Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тексты к заданию 1.2. II. Проведение занятия




II. Проведение занятия

Проверьте себя

1.8.1. Установите соответствие между структурами общения и общими формами обучения:

А. Опосредованное общение через письменную речь 1. Групповая форма
Б. Общение в паре постоянного состава 2. Коллективная форма
В. Групповое общение 3. Парная форма
Г. Общение в парах сменного состава 4. Индивидуальная форма

1.8.2. Выделите букву правильного ответа:

Теоретически обосновал классно-урочную систему:

а) И.Ф. Гербарт; б) Я.А. Коменский; в) А. Дистервег; г) К.Д. Ушинский.

1.8.3. Допишите предложение:

Основные характерные черты классно-урочной системы: …

1.8.4. Из списка понятий выпишите конкретные формы обучения:

 

Проблемное обучение; беседа; факультатив; учебно-познавательная деятельность; урок-путешествие; контрольная работа; домашняя работа учащихся; коллективная форма обучения; урок; воспитание нравственной культуры школьников; занятие предметного кружка; рассказ; занятие в мастерской; дискуссия; урок-лекция; упражнение; экскурсия; олимпиада; трудовая деятельность, стимулирующее занятие; компьютерное обучение; консультация; учебник; наглядность в обучении.

1.8.5. Вставьте пропущенные слова:

 

Урок – основной единичный элемент ___________ системы, основная конкретная _______ обучения. Он четко ограничен ___________, __________, __________.

I вариант

2.1. Реализация метода «Заверши фразу»: «Уроки в школе, в которой я учился …».

2.2. Обсуждение в парах и в четверках результатов выполнения заданий 1.1, 1.2. Представление окончательных результатов всей группе, аргументация своих выводов, ответы на вопросы других участников взаимодействия.

2.3. Прослушивание и обсуждение реферата (задание 1.4).

2.4. Обсуждение решений педагогических задач (задание 1.5).

2.5. Реализация технологии «Выступление» (ее модификации).

2.6. Проверка результатов выполнения тестовых заданий 1.8 (устно) и заданий 1.6*, 1.7* (кроссворды и рецензии проверяются и оцениваются преподавателем).

2.7. Итоговая рефлексия: реализация метода «Рефлексивная мишень».

 

II вариант: проведение педагогической мастерской на тему «Современный урок: каков он?»

III. Материалы для подготовки и проведения занятия (тексты; краткая информационная справка о методах и технологиях, реализуемых на занятии)

3.1.1. К.В. Ельницкий (1846-1917): «Достоинство урока в значительной мере зависит от предварительной подготовки к нему учителя. Если учитель обстоятельно выяснит себе материал или содержание своего урока, план и форму проработки этого материала, то он поведет свой урок плавно, производительно, не встречая особых затруднений. Если же он не приготовится к урокуили же недостаточно к нему подготовится, то и ход его урока будет обуславливаться случайностями […]. Кроме основательного изучения учебного предмета учителю необходимо также выяснить себе цели и задачи обучения. […] Одни из целей обучения преследуются в каждом уроке в продолжение всего учебного курса – это общие цели обучения; другие же цели преследуются преимущественно только в данном отдельном уроке – это частные цели урока. К общим целям обучения относятся: развитие умственных сил учеников посредством упражнения умственной их деятельности на учебном материале. […] Кроме развития умственных сил обучение имеет также своей целью возбуждение и развитие […] нравственных чувств. […] Влияя на чувствование, не должно при обучении упускать из виду и укрепление воли учеников. Уже приучение учеников посредством обучения к труду, аккуратности и исполнительности благотворно отзывается на воле учеников. Вместе с развитием душевных сил учеников обучение имеет своей целью расширение их знаний и образование в них более верного взгляда на жизнь, людей и природу. Наконец, обучение имеет целью выработку в учениках необходимых навыков и умений. К частной цели данного урока относится обогащение учеников сведениями, взятыми для проработки в данный урок […].

Подготовляясь к уроку, учитель намечает себе материал, который он должен проработать во время урока. Ведя обучение последовательно, учитель берет для своего урока тот материал, который следует по заранее составленному плану учебного курса […]. Весьма редко урок состоит только из сообщения ученикам новых сведений. Кроме того, на уроке происходят: повторение раньше усвоенных сведений и практические упражнения, вызываемые проходимым учебным материалом […]. Взявши материал для своего урока, учитель приступает к методической разработке его применительно к силам учеников и естественным законам умственной деятельности и духовного роста их […]. Подобравши подходящие для урока наглядные пособия, учитель обдумывает, каким образом следует ими воспользоваться, чтобы наилучшим образом послужили той цели, для которой предназначены […]. Так как новые знания учеников строятся на имеющихся уже у них знаниях, то, подготовляясь к уроку, учитель непременно должен соображать, какими знаниями ученики уже обладают и как можно воспользоваться этими знаниями для пополнения их новыми […]. Проработка учебного материала должна быть сообразована с развитием и подготовкой учеников […].

Сообразно с характером учебного материала учитель во время урока то сам сообщает ученикам сведения, то направляет их самих к выводу нужных сведений, т.е. прибегает то к излагающей, то к эвристической форме обучения. Подготавливаясь к изложению ученикам сведений, учитель заботится о ясности, точности и последовательности рассказа. Вернейшее средство придать своему рассказу означенные качества – предварительно письменно изложить то, что придется устно излагать во время урока. При письменном изложении учитель внимательно останавливается на подборе слов и выражений, серьезнее обдумывает план урока […]. Подготавливаясь эвристическим путем привести учеников к выводу, учитель обдумывает вопросы, отвечая на которые ученики дошли бы до нужного знания […]. Не мешает учителю также, подготавливаясь к уроку, соображать, кого из учеников уместно вызвать к ответу на тот или другой вопрос […]. Как при излагающей, так и при эвристической форме обучения учитель или может начинать с общего правила и переходить к примерам, частным фактам, или же, наоборот, может начинать с примеров, частных случаев и от них восходить к общему правилу или закону […]. Какого бы хода мышления учитель ни придерживался при ознакомлении учеников с предметом обучения, во всяком случае он непременно должен строго следовать законам логики […].

Кроме рассказывания и спрашивания учителю во время урока приходится производить также и другие действия, связанные с ходом урока, как, например, читать по книге, писать на доске, исправлять написанное учениками и т.п. Ко всем этим действиям учитель должен приготовиться, т.е. обдумать, как следует производить их, чтобы они наилучшим образом вели к цели и вместе с тем служили образцом для подобных же действий учеников […]. Проработавши с учениками взятый для урока учебный материал, учитель останавливается, чтобы обобщить проработанное и закрепить его в сознании учеников […]. К концу урока учитель обыкновенно предлагает ученикам работу на дом к будущему уроку. Предлагаемая ученикам работа большей частью находится в связи с проработанным на уроке учебным материалом. Учитель обдумывает, как следует подготовить учеников к исполнению работы и в какой форме предложить ее, чтобы они ясно сознавали не только то, что нужно исполнить к будущему уроку, но и то, как нужно исполнить предложенное. Кроме сообщения и закрепления в уме учеников знаний важную часть урока обыкновенно составляют соответственные упражнения, направленные к выработке в учениках нужных навыков и умений. […]

Каждый урок должен представлять собой нечто цельное, единое […]. Приготовляясь к уроку, учитель должен также позаботиться и об оживленности урока и занимательности его для учеников. […] Главное внимание учителя должно быть направлено на привлечение учеников к классной работе. Кроме содержания урока на привлечение учеников к этой работе имеет влияние также форма обучения и отношение самого учителя к делу обучения. Ученики невольно проникаются тем настроением, какое вносит с собой в класс учитель. Если учитель вял и апатичен, то и ученики работают вяло и апатично; если учитель суетлив, рассеян и без меры подвижен, то ученики на уроке суетливы и не сосредотачиваются на предмете обучения; если же, наконец, учитель последовательно, толково, обдуманно и оживленно ведет урок, то и ученики работают охотно, толково, сосредоточенно» (По: Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. - М., 1990. - С. 310-315).

· Какой алгоритм подготовки к уроку предлагает К.В. Ельницкий?

· Опишите этапы (структуру) урока, охарактеризованные К.В. Ельницким. Какие методы обучения советует примерять педагог на тех или иных этапах урока?

· Какие требования к уроку сформулировал К.В. Ельницкий? Сравните их с современными требованиями к уроку.

3.1.2. «Велико значение домашнего задания в процессе обучения, поэтому необходимо уделять ему особое внимание на уроке. Но в практической жизни оно задается в конце урока, часто со звонком или после звонка, без определенной цели, без инструктажа, как бы между прочим. Не удивительно, что и ученики привыкают относится к домашней работе, как к второстепенному делу. Работа ученика дома – это отражение работы учителя в классе. Эффективность выполнения домашнего задания зависит от характера проведения урока, предварительной подготовки учащихся к его выполнению, отношения ученика к учебному предмету. В свою очередь продуктивность следующего урока зависит от качества выполнения домашнего задания. Содержание домашнего задания – связующее звено между проведенным и следующим уроком. Цели выполнения домашнего задания могут быть самыми разнообразные: закрепление и углубление теоретических знаний; формирование умений и навыков; применение знаний в стандартной ситуации; обобщение и систематизация; подготовка к усвоению нового материала; творческое применение его в заданной или нестандартной ситуации и т.д. Оформление домашней работы должно быть эстетичным, аккуратным, экономным. Необходимо разобрать с учащимися несколько образцов подобного оформления, помочь им осознать различные способы оформления домашнего задания или его элементов: подчеркивание, применение схем, различных знаков для выделения важной информации и т.п. При проведении инструктажа по выполнению домашнего задания для оказания помощи учащимся используются разные способы: указание по аналогии, объяснение на примере, разбор сложных ситуаций, предупреждение о возможных трудностях и их устранении. Домашнее задание не может быть выполнено, если школьники не обучены методам и приемам самостоятельной работы на уроках. К последним относятся: организаторские и оформительские, планирование, обобщение информации, проверка, ориентация на результат, ориентация на правила и т.д.

Домашние задания должны носить вариативный характер.Одним ученикам достаточно только прочесть и пересказать содержание, решить задачу по образцу, то есть выполнить задание на репродуктивном уровне. Другим ученикам содержание нужно усложнять, предлагать задания конструктивного плана, такие как: преобразовать текст, составить план пересказа; обобщить и систематизировать содержание изученного материала в таблице, схеме, графике; сравнить предметы, явления, процессы; использовать доказательства и т.д. Существуют правила методики задавания на дом:

 

1. Отводить специальное время на уроке, сообщить домашнее задание тогда, когда оно вписывается в логику урока.

2. Добиваться полного внимания всего класса.

3. Содержание домашнего задания должно быть понятно всем без исключения учащимся.

4. Важно, чтобы учащиеся знали, как нужно делать домашнее задание, то есть владели методикой выполнения домашнего задания.

5. Задавать на дом только в том случае, если возможна проверка выполнения и оценивания задания на следующем уроке. Каждый случай невыполнения домашнего задания учеником, оставленный без внимания учителем, работает на воспитание безответственности. Проверить – это не только выявить наличие работы, но и установить полноту, правильность и сознательность выполнения домашнего задания всеми учащимися класса. Существуют различные формы контроля учителем выполнения домашнего задания: контроль (учителем, консультантом из числа учащихся) наличия выполненных письменных домашних заданий у всех учащихся, а их содержания – у некоторых учеников в период занятости других учащихся самостоятельной работой; контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в период занятости других; внеурочная проверка выполненных заданий в тетрадях учащихся; взаимоконтроль учащихся в парах постоянного или сменного состава; самоконтроль (сверка выполненного задания с образцом).

Итак, домашнее задание должно быть логическим продолжением прошедшего урока и началом следующего, оптимальным по объему, вариативным по содержанию, и прежде всего необходимым самому ученику. (По: Татарченкова, С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие / С.С. Татарченкова. – СПб.: Каро, 2005. – С.161-175.)

· Каково значение домашнего задания в процессе обучения?

· Сформулируйте возможные цели и задачи выполнения домашнего задания.

· Охарактеризуйте типичные ошибки учителей в задавании домашней работы учащимся.

· Как правильно инструктировать учащихся по выполнению домашнего задания?

· Изложите общие требования методики задавания на дом.

· Опишите формы контроля и проверки домашнего задания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.