Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тексты к заданию 1.2




III. Материалы для подготовки и проведения занятия (тексты, краткая информационная справка о методах и технологиях, реализуемых на занятии)

Обсуждение в парах и в четверках результатов выполнения заданий 1.3, 1.4, 1.6.

II. Проведение занятия

2.1. Реализация метода «Интеллектуальные качели». Проблема для оперативной дискуссии задается следующими недоконченными предложениями:

«Я думаю, что основной проблемой воспитания в школе является …».

«Причинами этой проблемы являются …».

«Я предлагаю следующие пути и средства этой проблемы…».

Представление окончательных результатов (таблиц 19, 20) всей группе.

2.3. Заслушивание и обсуждение учебных сообщений по вопросам 1, 2, 4 ( задания 1.2, 1.5).

 

2.4. Обсуждение вопроса 3: реализация метода «Собери формулировки и охарактеризуй».

 

2.5. Понятийный диктант (задание 1.1) и взаимопроверка результатов.

 

2.6. Обсуждение решений педагогических задач (задание 1.7).

 

2.7. Итоговая рефлексия: написание педагогического эссе на одну из тем:

1. «Если бы я был (а) воспитателем».

2. «Мои представления об идеальном воспитателе»

3.1.1. К. Д. Ушинский (1824-1870): «Искусство воспитания имеет ту особенность, что по­чти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания» (По: Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// К.Д. Ушинский // Избр. пед. произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1974. - Т.1 - С. 229).

· Какие взгляды на искусство воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, бытуют в обыденном сознании людей?

· Какую из перечисленных точек зрения вы разделяете? Ответ обоснуйте.

3.1.2. Е.В. Бондаревская: «[...] новое качество личностно ориентиро­ванного воспитания определяется принципом культуросообразности. [...]. Принцип культуросообразности воспитания определя­ет отношения между воспитанием и культурой как сре­дой, растящей и питающей личность (П.Флоренский), а также между воспитанием и развитием ребенка как чело­века культуры. Это означает, что культурное ядро содер­жания воспитания должны составлять универсальные об­щечеловеческие, общенациональные и региональные цен­ности, а отношение к ребенку строится исходя из вос­приятия его как свободной, целостной личности, спо­собной по мере своего развития к самостоятельному вы­бору ценностей, самоопределению в мире культуры и твор­ческой самореализации.

Воспитание при этом не навязывает те или иные ценно­сти (как это было в прежнем советском воспитании), а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю рабо­ту ребенка над своими действиями и поступками. [...]. Развитие природной и социальной сущностей челове­ка выдвигает в качестве основных принципов гуманисти­ческого воспитания, кроме культуросообразности, природосообразность и личностный подход.

Принцип природосообразности воспитания означает отношение к ребенку как к части природы, что предпола­гает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его оби­тания и развития. Принцип природосообразности предпи­сывает учитывать половозрастные особенности детей, вос­питывать мальчиков иначе, чем девочек, не перегружать младших школьников, но создавать оптимальные физи­ческие и умственные нагрузки подросткам (в современ­ной же [...] школе чаще бывает наоборот), разрабатывать и осуществлять щадящие режи­мы для детей с ослабленным здоровьем, беречь детскую индивидуальность, не стремиться ее переделывать и каж­дого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, ка­кой он есть, создавая ему доступные зоны развития.

Особую грань принципа природосообразности состав­ляют требования, связанные с воспитанием личной от­ветственности школьников за состояние окружающей среды, последствия своих действий по отношению к фло­ре и фауне, за состояние своего здоровья и здоровый образ жизни.

Принцип личностного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса. В соответствии с таким подходом законы духовного и физического разви­тия, процессы и изменения, происходящие во внутрен­нем мире ребенка, служат главными ориентирами в вос­питательной деятельности. Всестороннее изучение лично­сти выступает необходимым условием успешности воспи­тания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств — высшим показателем его эффективности.

Личностный подход основывается на том, что каж­дая личность универсальна, и главной задачей воспита­тельной работы становится формирование индивидуаль­ности, создание условий для развития творческого по­тенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариан­тов развития и воспитания, адекватных ее возможнос­тям и особенностям.

Гуманистическое личностно ориентированное воспи­тание — это педагогически управляемый процесс культур­ной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе, которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Основ­ным механизмом этого процесса является собственная ак­тивность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора. Поэтому главное вни­мание направляется на развитие с раннего детства субъ­ектных свойств личности: внутренней независимости, са­мостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, са­моуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др. [...]». (Цит. по: Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. - М., 2002. – С.235-236.).

· Докажите, что охарактеризованные в тексте принципы личностно ориентированного воспитания являются в то же время методологическими принципами (подходами) в педагогике.

· Раскройте содержание принципов личностно ориентированного воспитания.

· Почему в процессе личностно ориентированного воспитания главное внимание уделяется развитию субъектных свойств личности?

3.1.3. Н.Е. Щуркова: « Принцип – это общее руководящее положение, которое, будучи принятым, диктует человекупоследовательность действий в соответствующих ситуациях жизни. Принцип воспитания есть общее положение, задающее вполне определенное направление профессиональной деятельности педагога. Если их несколько, то они крепко связаны, и каждый последующий вытекает из предыдущего, а каждый предыдущий позволяет реализовать последующие. Любая ситуация работы с детьми выстраивается с опорой на общий воспитательный принцип.

Три принципа воспитания предначертаны культурологической гуманистической концепцией современного воспитания.

Принцип ценностной ориентации диктует: программу воспитания детей как последовательное постижение и присвоение (обретение личностного смысла) системы наивысших ценностей, таких, как «человек», «жизнь», «природа», «общество»; последовательное культивирование таких ценностных отношений, как уважение человека, любовь к природе, гражданская ответственность и любовь к отечеству, а также последовательное формирование у детей умений выстраивать поведение в согласии с ценностными отношениями; педагогическое распредмечивание» предметно-вещного мира, когда за привычными предметами и вещами дети вместе с педагогом обнаруживают глубокий смысл и высокое предназначение созданных предметов или природных явлений.

Принцип субъектности обуславливает обязательность в системе воспитания: организации деятельности каждого ребёнка как формы выражения им своего активного отношения к жизни и ее явлениям; организации личностного осмысления детьми ценностей жизни на земле, а также значения и смысла собственной его индивидуальной деятельности; предоставление ребёнку права свободного выбора в рамках общечеловеческих социальных норм жизни; содействие формированию у детей образа счастья и своего «Я» как строителя счастья и конструктора собственной жизни.

Принцип признания ребенка как индивидуальной данности предполагает, что педагог уважает конкретные условия жизни ребёнка, историю его жизни, особенности обстоятельств семейного воспитания, уровень его данного развития, обусловленный этими обстоятельствами; педагог признает индивидуальные физические, психологические и социальные особенности ребёнка, не посягает на их жёсткое корректирование, но лишь содействует развитию достоинств ребёнка, опираясь на механизм вытеснения старых образований новыми; педагог всегда стоит на защите ребёнка в его непохожести и индивидуальной неповторимости, неуклонно научая детей признавать особенности личности и уважать национальное, возрастное, характерологическое, религиозное, физическое и другое различие людей; в воспитательном учреждении внедрена традиция защищенности каждого ребенка, помощи и дружеского участия по отношению к каждому члену коллектива; педагог и дети уважительно относятся к состоянию и самочувствию каждого человека и проявляют великодушие к нему в ситуациях его неудач и ошибок; всем детям предоставляется возможность участия во всех видах деятельности для развития интересов, способностей и потребностей. (По: Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб., 2005. – С. 38-40).

 

· Определите, на основе каких закономерностей воспитания базируются принципы воспитания, предложенные Е.Н. Щурковой.

· Раскройте содержание принципов культурологического воспитания.

· Сформулируйте правила, выполнение которых обеспечит практическую реализацию принципов культурологического воспитания.

· Как эти принципы воспитания согласуются с общепризнанными принципами процесса воспитания, которые охарактеризованы в современных учебных пособиях по педагогике?

