Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение индивидуализированных систем обучения




Вступить в контакт, выразить мысль, высказать согласие (несогласие), извиниться, извинить, ответить, поблагодарить, высказать похвалу (одобрение), оказать помощь, пригласить, присоединиться, сотрудничать, улыбнуться, принять участие и т.п.

Аналогичные перечни разрабатываются и для формулировки конкрет­ных целей в других областях – общие логические операции, общие

Сильная сторона педагогической технологии – высокая определен­ность, четкость картины учебного процесса – несколько нарушается, когда дело доходит до цен трального звена – реализа­ции запланированных целей. По-видимому, это про­исходит далеко не случайно. Поэтому попытаемся разобраться в причинах.

Заметим, что те правила, которые связаны собственно с изучением ма­териала (т.е. первое, второе и отчасти третье), последовательно делают обучение репродуктивным. Не случайно многие западные педагоги кри­тикуют стандартизацию ожидаемых результатов обучения, формирование стереотипных навыков, ограниченность бихевиористских рекомендаций, их ориентацию скорее на "натаскивание", чем на обучение и непримени­мость к задачам разработки поисковых методов обучения. Педагоги, спе­циализирующееся в области обучения одаренных детей, с тревогой от­мечают то обстоятельство, что бихевиористское программирование учебной деятельности отрицательно сказывается на формировании творческого мышления учащихся. Потеря поискового компонента учебно-воспитательного процесса свидетельствует об общедидактической (и общепедагогической) неполноте чрезмерно жесткого построения обучения.

В зарубежных разработках попытки преодолеть чрезмерную технологическую "жесткость" ведутся в двух направлениях:

1) путем обращения к альтернативным моделям учебной деятельности (нередко они оказываются близкими, родственными бихевиористской модели);

2) за счет постепенного вывода формируемой деятельности учащихся за пределы репродуктивного усвоения; с этим направлением обычно свя­зан эмпирический подбор учебной деятельности.

Основываясь на идее воспроизводимого обучающего цикла, можно конструировать собственные системы обучения, которые будут индивидуализировать прохождение учебного курса. В практике разработок педагогической технологии можно выделить следующие шаги по построению индивидуализирован­ного учебного курса:

1. Определить материал, охватываемый курсом.

2. Разделить материал на обособленные фрагменты (разделы).

3. Разработать способы оценки степени усвоения материала по каж­дому разделу.

4. Позволить учащимся продвигаться от фрагмента к фрагменту в собственном темпе.

Разработка индивидуализированного курса включает несколько произвольных решений:

1. Какой материал следует включить в курс?

2. Сколько фрагментов будет содержать курс?

3. Из чего должен состоять фрагмент (например, задания для чтения, фильмы, магнитофонные записи, программированный раздел, экскур­сия, посещение спектакля, концерта или выступления, проведение ин­тервью с каким-либо автором или политическим деятелем, проведение эксперимента и т.д.)?

4. Как следует оценивать усвоение данного фрагмента (например, контрольная работа в виде сочинения, устного экзамена, вопросов с мно­гозначным выбором, исследовательского проекта, письменного экзамена и т.д.)?

5. Какой уровень владения материалом будет требоваться от учащегося (например, преподаватель может потребовать полного усвоения текущего раздела как условия для перехода учащегося к изучению последующего раздела)?

6. Следует ли ограничивать время изучения отдельных разделов или всего курса (например, преподаватель может потребовать, чтобы все учащиеся закончили курс не позднее конца семестра; однако в рамках этого времени учащиеся могут продвигаться по разделам в собственном темпе)?

Несмотря на существенный разброс возможных решений преподава­теля, касающихся содержания, пафос управляемости, технологичности сохраняется: он связан с сохранением ориента­ции обучения на фиксированные цели и уровень усвоения.

Вопросы:

1. Проанализировать историю возникновения направления – педагогические технологии.

2. Дать характеристику основных идей, лежащих в основе педагогической технологии.

3. Охарактеризовать признаки педагогической технологии.

4.

Организационнные формы обучения изучаются студентами на контролируемой самостоятельной работе (практическое занятие).

 

Литература:

1. М. В. Кларин. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994

2. И. Я. Лернер. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980

3. Н. Ф. Полызина. Теоретические проблемы программированного обучения.

4. А. К. Количенко. Развивающаяся личность и педагогические технологии. Санкт-Петербург, 1992.

5. О. Епишева. Основные параметры педагогической технологии. Лекция для слушателей.

 

 

Лекция № 7. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В нем занято более миллиарда учащихся и почти 50 миллионов педагогов.

Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса, т.к. основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Современное развитие общества требует новой системы образования – «инновационного обучения; которое сформировало бы у обучаемых способности к проективное детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее. Однако, все это невозможно без определенной человеческой мотивации.

Понятие мотивации употребляется в двух смыслах:

1) мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека (потребности, мотивы, цели, намерения, интересы, стремления).

2) Мотивация – это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне, т.е. мотивирование. «Отсутствие мотивации – это душевная трагедия, разрушающая все жизненные устои» / Г. Селье /.

Наиболее важным из мотивационных понятий является понятие «потребность»; Потребности, мотивы, цели – основные составляющие мотивационной сферы деятельности человека.

Одной из наиболее распространенных классификаций, является классификация потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу. Согласно его классификации, выделяются следующие потребности:

1. Физиологические – биопотребности в еде, мытье, жилище, отдыхе и сексе.

2. Потребность в безопасности и уверенности в будущем.

3. Социальные потребности включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, чувства принятия тебя другими, социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают потребность в самоуважении, личностных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признания.

5. Потребность в самовыражения – это стремление реализовать способности к развитию собственной личности.

Образование – процесс и результат освоения тематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие для подготовки человека к жизни и труду. Слагаемые образования: воспитание, обучение, развитие.

Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях: образование как система (дошкольное, начальное, среднее, высшее, пост дипломное); образование как процесс (время, результат, технологичность); образование как результат (окончание учебного заведения).

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работе.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.С. Леднева, А.В. Петровского.

Так, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека; его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (выть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

В работе «Будущее одной иллюзии» З. Фрейд говорит, в частности, следующее: «От образованных людей и от людей духовного труда для культуры нет большой угрозы… они большей частью сами носители культуры. Иначе обстоит дело с огромной массой необразованных…, которые имеют все основания быть врагами культуры». Образование, являлось основой целостной культуры индивида, формирует Супер – Эго личности (нормы, табу, повеления), которые сдерживают первичные позывы человека, не позволяя ему вновь оказаться в первобытной Орде.

Содержание образования имеет исторический характер, определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества, отражая уровни научно-технического и культурного развития общества. Так, в эпоху Возрождения и в 18-19 веках в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их реализации. «Школа радости» В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность сводного физического и умственного развития; теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идея И.Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения их в активную жизнедеятельность.

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности.

Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

Принцип формирования содержания общего образования / В.В. Краевский /:

Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения (учет педагогической реальности, принципов и технологии передачи и усвоения образования)

Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования (согласованность теории, учебного предмета, учебного материала, педдеятельности, личности учащегося).

Принцип гуманитаризации содержания общего образования (создание условий для активного творческого и практического освоения общечеловеческой культуры).

Все компоненты содержания образования и базовой культуры личности взаимосвязаны.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация. Под стандартом (нормой, образом) образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала /В.С. Леднев/.

Наряду с “Законом об образовании” стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона, отражает, с одной, обязательства государства перед своим гражданином, а с другой – гражданина перед государством в области образования.

Федеральный и национально – региональный компоненты стандарта включают:

Описание содержания образования на каждой из его ступеней;

Требования к минимально необходимой подготовке уч-ся в рамках указанного объема содержания;

Максимально допустимый объем учебной нагрузки уч-ся по годам обучения.

Принцип культуросообразности как основа образования.

В процессе осуществления проекта (реализация 4-х Само) значительную роль играет принцип культуросообразности, сформулированный немецким педагогом Адольфом Дистервегом (1790-1866) в работе «Руководство к образованию немецких учителей». Принцип культуросообразности означает организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – духовная жизнь человека. Общественная культура социальные отношения и национальная культура. К культуросообразнозному немецкий педагог относит и понятие о принятом (или не принятом). Принятым считается все, что соответствует поведению образованных людей. При существующих культурных нормах в конкретном обществе ничто не считается принятым, что неприлично, и развитая нравственность образованного человека всегда подсказывает ему, что прилично, а что нет.

Принцип культуросообразности сопряжен с принципом природосообразности, причем первый подчинен второму. «Чем больше культуросообразное согласуется с природосообразным, тем благороднее, лучше и проще складывается жизнь».(Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики, -М.; 1971. с. 434.). Дистервег призывает стремиться к гармоничному сочетанию культуры с природой, соотнося это стремление и самосовершенствования. И хотя «… действительность всегда остается далеко от идеала, т.е. всегда возможно себе представить состояние более высокое, чем уже достигнутое…», по «… принцип культуросообразности в обучении и воспитании требует следовать этим идеалом. На этом основана способность человечества к совершенствованию, простирающаяся до бесконечности». (Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики, - М.; 1971. с. 434.).

Таким образом, постоянное стремление к идеалу, самосозидание, самосовершенствование, сопряженное с принципом культуросообразности, позволит индивиду развиться в яркую творческую личность, способную конструктивно решать задачи, которые возникают перед ней, ибо, как верно отметил Оллиорт: «личность есть то, что есть человек в действительности.»

Дистерверг считал, что развитие ребенка протекает не спонтанно, и что для развития природных задатков необходимы благоприятные условия и соответствующие педагогические воздействия. Основными принципами воспитания он считал: природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.

Принцип природосообразности Дистерверг раскрыл глубже, чем Коменский, Руссо, Песталоцци, дав конкретные указания об учете возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания и обучения. Но для того, чтобы воспитание было успешным, необходимо учитывать не только «природу» ребенка, которая понималась как вечная и неизменная, но также культуру и те условия, в которых он живет. В тесной взаимосвязи с окружающими ребенка условиями Дистерверг рассматривает детскую самодеятельность одновременно и как конечную цель, и как непременное условие всякого образования.

Дистерверг полагал, что человека необходимо формировать в соответствии с требованиями современной ему культуры и науки, в частности передовой культуры и науки его родины. Чтобы воспитание носило культурносообразный характер, «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, – всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова…».

Таким образом, основа образования, по Дистервегу, – принцип природосообразности. Так как рассматривался им этот принцип, он может быть приемлем и применим и к современной школе образования.

Вопросы:

1. Дайте определение понятия «образование».

2. Назовите слагаемые образования, дайте определения этих понятий.

3. Что такое «содержание образования», какой характер оно имеет?

4. Назовите цель современного образования.

5. Какой нормативный документ дает толкование определенным частям «Закона об образовании»?

Литература.

1. Гессен С.И. основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. 447 с.

2. История педагогики. Под редакцией А.И. Пискунова. Ч 1,2. М., 1998.

3. Культурология. Под редакцией А.А. Радугина. М., 1997.

4. Лытышина Л.И. История педагогики. М., 1998.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мишенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие. М., 1997.

6. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Учебное пособие. М., 1998.

 

Лекция.№ 8.Цели, содержание, структура непрерывного образования. Единство образования и самообразования. Развитие высшего образования.

Современное университетское педагогическое образование.

Примечательной особенностью развития современной высшей школы является преобразование институтов, в том числе и технических, в университеты. Университетское образование предполагает фундаментальную, общую и специальную подготовку выпускников, приобретение ими прочных навыков исследовательского труда, развитие у них гибкости и остроты мышления, эрудированности в высоком смысле этого слова.

Университет как образовательная система содержит в себе потенциал для воспитания преподавателя как творческого транслятора ценностей культуры. В ряду общечеловеческих ценностей на первое место выдвигается сам человек. Это аксиологическое направление адекватно исторически сложившемуся университетскому образованию с его фундаментальностью гуманистическими поисками, вариативностью образовательных путей обучающихся.

Тульский государственный университет реализуя модель многоуровневого образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению.

Многоуровневое образование предполагает наличие 4-х уровней:

¨ Бакалавриат – 4 года обучения с получением диплома бакалавра наук. Дается возможность получения дополнительной квалификации "Преподаватель"

Срок обучения 5 лет – получение диплома специалиста.

¨ Магистратура – 2 года обучения с получением диплома магистра наук. Дается возможность получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы"

¨ Докторантура и аспирантура – осуществляют повышение научной квалификации. Срок обучения в аспирантуре – 3-4 года, в докторантуре – 2-3 года. Результатом является защита кандидатской или докторской диссертации.

¨ Повышение профессионального мастерства – осуществляется на курсах повышения квалификации непосредственно в университете.

Практически все крупные зарубежные университеты в той или иной форме проводят подготовку преподавателей с целью их дальнейшей работы в системе высшего профессионального образования. По окончании такой подготовки выпускникам выдается документ соответствующего вуза, однако государственного статуса такие документы в основном не имеют. В связи с этим рядом государств была разработана система подготовки лиц с высшим инженерным образованием, получившая название «Европедагог».

В комплекс дисциплин системы «Европедагог» в ходят элементы психологии и педагогики, риторика на профессионально ориентированном материале и ряд предметов методической направленности общей трудоемкостью около 300 часов. По окончании выдается Диплом Европедагога, признанный большинством государств Европы.

На протяжении многих лет подготовка преподавателей вузов непедагогического профиля в России происходила путем оставления собственных выпускников непосредственно на работу ассистентом или через аспирантуру с последующей доводкой их педагогических умений через систему повышения квалификации. Преподаватели этой категории хорошо знали профессионально-ориентированные дисциплины, но в области психолого-педагогической подготовки в своей работе были во многих случаях достаточно беспомощны. Вузы педагогического профиля, наоборот, давали систе­матизированную психолого-педагогическую подготовку, но по причине гораздо меньшего количества часов, выделенных на профессионально-ориентированные дисциплины» значительно уступали в подготовке этого вида выпускникам отраслевых вузов и классических университетов.

Вместе с тем, как общие для многих государств, так и специфические для России проблемы подготовки преподавательских кадров для высшей школы обострялись, требуя кардинальных мер по преобразованию структуры этой подготовки. Одной из этих мер стало восстановление магистратуры, что открыло возможности решить проблему подготовки преподавателей высшей школы, введя в вузах соответствующую специализированную программу. Введение магистратуры не повлекло за собой ликвидации устоявшихся за последние 50 лет в нашей стране систем подготовки научно – педагогических кадров через аспирантуру и повышение квалификации, а дополнило ее, расширив возможности будущих выпускников высшей школы в выборе индивидуальных образовательных траекторий.

К перечисленным выше проблемам зарубежной высшей школы в России в настоящее время добавляются необходимость скорейшего выхода из экономического тупика, необходимость пополнить катастрофически быстро стареющий контингент вузовских преподавателей, а также необходимость практической реализации принципиально новых профессиональных образовательных программ многоуровневой подготовки выпускников, что практически нереально осуществить на базе кадров, привыкших к традиционным образовательным технологиям. Исходя из перечисленных проблем, для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

• широкой фундаментальной и глубокой профессиональной подготовки преподавателя в соответствующей научной области;

• увеличения исследовательской доли в общей подготовке преподавателя высшей школы;

• повышения качества общей психолого-педагогической подготовки вузовского преподавательского корпуса;

• увеличения специализации преподавательской подготовки в соответствующей предметной области на фоне общей широкой эрудиции преподавателя в системе высшего профессио­нального образования;

• формирования единства образовательного пространства России в области подготовки преподавательских кадров для высшей школы;

• повышения гибкости программ подготовки преподавателей для высшей школы.

Если учесть, что качеством образования в конечном итоге определяется социальное и экономическое развитие страны, что вопросы состояния образования определяют не только темпы развития, но и общую безопасность государства, то Федеральным органам управления образованием приходится активно искать способы введения государственного контроля за уровнем подготовки преподавательских кадров не только по отношению к подготовке педагогов для системы среднего образования, но и для высшей школы. В условиях университета реализуется идея многоуровневого образования. Концепция многоуровневого образования исходит из того положения, что необходимым условием нормального существования и процветания общества признается максимальное использование всех индивидуальных особенностей личности, предоставление всем его членам равных возможностей развития. Реализуя это требование, многоуровневая система образования использует следующие средства:

1. создает достаточно гибкую и разветвленную структуру образования;

2. дифференцирует уровни образованности и профессионального образования;

3. обращается к новым технологиям обучения;

4. действует в русле концепции непрерывного образования.

Многоуровневое образование, реализуемое различными по содержанию и срокам обучения преемственными профессионально-образова­тельными программами, обеспечивает решение следующих задач:

– личности (студенту) – осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальные, социальные и экономические потребности;

– обществу (системе образования, университету) – подготовить специалист а с необходимыми квалификационными параметрами;

– преподавательскому корпусу (кафедры, факультета, университета) – с большей полнотой реализовать научный и профессионально-педагогический потенциал.

– критерием отбора студентов из числа желающих для приобретения дополнительной квалификации служит:

1. Средний академический бал студента на протяжении всего об учения в университете;

2. Активное участие в реализации социальных программ ТулГУ. Специальные дисциплины изучаются в течение семестров на 4 и 5 курсах.

Остановимся подробно на образовательном блоке. Теоретико-информационный компонент представлен в виде лекций информационного и проблемного характера, лекции вдвоем и др. С их помощью обеспечивается решение таких задач как усвоение теоретических знаний, развитие теоретического мышления, формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмет а и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Теоретико-практический компонент представлен семинарско-практическими занятиями, что предполагает не просто обсуждение некоторой проблемы, а решение конкретных практических задач. Их планирование и реализация осуществляются в единстве «лектор – ассистент». Особое место в ходе семинарско-практических занятий отводится деловым играм, дискуссиям, и т. д.

В последнее время в процессе профессиональной подготовки педагогов широко применяется индивидуально-творческий подход. Одна из форм его реализации – индивидуальный план-программа профессиональной подготовки. Преимущества этой формы в том, что она позволяет осуществлять целостное пла­нирование и учет результатов общего и профессионального развития будущего педагога. Такую индивидуальную образо­вательно-профессиональную программу студент разрабатывает совместно с преподавателем-консультантом, руководствуясь данными самопознания и самооценки своих возможностей и достижений, изучения преподавателем его профессионально-личностных качеств, подготовленности и др.

Любая технология современного обучения педагогике содержит самостоятельную учебную работу студентов, под которой обычно понимают любую организацию деятельности студентов преподавателем, направленную на достижение постоянной дидактической цели в специально отведенное для этого время (в основном внеаудиторное), поиск информации, осмысление знаний, закрепление, формирование умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключается основное различие институтов и университетов?

2. В чем суть многоуровневого университетского образования. Определить наиболее оптимальный путь овладения профессии с учетом ваших индивидуальных особенностей.

3. Требование к уровню подготовки специалиста.

Литература.

17. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М., 1995.

18. Григорьев С. И. Миронов В. Л. Проблемы университетского педагогического образования // Педагогика. 1994. №4.

19. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций / Калининградский университет, Калининград, 1995.

20. Колесников Л. Ф., Гурченко В. Н. Эффективность образова­ния. М.: Педагогика, 1991.

21. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность Ростов н/Д, 1997.

22. Краевский В. В. Непрерывное образование как целостная область педагогической деятельности // Непрерывное педаго­гическое образование. – Выпуск 3. – Волгоград, 1994.

23. Краевский В. В. Методология педагогического исследова­ния. Самара, 1994.165

24. Кухарев Л. В. На пути к профессиональному совершенству. М-: Просвещение, 1990.

25. Лихачев Б. Г. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1993.

26. Обучение студентов педагогике. Аспект технологий / Под ред. Ф.К. Савиной, Волгоград, 1996.

27. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1.

28. Сергеев К. К. О принципе непрерывности профессионального педагогического образования. – Ростов н/Д, 1998.

29. Сластенин В. А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя // Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность. - М., 1995.

30. Терехин М. Н. Связь теории и практики в процессе обуче­ния школьников. М., 1990.

31. Харламов И. Ф. Педагогика. М., 1997.

32. Шиянов Е. Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. – М. – Ставрополь 1991.

 

Лекция № 9.Образовательная система России и за рубежом. Управление образовательными системами.

 

Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы. Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческим, национальными особенностями страны.

В современном мире насчитывается множество образовательных систем. Состояние образования в зарубежных странах целесообразно рассмотреть на примере наиболее развитых государств, так как им в большей степени присущи ведущие тенденции характеризующие как положительные, так и отрицательные стороны образовательной системы.

Самой развитой страной капиталистического мира являются Соединенные Штаты Америки. Система образования в этой стране представлена следующим образом. Детские сады здесь в основном частные и сеть их весьма незначительна. Наиболее доступным для всех слоев населения являются игровые центры, куда дети приходят на 2-3 часа в день. Около 85% пятилетних детей охвачены приготовленными группами, которые организуются при школах, называются детскими садами и имеют целью подготовку детей к школе. Школьное обучение начинается с 6 лет и по закону большинства штатов обязательно до 16 лет. Сеть школ состоит из государственных (общественных) и частных учебных заведений. Часть школ принадлежит церкви. Начальная школа США носит название "элементарной" и имеет продолжительный срок обучения 6-8 лет. Учебный план включает английский язык, математику, естествознание, обществоведение, труд, цикл художественных предметов (рисование, лепка, музыка, пение) и физкультуру. Преподавание в школах ведется только на английском языке. Уже в начальных классах учащихся делят на потоки в соответствии со способностями, которые выявляются с помощью разнообразных тестов. Миллионы детей несостоятельных родителей попадают в потоки неспособных школьников.

В стране нет единых программ, учебных планов и требований к знаниям учащихся. Средняя школа состоит из двух ступеней: младшей и старшей. В младшей средней школе (YII-IX классы) дифференциация обучения углубляется. Преподавание на разных уровнях (для способных и неспособных) дополняется системой выборных предметов. Старшая средняя школа (Х-Х11 классы) делится на профили, которые условно можно свести к двум: академические и практические. Учебный план академических профилей ориентируется на требования вузов и включает в себя обычный для школ подобного профиля набор предметов: алгебра, геометрия, физика, химия, биология, иностранные языки. В учебных планах практических профилей преобладают утилитарные предметы: прикладная химия, математика потребителя, косметика, семейные отношения или курсы, дающие до профессиональную подготовку (ремонт автомашин, машинопись, бухгалтерское дело и т. д.)

В 60-70 годы в США была реорганизована система профессионального образования. В результате несколько расширилась сеть государственных профессиональных школ, возросло число младших колледжей с двухлетним сроком обучения, в которых готовят квалифицированных рабочих для новых промышленных областей (электронной, химической). В практику вошла организация региональных профессиональных центров, в которых учащиеся неакадемических профилей совмещают подготовку к профессии с обучением в школе. Высшее образование дают колледжи, институты, университеты. Университеты представляют собой основной вид высших учебных заведений. Высшее образование платное. Университеты являются крупными учебными заведениями, имеющими в своем составе большое число школ и колледжей. В течение 2-3 лет студенты занимаются в колледже свободных искусств, получая общее образование. Свыше 70% студентов дальше учиться не имеют возможности и получают низшую степень- бакалавра наук.

Степень магистра получают выпускники специализированных школ и колледжей университета (инженерный, экономический, Юридический, Искусств и др.). Подготовка врачей узких специальностей, Адвокатов, Научных работников осуществляется на следующей ступени. Требующей еще 3-4 лет обучения. Учителей для всех типов школ готовят в педагогических колледжах и университетах со сроком обучения 4-5 лет. Первые 2 года будущие учителя получают общее образование. В последующие 2 года даются предметы специализации. На V курсе осуществляется профессионально-педагогическая подготовка.

В странах ЕС система школьного обучения включает в себя три ступени. Время обязательного обучения в школе различно и зависит от уровня развития государства и состояния общества. Представленная в форме сравнительной таблицы эта система предоставляет нам следующую информацию (выборочно по ряду стран):

Страна Годы обяз.обуч. 1 ступень 2 ступень 3 ступень

Австрия 9 лет 6-9 лет 10-13 лет 14-17 лет

Бельгия 12 лет 6-11лет 12-13 лет 14-18 лет

Великобритания 11 лет 5-10 лет 11-13 лет 14-17 лет

Германия 10 лет 6-9 лет - 10-16 лет

Италия 8 лет 6-10 лет 11-13лет 14-18 лет

Португалия 6 лет 6-11 лет 12-14 лет 15-17 лет.

Высшее образование в этих странах осуществляется через функционирование широкой сети университетов, действующих на основе различных, характерных для каждой из стран, принципов.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время в РФ действуют такие принципы:

v гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;

v единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

v общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

v светский характер образования в государственных учреждениях;

v свобода и плюрализм;

v демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных управлений, самостоятельность образовательных учреждений.

Эти принципы определяют основные направления политики и, следовательно, характер образования и учебных учреждений в стране.

Принятая в нашей стране концепция непрерывного образования предусматривает создание необходимых условий и широкой сети специальных учреждений, обеспечивающих постоянство образовательного процесса в продолжении всей человеческой жизни. Целенаправленное претворение в жизнь основных положений данной концепции обеспечивает совершенствование процесса формирования широко образованной, всесторонне развитой личности, способной привнести в современное общество гуманистического начала и научно-технический прогресс. Образовательными учреждениями, способствующими реализации концепции непрерывного образования являются дошкольные учреждения, общеобразовательная школа, профессиональная школа, учреждения после вузовского образования. Все эти учреждения широко представлены в нашей стране и наделены определенным потенциалом для высокоэффективной работы.

Образовательным называется учреждение, которое ведет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе. Под образовательной программой понимается содержание образования определенного уровня и направления. По направлению имеется общее и профессиональное образование. Общее образование имеет уровни: дошкольная педагогика, начальная школа, основное общее образование (неполная средняя школа), полное среднее общее образование.

Образовательная задача начальной школы - обучение письму, чтению, счету и умению учиться, неполной средней школы- формирование знаний по основным наукам, полной средней школы – углубление знаний, формирование знаний в соответствии с интересами, способностями, подготовка к профессиональному самоопределению. Этими задачами обуславливается отбор и совокупность предметов в общеобразовательной школе.

Профессиональное образование имеет целью дать знания и умения в какой-либо области, деятельности, обеспечить подготовку специалистов соответствующей квалификации. Его содержание составляют специальные дисциплины, хотя среди них имеются и общеобразовательные. По уровню профессиональное образование делится на начальное, среднее, высшее и после вузовское.

Существуют следующие типы образовательных учреждений.

Дошкольные: ясли, детский сад.

Общеобразовательные: школы, лицеи, гимназии и пр.

Профессиональные: училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии.

Специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр..

Учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и пр..

Учреждения для детей- сирот и детей без попечения родителей: интернаты, детские дома.

Другие учреждения:курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и пр..

По организационно правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Граждане могут использовать разные формы получения образования: в образовательном учреждении, с отрывом от работы и без него, семейное образование, экстернат.

Принципы построения системы образования в России следующие:

1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям. Используя традиционные общие требования, предъявляемые к школе дополнительно вносят коррективы в содержание образования, организационно-управленческую структуру все системы образования, условия ее финансирования, права и гарантии граждан на получение образования.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в Российской школе, а именно: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола. Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России, а также способностей национальных и индивидуальных особенностей молодых людей.

4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждений с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования, выбор обучающимися типа образовательного учреждения и образовательной программы в соответствии с их познавательными потребностями и социальными интересами.

Общее руководство государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляет представительный орган – совет образовательного учреждения, который формируется также в соответствии с уставом учреждения образования.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

Устав негосударственного образовательного учреждения закрепляет структуру внутреннего управления, процедуру назначения или выборов руководителя, полномочия которого определяются учредителем или попечительским советом по согласованию его функций с педагогическим коллективом.

В сложный период трансформации государства и экономики назревает потребность в новой реформе Российской системы образования. Ее основная задача - облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую школу и среднюю школу к рынку.

В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления.

Школы получают широкие права по выбору типа школы, учебных планов, программ, учебников, учебных предметов, методов обучения и воспитания, но обязаны обеспечить усвоение стандарта образования, минимума знаний по учебной программе учащимися.

Значительные изменения предполагаются в области финансирования. Отношение широкой общественности к реформам сложное и неоднозначное.

Принятый в 1992 году закон Российской Федерации "Об образовании" юридически закрепил новую философию и идеологию российского образования, создал необходимую правовую базу для его реформирования и развития. Поправки к закону, принятые в 1996 году, в целом усовершенствовали этот законодательный акт, но не смогли окончательно привести его в соответствие с новыми требованиями российской жизни.

В современных условиях очередной этап образовательной реформы включает в себя два основных периода: проектно-экспериментальный (1998-2000гг.) и внедренческий (2001-2008 гг.)

В законе РФ "Об образовании " содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как "внешние" социально-педагогические условия развития системы образования, так и "внутренние" собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

Существующие проблемы в успешном решении стоящих перед школой задач обусловлены рядом противоречий, которые в значительной степени связаны с существенными изменениями концепции развития нашего общества, с вхождением в рыночные отношения, происходящими изменениями в ценностных ориентациях, образовательных и деятельностных потребностях человека. В связи с этим особую тревогу вызывает состояние здоровья детей и подростков. На 10 000 тысяч человек населения отмечалось 6500 случаев заболеваний школьников. Из поступивших в первый класс примерно 27-30% детей отставало в интеллектуальном развитии. Объективно возникает необходимость создания различных форм компенсирующего обучения и охраны здоровья детей. Вместе с тем полученные данные свидетельствуют о том, что даже при наличии функционирующих классов и групп коррекции отношение родителей к ним неоднозначное. С одной стороны, родители выступают за усиление индивидуального подхода к детям, с другой – возражают против явного, открытого для всех акцента на отставании интеллектуального развития ребенка.

