Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематический план. дисциплины «психология и педагогика»




дисциплины «психология и педагогика»

для студентов очной, очно - заочной и заочной форм обучения

№ те-мы Наименование темы Очная форма Очно-заочная форма Заочная форма
Лек- ции Семи- нарские и практич. занятия Сам. Раб. Лек- ции Семи- нарские и практич. занятия Сам. Раб. Лек- ции Семи- нарские и практич. занятия Сам. Раб.
1. Психология и педагогика как наука         ___     ___  
2. Психические познавательные процессы и интеллектуальные состояния; особенности, их проявления в профессиональной деятельности юриста               ___  
3. Эмоционально – волевая сфера личности; психические состояния и их регулирование в деятельности юриста         ___     ___  
4. Психология личности как субъекта и объекта профессиональной деятельности юриста               ___  
5. Психология общения в профессиональной деятельности юриста         ___     ___  
6. Психология малых групп         ___     ___  
Всего: 66 часов               ___  

 

Тема I. Психология и педагогика: предмет, структура, методы, задачи

 

Предмет психологии: современное содержание понятие «психика»; структура психики: познавательные процессы, эмоционально-волевые состояния, психические свойства и качества человека (темперамент, характер, задатки, способности). Сознание как высший этап развития психики человека: структура, функции. Личность как высший этап развития человека; поведение, деятельность, общение как предмет психологии. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

История развития представлений о психике в разные периоды становления психологии как науки: мифологические, религиозные, философские представления о душе; история термина «психология». Основные представления в психологии о ее предмете: структурализм, фрейдизм, неофрейдизм, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, отечественная психология как направления в мировой психологии.

Структура психологии как науки, отрасли психологии: место психологии в системе наук: психология и ее взаимодействие с другими науками о человеке – историей, философией, социологией, педагогикой.

Методы исследования в психологии: наблюдение и самонаблюдение, опрос, эксперимент, психологические тесты.

Педагогика как наука: предмет, методы педагогического исследования. Образование как единство воспитания и обучения личности; категория «образование» в педагогике: ее полисубъектность. Образование как единство педагогического процесса, обучения и воспитания.

Образование как педагогический процесс: педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология. Закономерности и этапы педагогического процесса.

Образование как процесс обучения: формы организации учебной деятельности, методы обучения.

Образование как воспитание: методы, средства, цели; семья как субъект педагогического взаимодействия.

Образование как общечеловеческая ценность: образованность как критерий развития личности, единство образования и самообразования.

Образование как социокультурный феномен: образовательная система России, современные тенденции развития образования.

Задачи курса «Психология и педагогика»: психолого-педагогическая компетентность специалиста как элемент его профессиональной компетентности; психологическое совершенствование личности – условие профессионального и личностного роста специалиста.

 

 

Тема II. Психические познавательные процессы и интеллектуальные состояния; особенности их проявления в профессиональной деятельности юриста

 

Познание как высшая форма освоения человеком действительности и его уровни: чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое познание.

Ощущение как психический познавательный процесс: понятие, физиологическая основа ощущений, анализатор и его строение; виды анализаторов по их модальности (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный, внутренних органов).

Виды ощущений и их классификации: по модальности, по локализации (месту расположения) рецепторов. Особенности ощущений отдельных видов.

Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация.

Закономерности ощущений: наличие порогов чувствительности, адаптация, сенсибилизация, синестезия, компенсация.

Восприятие как психический познавательный процесс: понятие, отличие от ощущений.

Виды восприятия и их классификация: по анализатору (зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное восприятие), по ведущему виду перцептивной деятельности (восприятие пространства, времени, движений, восприятие человека человеком).

Свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, обобщенность.

Свойства восприятия как психического познавательного процесса: активность и установление обратной связи с окружающей действительностью для формирования адекватного образа восприятия, структурность, избирательность, апперцепция, установка.

Особенности восприятия человеком пространства, формы предметов и их величины, движения, времени, другого человека. Иллюзия и эффекты данных видов восприятия.

Значение сенсорной системы психики человека для его личностного развития. Приемы, способы совершенствования сенсорной деятельности в целях эффективной профессиональной деятельности специалиста.

Внимание: понятие, специфика по отношению к другим познавательным процессам (восприятие, память, мышление и др.). Теории внимания: концепции И.П. Павлова, А.А. Ухтомского относительно физиологической природы внимания. Теория внимания Т. Рибо, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, Д. Н. Узнадзе.

Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем.