 

3.1.4. «В педагогике советского периода приоритет в научных исследованиях отдавался разработке теоретических, в том числе психологических, основ обучения. Эта проблема достаточно полно отражалась в учебниках по педагогике. В результате, будущие учителя, как правило, четкопредставляли, что «психическим материалом обучения» (А.К. Колеченко) являются предметные знания, умения и навыки. Напротив, в теории воспитания, предлагаемой студентам в учебных пособиях по педагогике, обычно не раскрывались психологические механизмы воспитательного процесса. Содержание воспитания было представлено отдельными направлениями (умственное, нравственное, физическое и т.д.), осуществление которых должно приводить к формированию у растущей личности определённого набора качеств. В целом, оставалось непонятным, что же является «психическим материалом» (предметом) воспитания.

В современной педагогике появились новые подходы и концепции воспитания, восполняющие указанный пробел. Особую важность для будущих учителей представляет вопрос о содержании воспитания. Почему? Содержание воспитания – это то, чем наполняется организуемая педагогом деятельность детей [3, 144]. Личность развивается только через освоение, усвоение и присвоение содержания воспитания. Рассмотрим, как решается проблема содержания воспитания в современной педагогической науке.

В начале 90-х годов XX века оформилась концепция системного построения процесса воспитания (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова и другие), трактующая воспитание, как целенаправленное управление процессом развития личности. По мнению авторов этой концепции, основу содержания воспитания составляют фундаментальные общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Для того чтобы перечисленные ценности стали содержанием воспитательного процесса, было предложено создавать комплексные или целевые программы воспитания, основанные на этих ценностях («Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности» и др.).

Для педагога-практика представляет интерес концепция педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития. Основные положения данной концепции были разработаны О.С. Газманом (1995 г.), а в настоящее время она представлена в трудах Т.В.Анохиной, Н.Б. Крыловой и других. Педагогическая поддержка рассматривается ими, с одной стороны, как элемент любого педагогического взаимодействия и сотрудничества, а с другой – как «мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности» [1, 62]. Воспитание, согласно этой концепции, есть помощь школьнику в его саморазвитии. Основу содержания воспитания, по мнению О.С. Газмана, составляет базовая культура личности как оптимальный набор личностных качеств, свойств, ориентаций, позволяющий индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. В структуре базовой культуры личности О.С. Газман выделяет следующие основные составляющие: культуру жизненного самоопределения; культуру семейных отношений; экономическую культуру и культуру труда; политическую, демократическую и правовую культуру; интеллектуальную, нравственную и коммуникативную культуру; экологическую культуру; художественную культуру; физическую культуру. Главным предметом воспитательной деятельности педагога является самоопределение личности учащегося в четырёх важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера. Для реализации теоретических положений концепции её авторы предлагают осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

В настоящее время известна также концепция воспитания ребёнка как человека культуры, разработанная Е.В. Бондаревской. Воспитание определяется ею как процесс педагогической помощи (создания культурной среды) ребёнку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении [1, 52]. Как полагает Е.В. Бондаревская, содержание воспитательного процесса основывается на субъективном опыте личности и включает следующие его компоненты: аксиологический (универсальные общечеловеческие ценности); культурологический (разворачивание жизнедеятельности личности в различных культурных средах); жизнетворческий (события жизни, способы их организации и проживания); морально-этический (накопление опыта переживания и проживания гуманного, нравственного поведения); гражданский (участие в общественно полезных делах, накопление опыта гражданского поведения); личностный (ситуации ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии поведения, самооценки и др.); индивидуально-творческий (развитие способностей, формирование самостоятельности, креативности). Овладение этими компонентами личностного опыта и приводит к воспитанию человека культуры: свободной, гуманной, духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурный среде [1, 61].

Наиболее психологически обоснованной представляется нам концепция «формирования образа жизни, достойной Человека», предложенная Н.Е. Щурковой. Она определяет воспитание как управляемый педагогами-профессионалами процесс последовательного восхождения ребёнка к достижениям культуры современного общества в целях максимального развития всех потенциальных способностей ребёнка [3, 7]. Воспитание организуется как взаимодействие ребёнка с миром на уровне современной культуры. Основываясь на исследованиях философов, психологов и педагогов, утверждавших, что отношения есть сущностный признак личности, Н.Е. Щуркова пришла к двум важным выводам. Во-первых, именно отношения личности составляют основное содержание воспитания. В отношении всегда присутствуют познавательные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Оно объективно существует в поступке, его результатах, а субъективно в мышлении, чувствах, воле, мотивах. Поэтому, воспитывая отношения, мы воспитываем соответствующие им качества личности. Во-вторых, деятельность ребёнка только тогда будет фактором его духовного развития, когда в ходе этой деятельности им проживается ценностное отношение. Следовательно, содержанием воспитания в данной концепции выступает система ценностей (человек, жизнь, общество, природа, добро, истина, красота, счастье, труд, познание и т.д.) и ценностных отношений.

