б) наглядные методы:
- - наблюдение;
- - демонстрация натуральных объектов, предметов, процессов, явлений, приборов, оборудования и т.п.;
- иллюстрация объемных и плоскостных изображе- ний (муляжи, макеты, геометрические, физические тела, картины, репродукции и т.п.);
- - использование символической наглядности (схемы, чертежи, карты, таблицы, диаграммы, графики и т.п.);
- - применение технических средств передачи информации (экранных, звуковых, экранно-звуковых, визуальных, аудиовизуальных и т.п.);
- - применение технических средств контроля;
- применение вспомогательных технических средств;
- применение комбинированных технических средств (лингафонные устройства, компьютерные системы и т.п.);
- использование ПК как средства обучения.
в) практические методы:
- - упражнения (устные, письменные; индивидуальные, групповые; воспроизводящие, репродуктивные, творческие, для выработки умений по применению знаний и т.п.);
- лабораторные, практические работы;
- методы самостоятельной работы учащихся (составление плана рассказа, конспектирование лекции учителя, составление плана, тезисов, конспекта учебного материала, дополнительной литературы, первоисточников, работа с ПК и т.п.)
II. По характеру (уровню) учебно- познавательной деятельности учащихся
а) объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные) методы (словесные, наглядные, практические методы, направленные на усвоение учащимися знаний в готовом виде)
б) репродуктивные методы:
- упражнения, направленные на воспроизведение и повторение учебного материала, способа деятельности по заданию учителя, по образцу, по алгоритму;
- применение программированных материалов, обеспечивающих обратную связь и самоконтроль.
в) проблемное изложение:постановка и показ решения проблемысамимучителем;
г) частично-поисковые методы:организация учителем участия учащихся в отдельных этапах решении проблемы;
д) исследовательские методы:учащиеся самостоятельно осуществляют все элементы исследовательского процесса: ставят и обосновывают задачу, выдвигают гипотезу, осуществляют поиск соответствующих источников информации, решают задачу, проверяют полученные результаты
Ш. На основе целостного подхода к деятельности
а) По источнику передачи и характеру восприятия информации (см. классификацию I)
б)по логике передачи и восприятия учебного материала:индукция; дедукция; анализ; синтез.
в) по степени самостоятельности мышления школьников в процессе обучения (см. классификацию П).
г) по характеру управления учебной работой:
-методы работы под руководством учителя;
- методы самостоятельной работы учащихся: работа с книгой, письменная работа, выполнение разнообразных заданий учителя и т.п.
д) методы стимулирования и мотивации учения:
- - методы стимулирования и мотивации интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии; создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт; моделирование жизненных ситуаций; создание ситуаций успеха в учении и т.д.
- методы стимулирования долга и ответственности в учении: убеждение в значимости учения, предъявление требований и упражнения по их выполнению; поощрение, порицание и т.д.
е) методы контроля и самоконтроля в обучении:
- методы устного контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, уплотненный опрос и т.д.;
- методы письменного контроля: письменные контрольные и самостоятельные работы, программированные письменные работы, тестовые задания, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.д.;
- графические методы контроля: воспроизведение графиков, схем, таблиц, опорных конспектов и т.д.;
- методы лабораторно-практического контроля: контрольные лабораторные, практические работы, машинный контроль;
- наблюдение; самоконтроль, взаимоконтроль
Таблица 18
Структурный анализ урока
Этап урока
Дидактическая задача этапа
Содержание деятельности учителя и учащихся на данном этапе урока
Условия достижения положительных результатов этапа: методы, формы, технологии, средства обучения на данном этапе урока
Показатели выполнения дидактической задачи этапа (выводы о ее решении в соответствии с этими показателями)
1. Организационный
Подготовить учащихся к работе на уроке
Взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания, постановка цели и задач урока (установка на усвоение, запоминание, активность и т.п.)
Подготовка учителя и учащихся до урока: чистота классной комнаты, соблюдение санитарно-гигиенических норм; оформление доски, подготовка наглядных и технических средств обучения, раздаточного материала, письменных принадлежностей и т.д. Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований, умение учителя четко и однозначно озвучить цели урока, согласовать их с учениками: чему они должны научиться на уроке, какими знаниями и умениями овладеть
Кратковременность организационного этапа, полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, установка внимания всего класса
2. Проверка домашнего задания
Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки
Выявление степени усвоения заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов
Оперативность учителя, использование учителем методов и приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса. Вид домашнего задания (устное, письменное, индивидуальное, групповое и т.п.), методика работы: индивидуальный, фронтальный или комбинированный опрос; взаимопроверка или самопроверка учащимися; выполнение аналогичного задания в классе, выборочная проверка домашнего задания и т.п.; оценка выполнения домашнего задания, целесообразность затраченного времени
Способность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недочеты и ошибки, возможность в ходе проверки задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных пробелов в знаниях
3. Изучение нового материала
Дать учащимися конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств получения знаний
Организация понимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися
Использование методов и приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений: вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и обращение на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Составление систематизирующей таблицы первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. Словарная работа
Использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся с книгой в сочетании с беседой, использование наглядности, компьютерной техники. Правильность ответов и действий учащихся, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы с книгой и т.д.
4. Проверка понимания учащимися нового материала и его закрепление
Установить, осмыслили ли учащиеся содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы; закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы
Проверка учителем глубины понимания учащимися нового учебного материала, закономерностей и сущности новых понятий; закрепление полученных знаний и умений
Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием уточнить, дополнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; выработка умения оперировать полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных методов и форм закрепления знаний
Учитель спрашивает средних и слабых учеников; класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; материал осознан большинством средних и слабых учеников; умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся на этом этапе урока
5. Информирование учащихся о домашнем задании, подведение итогов урока
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание домашней работы и способы её выполнения; подведение итогов работы на урока: как работал класс, что нового узнали, чему научились, кто из учащихся особенно старался
Объяснение цели и содержания домашней работы, приемов и последовательности ее выполнения; умение учителя быстро и четко разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; вид домашнего задания (устное или письменное, теоретическое или практическое, репродуктивное или творческое); включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом. Форма задания – запись на доске, под диктовку учителя, в дневниках или в тетрадях. В ходе подведения итогов урока выделение ключевых слов урока, формулирование выводов, оценивание деятельности учащихся и выставление отметок
Понимание всеми учащимися цели и содержания домашнего задания, методики его выполнения. Законченность урока, достижение учителем цели и задач урока; уровень знаний учащихся (правильность, полнота, осмысленность, умение оперировать и творчески применять); педагогическая оценка результатов учебной деятельности учащихся и урока в целом, самооценка учащимися своей деятельности; объективность выставленных отметок, их комментирование
Примечание: структурный анализ урока проводится по следующим параметрам: дидактическая задача этапа; содержание этапа; условия достижения положительных результатов этапа; показатели выполнения дидактической задачи этапа.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление