общественных отношений, оно различимо в разные исторические эпохи.

Гуманитарная парадигма предлагает изучение человека в его целостности и специфике, но вместе с тем допускает утвердившиеся в философии, психологии, педагогике разделение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. Он представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретённого.

Индивид (от латинского individuum – неделимое, особь) – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Человек-личность как социальное существо в педагогике определяется как носитель и выразитель социальных ценностей, опыта, норм, установок, культуры и ролей, как субъектов совместной деятельности и общения, как цель, объект и субъект воспитания и самовоспитания.

«Взаимоотношения между индивидом как продуктам антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

…Индивид в своём развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью. Этим определяется развитие человека как личности» (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский).

Вопросы по теме:

1. Согласны ли вы с утверждением, что в каждом человеке воплощены все характерные черты всего человеческого рода?

2. Назовите наиболее известные вам утопии. Кто их авторы? С каким философским течением они связаны?

3. В чём, по-вашему, смысл жизни конкретного человека? Как отвечают на этот вопрос философы, психологи, социологи, педагоги и др.?

4. В каком мире, по-вашему, человек хотел (не хотел) бы жить? Почему? Аргументируйте свой ответ.

5. Назовите основные теории формирования и развития личности.

6. Что означает понятие «самоактуализация» и почему не все могут самоактуализоваться?

7. Имеет ли человек индивидуальный проект бытия и смысла жизни? Аргументируйте свой ответ.

8. Охарактеризуйте кратко ориентации личности, предложенные Эрихом Фроммом. Проведите самодиагностику своей личностной ориентации, определив, нуждается ли она в коррекции.

Литература.

1. Гершецкий Б.С. Философия образования для XXI века. – М.:, 1998.

2. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М.:, 1994.

3. Стефаневская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. –М.:, 1998.

4. Философский словарь. М.:, 1993.

5. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.:, 1993.

6. Это человек: Антология. –М.:, 1995.

 

Лекция №3.Образование как социокультурный феномен и социокультурный процесс. Воспитание в педагогическом процессе.

На рубеже 80-х-90-х годов в России и в явном виде, и еще больше как бы подспудно проводилась мысль о том, что школа не должна воспитывать, должна только или прежде всего обучать.

При отсутствии явных целей воспитания, считает академик Н.Д. Никандров, их место займут те ценности, которые вознаграждает жизнь. Возникло резкое рассогласование между тем разумным, добрым, вечным, чему по традиции учили, в духе чего воспитывали в школе, и уроками реальной жизни, что дети видят вокруг себя, то, по их логике, является естественным. Что же сейчас преподает жизнь, что знает современный школьник?

Он знает, что вокруг магазинов и ларьков крутятся рэкетиры, что добросовестный труд не приносит нормального вознаграждения (выгоднее спекулировать, покупать дешевле, продавать дороже); он знает, что в помойках люди ищут старые вещи, а иногда и пищу, что каждый день бывают убийства и нападения по политическим и экономическим мотивам, и не только; он знает, что потребление наркотиков – естественная часть жизни, что секс составляет неотъемлемую часть практически любого фильма, что можно на улице купить проститутку (для многих проституция – престижная работа); он знает, что спортсменов не приглашают на работу, а покупают – один клуб у другого. И если все это и другое негативное регулярно повторяется в жизни, то значит, думает школьник, это норма.

Тогда оказывается естественным разговор об общечеловеческих ценностях, которые должны являться целью воспитания. Как правило, реально общечеловеческие ценности – это ценности западного мира, западного образа жизни. Но довольно тщательный анализ, который провел американец С. Хантингтон, в начале 90-х показал, что эти ценности во всем остальном, не западном мире, в том числе в развитых странах, пользуются невысоким рейтингом. Еще значительно раньше, во времена начала "японского чуда", Дж. Гасфильд пришел к выводу, что опора на традиционные национальные ценности отнюдь не мешает модернизации, не ведет к консерватизму и застою. Русский историк В.О. Ключевский разграничивал элементы общечеловеческие, к которым он относил знания и духовное богатство, а также подражательность в виде перенимания житейских удобств. В первом случае взаимодействие культур приводит к взаимообогащению; во втором случае часто происходит, что Ключевский называл "обезьяньим" уровнем, закабаляющим того, кто перенимает, ставящим их в зависимость от "патронов". Сегодня второй вариант во многом проглядывает довольно явственно.