Заметим, что в концепции воспитания, разрабатываемой Н.Е. Щурковой, не только очерчен круг ценностей и ценностных отношений, но и определена структура содержания воспитания в соответствии со структурой самих отношений. В самом общем виде структура содержания воспитания в качестве компонентов включает: знание о мире и самом себе («знание ценностных объектов»); умения взаимодействовать с окружающим миром («умения взаимодействовать с ценностными объектами»); отношения к миру и ценностям жизни (выработка личностных смыслов ценностных объектов).

Кроме представленных выше существует ещё ряд концепций воспитания, заслуживающих внимания будущих учителей. Это, например, системно-ролевая теория формирования личности ребёнка (Н.М.Таланчук), в которой содержание воспитательного процесса представлено совокупностью социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей. Студентам полезно познакомиться также с концепциями «Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка» (М.И.Рожков и др.) и «Самовоспитание школьников» (Г.К. Селевко). В первой из них содержание воспитания призвано содействовать усвоению системы гуманистических ценностей и развивать все сущностные сферы человека: интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, саморегуляции, предметно-практическую, экзистенциальную. Во второй - главной составляющей содержания воспитания являются знания, умения и навыки, позволяющие ребёнку вести работу по самопознанию, самоутверждению и самореализации своей личности.

Все рассмотренные выше педагогические концепции создавались в русле личностно ориентированного образования. В них реализованы культурологический, аксиологический, философско-антропологический подходы к разработке содержания воспитания. В этом же направлении в настоящее время развивается теория воспитания в Беларуси. Это нашло отражение, например, в трудах выдающегося учёного-педагога И.Ф. Харламова. Так, в последних изданиях его учебного пособия Педагогика» излагается деятельностно-отношенческая концепция воспитания, а воспитание (в узком смысле) характеризуется как процесс формирования социальных, нравственных, эстетических отношений [2, 95]. При этом автор подчёркивает, что воспитание невозможно без развития потребностно-мотивационной сферы личности, а также без побуждения её к саморазвитию и самовоспитанию. Несомненным достоинством концепции воспитания И.Ф. Харламова следует признать изложение психологических основ процесса формирования отношений и соответствующих им качеств растущей личности, стремление раскрыть внутренние механизмы её развития. Под содержанием воспитания И.Ф.Харламов понимает разнообразные отношения учащихся к различным сторонам действительности, к другим людям и самим себе [2, 322]. Кроме того, он устанавливает связь этих отношений с соответствующими качествами личности, раскрывает психологическую структуру личностных качеств, без знания которой, по его мнению, невозможен эффективный воспитательный процесс. Изучение концепции воспитания, разработанной И.Ф.Харламовым, позволит будущим учителям более глубоко осознать теоретические основы воспитания, в том числе получить представление о том, как решается вопрос о содержании воспитания в современной педагогической науке. Это наряду с освоением новейших образовательных технологий будет содействовать формированию психолого-педагогической компетентности студентов, их педагогической культуры в целом.

1. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.

2. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. / И.Ф. Харламов. – 6-е изд. – М.: Універсітэтскае, 2000. – 560 с.

3. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. - СПб.: Питер, 2005. – 366 с.». (По: Сивашинская, Е.Ф. Проблема содержания воспитания и ее решение в современной педагогике / Е.Ф. Сивашинская // Педагогическое наследие И.Ф. Харламова и современные проблемы обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи (К 85-летию со дня рождения): Материалы респ. науч. - практ. конф. (Гомель, 23-24 июня 2005 г.). В 2 ч. Ч.1 / Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2005. - С. 30-34.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.