Данные выборочных социологических исследований свидетельствуют о слабом учебно-методическом обеспечении учебных заведений среднего образования. Так, почти 90% старшеклассников, 48% родителей и 82% учителей считают необходимым дифференциацию обучения, позволяющую изучать учебные предметы по выбору. Но из-за отсутствия альтернативных учебников и учебных пособий, а также достаточной подготовки учителей это трудно осуществить.

В соответствии с Законом " Об образовании" (ст.ст.21-23) новой является трактовка традиционно существующих профессионально-технического и среднего специального образования, которые рассматриваются теперь как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, как правило, на базе основного общего образования (основной школы). Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня. Среднее профессиональное образование ориентированно на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства на базе основного общего. Среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Предполагается, что среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на первых ступенях высшего профессионального образования. Высшее образование сориентировано на подготовку высокообразованных специалистов для всех отраслей народного хозяйства на базе полного среднего (общего или профессионального) образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в высших учебных заведениях (бесплатно и на хозрасчетной основе), в процессе окончания студентами двух его степеней: бакалавриата и магистратуры. Для получения высшей научной квалификации по избранной специальности необходимо продолжить образования по окончании вуза в аспирантуре (докторантуре), защитив соответственно диссертацию по избранной научной проблеме.

В Тульской области образовательная среда обеспечивает непрерывность обучения, включает в свое пространство различные образовательные институты: Дошкольные учреждения-ясли, ясли-сад, детский сад; общеобразовательные школы разного типа – гимназии, лицеи, профессиональные классы с углубленным изучением отдельных предметов и т.п.; средние специальные учебные заведения -СПТУ, колледж, техникум; высшие учебные заведения- университет, институт, аспирантуру и т. п.; постдипломное обучение – ИПК, самообразование, различные подготовительные курсы, переквалификацию, усовершенствование.

В последние годы в г. Туле и области (отдельные регионы) разработана и претворяется в жизнь концепция совершенствования региональной системы образования, предусматривающая следующие направления:

--усиление гуманистической, общечеловеческой направленности образования, гуманизация образования;

--реорганизация обучения и воспитания с целью более эффективного формирования личности учащихся;

--пересмотр учебных программ на путях специализации, укрепления межпредметных связей, внедрение авторских программ по отдельным предметам;

--приближение школы к миру труда, реорганизация системы профориентации;

--дифференциация обучения, развитие специальных учебных заведений для одаренных и аномальных детей, организация условий для развития, социально-нравственной адоптации и оздоровления социально обездоленных, физически ослабленных детей, детей с заниженным уровнем интеллектуальных возможностей;

--педагогизация взаимоотношений с семьей;

--создание системы непрерывного образования;

--модернизация системы обучения на началах творчества учителей и учащихся; использование новых методов, форм и средств индивидуализации образования;

опытно-экспериментальная работа деятельность по внедрению передовых педагогических идей и рекомендаций, имеющих целью укрепления связи образования и воспитания с жизнью общества.

Вопросы и задания

1. Дайте определения понятия "системы образования"

2. Охарактеризуйте систему образования развитого капиталистического государства

3. Каковы принципы построения системы образования в Российской Федерации?

4. Перечислите особенности жизнедеятельности системы образования в нашей стране в современных условиях

5. Дайте характеристику региональной системы образования Тульской области

6. Дайте определение понятий: образовательная программа, государственный стандарт в образовании, региональный образовательный компонент

Литература.

1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М.,1997

2. Высшее образование в странах -членах Европейского Союза. Европа, №2, 1995.С.5-8

3. Педагогика. Под ред. В.А. Сластенина, С.П. Баранова. М.,1995

4. Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П.И. Пидкасистого. Изд. 3-е. М., 1998

5. Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. Тула. 1994

6. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 1997

7. Япония Справочник. 2 ч. Под ред. Г.Ф. Кима, К.О. Саркисова, А.И. Сенаторова. М., 1992. С. 213-243

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.179 сек.