О каких же ценностях как целях воспитания задумываются на Западе? В сборнике "Навстречу жизни", обращенном к молодым христианам, содержится раздел "Нравственные ценности христианства". Некоторые названия глав этого раздела раскрывают их: верность поставленной цели, способность к состраданию, участливость, чувство надежности, безопасности, убежденность, мужество, энтузиазм, справедливость, вера, верность, дружелюбие, вежливость, святость, честность, смирение, оптимизм, доброта, любовь, бескорыстие, мудрость, поклонение Богу и др. Всего 46 ценностей.

Англичанка Пэт Уайт выделяет из всего спектра ценностей "гражданские добродетели". Она подчеркивает, что образование должно брать на себя ответственность за воспитание, не может не делать этого. Автор приводит следующий желательный набор: надежда и уверенность, мужество, самоуважение, дружба, доверие, честность, порядочность и воспитание гражданственности. Подробнее разбираются ценности в коллективной работе группы английских исследователей (1996). С точки зрения содержания это – фундаментальные "либеральные" ценности свободы, равенства, рациональности. Авторы говорят о том, что необходим интегральный подход к воспитанию, т.е. воспитание целостной личности.

Консультативным советом по учебным планам Шотландии предложен для обсуждения краткий документ по проблеме ценностей, в котором подчеркивается: когда мы воспитываем или обучаем, мы передаем ценности; ценности пропитывают всю образовательную деятельность, они не всегда усваиваются сознательно; мы вряд ли достигнем полного согласия относительно ценностей. Авторы доклада разбили все ценности на группы: ценности учения, уважение к себе и забота о себе, уважение к другим и забота о них, чувство принадлежности, социальная ответственность.

Академик Н.Д. Никандров думает, что, по-видимому, правильно считать, что цели воспитания вторичны по отношению к ценностям или даже составляют своеобразный третий этаж, третий срез. Они как бы в широком социальном и более конкретном образовательном планах фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и / или провозглашено различными способами как норма.

Меняются ценности – меняются нормы – меняются цели воспитания.

Законы Хаммурапи и Солона, Домострой и различные декларации, которые предшествовали революциям или следовали за ними (во Франции, в США, в России и т.д.) так или иначе провозглашали моральные нормы – ценности, включая многие из освященных веками.

Вопрос о ценностях, а значит и о целях воспитания поддается только весьма субъективному решению, является своего рода экспертной оценкой, причем экспертом выступает каждый, кому по какой-то причине приходится решать этот вопрос. Его решение облегчается для верующего человека, т.к. надежным ориентиром оказывается тот набор ценностей, который дан в основной книге той или иной религии.

Так, христианин может обратиться к Библии, а в различных катехизисах содержится систематизированное и комментированное изложение тех ценностей, которые должен придерживаться христианин.

Основные книги великих исторических религий так или иначе аккумулировали житейскую мудрость народов, являясь в этом смысле энциклопедиями общечеловеческих ценностей.

Сейчас нередко делаются попытки выявить то, что вызывало к жизни в различных странах те или иные наборы ценностей и целей воспитания. Так, Р. Шейерман утверждает, что "моральный кодекс абсолютен, он неподвластен месту и времени"; что "ценности индивидуальной свободы сформировались на равнинах Запада (США) … В густых лесах северо-запада, где возникли первые города древней Руси… привился иной культурный опыт, основанный на ценностях взаимной зависимости и равенства". И.Н. Ионов, рассматривая различие российской и западной цивилизаций, пишет, что "в Европе получили развитие городские, буржуазные ценности, а в России – общинные, коллективистские европеец решал свои проблемы, расчетливость и своекорыстие, а русский – утверждая уравнительные коллективистские идеалы"; "тот же коллективизм был основой душевности отношений между людьми, безоглядных проявлений благородства и самопожертвования, широта души русского человека".

И.Н. Ионов объясняет такие особенности русских равнинным однообразием ландшафта, идя и еще дальше. Согласно ему, нежелание выделяться активностью из среды окружающих, терпеливость, стремление действовать числом, а не умением, неторопливость в действии также имеют именно это происхождение.

Два момента характеризуют отличие российского менталитета всех времен от западного. Первое – это ориентация на общественное, общинное, коллективное, что не мешает и не должно мешать индивидуальному. Второе – отношение к личному богатству.

Достаточно обратиться к российской истории, чтобы понять: богатство всегда допускалось, но никогда не пропагандировалось.

Нежелательным является соответствие целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Надо ориентироваться на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые и представляют собой обобщенные цели воспитания.

Сегодня нам многое мешает принять некий разумный набор ценностей и сформулировать на его основе цели воспитания. Это и отсутствие подлинного согласия в нашем обществе, и обострившееся имущественное расслоение, поляризация богатых и бедных, классовая ненависть, и «культурный империализм» СМИ, нагромождающих (особенно с телеэкрана) негатив нашей жизни, что может только ухудшить обстановку. Образование включает задачи воспитания (в самом общем виде – изменения потребностно-ценностной сферы личности), обучения (изменения норм деятельности) и развития (изменения способностей).

Говоря об общих целях воспитания в современной России, следует восстанавливать в правах и поддерживать идею всестороннего развития личности как цель – идеал, достижимый по мере прогресса общества. Воспитывать патриотизм, ориентированность на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур, стремление в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей. Способность правильно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма, справедливости, полного равенства прав и возможностей и относительно дифференцированного распределения благ в соответствии с затраченным трудом, его количеством и квалификацией работника. Ориентированность на понимание и осуществление идеи устойчивого развития в рамках различных форм собственности, неприемлемость эксплуатации в любых формах, понимание демократии как реального народовластия и ограниченности ее современных форм в России, адаптацию к изменяющимся условиям жизни и готовность активно влиять на эти условия для достижения как общественного прогресса, так и личного успеха, законопослушание и готовность легальными методами изменять систему власти, если она не работает на интересы народа и личности.

Разумеется, все это трудно, но воспитание никогда не было легким процессом.

Вместе с тем поступательное движение в образовательном и культурном пространстве – практически единственная для России возможность не оказаться на обочине мирового сообщества.

М.В. Ломоносов еще в 18 веке (1766г.) писал так: «Народ Российский от времен глубокою древностию сокровенных до нынешнего веку толь многия видел в счастии своем перемены, что ежели кто междуусобныя и отвне нанесенныя войны рассудит, в великое удивление придет, что на толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточался, но и на высочайший степень величества, могущества и силы достигнул… Каждому несчастию последовало благополучие большее прежняго, каждому упадку высшее восстановление… Противу мнения и чаяния многих, толь довольно предки наши оставили на память, что применясь к летописателям других народов, на своих жаловаться не найдем причины».

Вопросы по теме:

1. Какова взаимосвязь целей воспитания с ценностными ориентациями школьников в современной России?

2. Назовите общие цели воспитания в современной России.

3. Что говорит М.В. Ломоносов о будущем России?

Литература.

1. Никандров Н.Д. Цели воспитания в современной России//Динамика педагогического образования: от института – к университету: Тезисы докладов. Международная научно-практическая конференция. – Тула, изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1998.

2. Смирнов В.И. Общая педагогика (в тезисах, дефинициях, иллюстрациях) - М., 1999.

3. Подласый И.П. Педагогика. – М.,1999.

4. Харламов И.Ф. Педагогика – М., 1990.

5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. – М., 1993.

Лекция № 4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

 

Структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей – ещё не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.

«Семья есть микрокосм того общества, которое её создало, и потому между обществом и семьей существует самая тесная солидарность, - писал русский общественный деятель, публицист и философ Н. В. Щелгунов (1824-1891), - каждая семья настолько дурна или настолько хороша, насколько дурно или хорошо создавшее ее общество. Созданная сама обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание».

Недолог век семьи на фоне истории развития человечества – по мнению ученых, как устойчивое объединение она возникла с разложением родового строя. Если заглянуть в глубокую древность, то можно увидеть, как по мере развития орудий труда и форм хозяйствования человек обретал силы, достаточные для того, чтобы выделиться из состава родовой, а позднее соседской общины.

Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья (все совместное хозяйство, управлялось отцом, включая его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). У слова «семья» есть синоним -- «фамилия». Любопытна этимология этого понятия: Familia (лат.) – в Древнем Риме – это: 1) семейная хозяйственно-юридическая единица, в состав которой входили и рабы; 2) совокупность рабов, принадлежащих одному человеку.

Одной из основных функций патриархальной семьи являлось продолжение рода, связанное с воспитанием детей – передачей им накопленного опыта, формированием трудовых навыков, сообщение знаний о традициях, обычаях и принятых нормах поведения. Вплоть до нового времени семья сохраняла за собой моногамию в воспитании подрастающего поколения, причем формы и способы воспитательного воздействия семьи на протяжении многих тысячелетий оставались практически неизменными.

Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта. Большинство семей состоит из супругов и их детей (так называемая нуклеарная семья). Формирующее влияние изменяется по характеру (активную роль приобретает система общественного воспитания, пример родителей перестаёт быть главным фактором социализации личности, ребенок приобретает большую автономию в семье), но значения своего как основного института воспитания семья не утрачивает.

Словарь «Профессиональное образование»(1999 г.) даёт следующее определение семьи. Семья – малая социальная группа, основанная на брачном союзе или кровном родстве, объединенная общностью быта, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Выделяются следующие функции семьи: общение, организация быта и ведение хозяйства, поддержание физических и духовных сил, создание условий для профессиональной деятельности, для полноценного развития каждого члена семьи, организации досуга, создание гармонии интимных отношений супругов, продолжение рода.

Семья активно воздействует на формирование личности ребенка. Особенности взаимоотношений в общении между членами семьи создают специфическую морально-психологическую атмосферу, которая играет важную роль в решении каждой семьёй ёе воспитательных задач. Высокий уровень взаимной информированности родителей и детей является одной из важных предпосылок их адекватного представления о личностных особенностях друг друга и обеспечивает их нормальное общение. Специфика общения родителей и детей не только формирует их межличностные отношения, но и оказывает огромное влияние формирование навыков общения детей с другими людьми.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложное явление. На него влияют: наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку.

Задачи семьи:

1. Создать максимальные условия для и развития ребенка.

2. Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.

3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношение к старшим.

4. Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.

5. Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Принципы семейного воспитания:

1. Гуманность и милосердие к растущему человеку.

2. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников.

3. Открытость и доверительность отношений с детьми.

4. Оптимистичность взаимоотношений в семье.

5. Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного).

6. Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Правила семейного воспитания:

1. Запрещение физических наказаний.

2. Запрещение читать чужие письма и дневники.

3. Не морализировать.

4. Не говорить слишком много.

5. Не требовать немедленного повиновения.

6. Не потакать и др.

Все принципы и правила сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потом, что они хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления: физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное и др.

В ближайшее время во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, с множеством таинств и традиционных обрядов.

Воспитательные функции семьи:

1. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.

2. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.

3. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество.

4. Семья обеспечивает преемственность традиций.

5. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

6. Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Дети – «зеркальное» отражение своих родителей. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Русский просветитель Н.И. Новиков в работе «О воспитании и наставлении детей» писал, в частности: «Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей».

Семейному воспитанию присущи свои методы, точнее приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, наказ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д.. Отбор методов идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье выделяют следующие:

1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей.

2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне.

3. Двойная нагрузка на женщину в семье – и на работу, и на семью.

4. Высокий процент разводов. Развод – это всегда проблема воспитания детей.

5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.

6. Обострение конфликтов между поколениями (информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы).

7. Увеличение разрыва между семьёй и школой. Школа почти устранилась от выполнения роли помощника семьи.

Основные типы неправильного воспитания в семье.

1. Безнадзорность, бесконтрольность.

2. Гиперопека (жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором родителей; приказы, запреты).

3. Воспитание по типу «кумира» (разновидность гиперопеки). Желания и просьбы ребенка беспрекословно выполняются.

4. Воспитание по типу «Золушки» (эмоциональная отверженность, безразличие, холодность к ребенку).

5. «Жестокое воспитание» (за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, он растет в постоянном страхе.) К. Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество).

6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности (с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы).

Одним из самых недопустимых методов воспитания используемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказуемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе. Ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД (синдром опасного обращения с детьми).

Исследования Сирса показали, что поведение и воспитательный стиль родителей влияют на формирование различных форм зависимого поведения ребенка.

Сирс выделяет 5 форм зависимого поведения:

«Поиск негативного, отрицательного влияния» (Ребенок привлекает к себе внимание с помощью ссор, неподчинения указаниям родителей и требованиям, проявляет агрессивность.) Это связанно с недостатком внимания к ребенку со стороны родителей.

«Поиск постоянного подтверждения» (Извинения, просьбы обещаний, поиск защиты, утешения, помощи или руководства со стороны родителей.) Все это связано с высокими требованиями достижений ребенка со стороны обоих родителей.

«Поиск позитивного внимания» (поиск похвалы – включает усилия, направленные на получение одобрения от окружающих людей)

«Пребывание поблизости» (Постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей либо взрослых.) Возникает из-за неопределенности, какое именно поведение заслуживает поощрения родителей.

«Прикосновение и удержание» (Обнимание, прикосновение, удержание других ребенком.) Возникает, если мать и отец лишены тревожности и требовательности и наблюдается атмосфера инфантилизации.

Успех каждого метода воспитания, подчеркивает Сирс, зависит от умения родителей найти «средний путь». Правилом должно стать: ни слишком сильная, ни слишком слабая идентификация.

В целом ребенок ведет себя так, как он был воспитан своими родителями.

По Сирсу, детское развитие – зеркало практики воспитания ребенка.

История напоминает: все государства имели в разное время свои трудности – революции, войны, экономический и культурный спад. Выстояли же и стали могущественными только те, где не была разрушена основная ячейка общества – семья.

Вопросы по теме:

1. Дайте определение понятия «семья».

2. Назовите функции семьи.

3. В чем заключаются задачи семьи?

4. Расскажите о принципах и методах семейного воспитания.

5. В чем заключаются причины неудовлетворительного воспитания в семье?

6. Назовите основные типы неправильного воспитания в семье.

7. Как поведение и воспитательный стиль родителей влияют на формирование различных форм зависимого поведения ребенка?

Литература.

1. И.П. Подласый Педагогика. Книга 2.- М., 1999.

2. Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин Психология и педагогика в вопросах и ответах – Ростов – на – Дону,1999.

3. Т.А. Стефановская Педагогика: наука и искусство. – М.,1998.

4. В.И. Смирнов Общая педагогика.– М.,1999.

5. Н.В. Щелгунов письма о воспитании // Умом и сердцем. Мысли о воспитании.–М., 1986.

6. Положение детей в России / Под ред. А.И. Лихачова. – М.,1992.

7. Семья как объект социальной работы. Соц. Работа.–выпуск № 7. – М., 1993.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.