Виды внимания и их классификации, функции внимания в осуществлении различных видов деятельности и общения человека.

Значение внимания для эффективной профессиональной деятельности специалиста. Приемы и способы развития внимания в целях развития личности.

Память как психический познавательный процесс: понятие, ее значение в жизнедеятельности человека.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Виды памяти и их классификация: по времени хранения информации (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая); по характеру психической активности, преобладающей в работе памяти (образная, эмоциональная, словесно-логическая); по наличию осознания цели в работе памяти (произвольная, непроизвольная); по степени осмысления запоминаемого материала (механическая, смысловая). Индивидуальные различия памяти у людей.

Теории памяти в психологии: ассоциативная теория Г. Эббингауза; концепция памяти в гештальт-психологии (А. Бергсон); смысловая концепция памяти (А. Бине); психоаналитическая теория памяти, механизмы забывания по З. Фрейду; деятельностная теория памяти: концепция Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева.

Эффекты в работе памяти: эффект незавершенного действия, эффект края, эффект новизны (недавности), эффект реминесценции.

Приемы улучшения работы памяти в целях развития личности и повышения эффективности ее профессиональной деятельности.

Мышление как психический познавательный процесс: понятие, взаимосвязь с другими познавательными процессами и отличие от них.

Свойства мышления: социальность, проблемность, обобщенность, опосредованность, единство мышления и языка, речи.

Основные операции мыслительной деятельности: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация, систематизация.

Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Индуктивные и дедуктивные умозаключения.

Виды мышления и их классификация: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое; теоретическое и практическое; аналитическое и интуитивное; реалистическое и аутистическое; репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление.

Мышление и интеллект: понятие интеллекта, факторы интеллектуального развития личности.

Теории развития мышления и интеллекта в психологии: концепция стадий интеллектуального развития Ж. Пиаже, концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и др.

Приемы активизации мыслительной деятельности человека в целях его личностного развития и профессионального совершенствования.

Воображение как психический процесс: понятие; его специфика в сопоставлении с восприятием, памятью, мышлением. Значение воображения как разновидности психической активности – имагинативной деятельности, или деятельности по формированию образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности при отсутствии непосредственного контакта с ними, на основе имеющихся у человека впечатлений и представлений.

Виды воображения и их классификация: активное и пассивное воображение (по наличию волевого усилия); репродуктивное (воссоздающее), продуктивное (творческое), антиципирующее (предвосхищающее). Способы создания новых образов: агглютинация, гиперболизация, заострение (подчеркивание, усилие), схематизация, типизация.

Формы воображения: сновидения, грезы, галлюцинации, фантазия, мечта, гипотеза в научном и художественном творчестве.

Функции воображения: познавательная, эмоциональная, воспитательная, или формирующая, антиципирующая, креативная, регуляторная.

Речь как высшая психическая функция человека: понятие, значение в жизни человека как средства общения (коммуникации) и обобщения (мышления).

Соотношение языка и речи. Роль речи в генезисе высших психических функций в свете культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Специфика речи как высшей психической функции человека.

Функции речи: сигнификативная (функция означивания или обозначения), функция обобщения, функция коммуникации.

Виды речи и их классификация: монологическая и диалогическая речь, внешняя, внутренняя и эгоцентрическая речь и др.

Соотношение мышления и речи; слово как единица мышления и речи, значение и смысл слова, связь мысли со словом.

Речь как средство общения.

Развитие речи и ее культура как условие личностного и профессионального совершенствования.

 

Тема III. Эмоционально-волевые психические состояния и процессы; особенности их проявления в профессиональной деятельности юриста

 

Эмоции: понятие, значение в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная.

Виды эмоций и их классификация: настроение, чувства, страсть, стресс, аффект, фрустрация; стенические, астенические эмоции; органические, предметные, обобщенно мировоззренческие.

Теории эмоций в психологии: эволюционная теория Ч. Дарвина, психоорганическая концепция происхождения эмоций Джеймса - Ланге, теория эмоций Кеннона - Барда, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, информационная теория П. В. Симонова, биологическая теория П. В. Анохина.

Эмоционально-личностная дезадаптация: понятие, приемы снятия, методы преодоления.

Воля: понятие, значение в жизнедеятельности человека. Функции воли: стабилизирующая, активизирующая.

Теории воли в психологии и философии.

Волевое действие и его структура. Волевые свойства личности: развитие воли в целях личностного и профессионального совершенствования специалиста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.