Критерии (показатели) осуществления на уроке
принципов и правил обучения
Содержание деятельности учителя и учащихся в соответствии с критериями
1.
Принцип научности обучения и принцип связи обучения с практикой, с жизнью, опытом учащихся:
- включает ли содержание обучения фундаментальные вопросы основ науки; соответствует ли оно современному уровню развития науки, техники и т.п.;
- знакомятся ли школьники в процессе обучения с отдельными методами и приемами научно-исследовательской работы (наблюдение, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, постановка опыта, проведение эксперимента и т.п.); овладевают ли они общеучебными учениями и навыками, умениями самообразования;
- узнают ли учащиеся, какое практическое приложение находят изучаемые теоретические знания; сочетается ли в процессе обучения теоретический материал с различными видами практических заданий, направленных на применение, проверку, закрепление полученных знаний, выработку соответствующих умений и навыков;
- используется ли на уроке краеведческий материал, знакомятся ли учащиеся с социально-экономическими событиями в стране и за рубежом и т.п.
- опирается ли учитель в процессе обучения на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий теоретический, обобщенный уровень; осуществляют ли учащиеся самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих то или иное теоретическое положение и правильность его применения на практике и т.п.
2.
Принципы наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении:
- применялись ли в процессе обучения иллюстрации, демонстрации, наглядные пособия, технические средства обучения, лабораторно-практические работы, современные информационные технологии и т.п., с какими целями и на каких этапах урока; насколько это рационально сочеталось с другими методами обучения и соответствовало возрастным особенностям учащихся; руководил ли учитель познавательной деятельностью учащихся в процессе использования наглядных средств;
- насколько наглядность способствовала развитию теоретического мышления, формированию понятий, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, осмысленному и сознательному усвоению ими знаний;
- проводилась ли учителем работа по формированию у школьников умений осознавать учебную задачу и решать её, а также других общеучебных умений;
- создавались на уроке условия для формирования активного отношения школьников к учению: создавались ли ситуации занимательности, новизны, эмоционально-ценностных переживаний, успеха и т.п.; применялись ли активные, проблемные, игровые методы обучения; формировались ли мотивы учебно-познавательной деятельности, воспитывался ли у учащихся познавательный интерес и т.п.; отказался ли учитель от чрезмерной регламентации деятельности учащихся, от подавления их инициативы, самостоятельности, творчества
3.
Принципы систематичности, последовательности в обучении и прочности результатов обучения:
- актуализировал ли учитель имеющиеся у учащихся знания перед изучением нового материала, насколько новый материал был связан с изученным ранее, применялось ли опережающее обучение; использовались ли внутрипредметные и межпредметные связи;
- выделялись ли основные, наиболее существенные аспекты изучаемого материала, отделялось ли главное от второстепенного; делались ли обобщающие выводы по каждому законченному фрагменту изучаемого материала; осуществлялось ли четкое структурирование изучаемого содержания в соответствии с его логикой;
- создавались ли условия для самостоятельного выполнения заданий, формировались ли общеучебные умения и навыки; происходило ли обучение разнообразным способам систематического, логического развернутого или сжатого изложения своих мыслей (пересказ, рассказ, ответ по плану, сообщение, небольшое выступление, доклад и т.п.);
- осуществлялось ли регулярное повторение изученного с введением элементов интерпретации или новой оценки усваяемого материала; проводилась ли систематизация материала, связанная с его самостоятельны воспроизведением; применялись ли полученные знания в новых ситуациях; осуществлялся ли систематический контроль и оценка результатов обучения
4.
Принципы доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащих в процессе обучения (дифференцированный и индивидуальный подходы):
- насколько содержание изучаемого материала, применяемые формы, методы и средства обучения соответствовали возрастным возможностям, уровню обученности учащихся; были ли учащиеся подготовлены к восприятию и усвоению нового материала; изучали ли учащиеся материал на высшем уровне своих возможностей;
- соблюдались ли правила реализации принципа доступности: от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному;
- учитывался ли учителем уровень развития познавательных процессов (мышления, памяти, внимания и т.п.), общеучебных и предметных умений каждого ученика, его индивидуальный темп (скорость продвижения) при овладении новыми знаниями или умениями; учитывались ли такие индивидуальные характеристики, как темперамент, характер, способности, волевые качества учащихся;
- насколько удачно с точки зрения индивидуализации обучения сочетались фронтальные, коллективные, парные, индивидуальные формы организации обучения; реализовывалась ли на уроке уровневая дифференциация (базовый, повышенный, углубленный уровень изучения предмета)
5.
Принципы развивающего и воспитывающего обучения, гуманизации обучения:
- направлялось ли обучение на развитие у школьников познавательных процессов (разных видов мышления, памяти, внимания, воображения и т.п.), речи, познавательной активности, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер; находилось ли обучение в «зоне ближайшего развития» учащихся; осуществлялось ли интеллектуальное, социальное, нравственное развитие личности;
- решались ли на уроке задачи воспитания и каким образом это достигалось (содержание учебного материала, методы и формы организации обучения, личностно-профессиональные качества учителя и т.д.); формировалось ли научное мировоззрение, воспитывались ли отношения учащихся к себе и другим людям, к науке (изучаемому предмету), природе, обществу, труду, искусству и т.д., воспитывались ли основы базовой культуры личности, волевые черты характера и привычки поведения;
- сочетал ли педагог уважение к учащимся с разумной требовательностью к ним, опирался ли он на положительные качества учащихся; создавались ли ситуации успеха на уроке, развивалась ли творческая активность учащихся; чувствовали ли школьники защищенность и эмоциональную комфортность в процессе обучения; проявлялись ли уважение, такт, терпение во взаимодействии педагога и учащихся
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление