Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Календарно-тематический план




Структура и содержание дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

Данная дисциплина закладывает основы для дальнейшего формирования следующих компетенций:

1 ОК-1: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору пути её достижения.

2 ОК-7: готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

3 ОК-9: способен к саморазвитию повышению своей квалификации и мастерства.

4 ПК-10: способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков.

5 ПК-14: способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы.

6 ПК-15: способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.

 

4. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1 Знать:

- понятийно-категориальный аппарат и базовые положения психологии и педагогики;

- направления прикладных исследований в психологии; структуру психологии и педагогики, методы психолого-педагогических исследований; образовательную систему России;

- закономерности развития личности и мышления;

- современные образовательные технологии;

- роль национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании, в становлении профессионала;

- роль возрастного фактора в выборе методов и средств обучения.

2 Уметь:

- анализировать проблемные ситуации с точки зрения проявления психолого-педагогических закономерностей;

- работать в группе, наглядно представлять результаты групповой работы;

- использовать результаты психолого-педагогического изучения личности для составления её психолого-педагогической характеристики (портрета);

- самостоятельно осуществлять поиск психолого-педагогической литературы и методических средств; анализировать, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы;

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения профессиональной компетентности.

 

3 Владеть:

- основными коммуникативными навыками;

- элементарными навыками анализа учебных ситуаций, решения педагогических задач;

- простейшими приемами самоанализа (рефлексий), регуляции и саморегуляции психической деятельности;

 

- основными техниками оптимизации психических состояний и работоспособности

 

 

    Наименование разделов тем   Количество часов по учебному плану
Максим. нагрузка студентов (часов)     Аудиторная нагрузка Самост.работа
Формы текущего контроля по разделу     В том числе
лекции семинар Практическая работа
1. Психология.            
1.1 Предмет, объект и методы психологии 2,5     - конспекты отдельных вопросов,   - кроссворд;   - участие в групповой работе;   -решение психологических задач;     -контрольная работа №1(реферат) 0,5      
1.2 Структура современной психологии 4,5 0,5      
1.3 Мозг и психика. Структура психики 2,5 0,5      
1.4 Чувственные формы освоения действительности          
1.5 Рациональные формы освоения действительности          
1.6 Психология личности          
1.7 Межличностные отношения          
1.8 Личность и деятельность 2,5 0,5      
1.9 Психология общения          
  Педагогика            
2.1 Предмет, объект и методы педагогики 2,5 - ответы на семинарах;   - психолого-педагогическая характеристика личности;   - кроссворд;   - участие в групповой работе;     - контрольная работа № 2 0,5      
2.2 Цели образования и воспитания 5,5 0,5      
2.3 Средства и методы педагогического воздействия на личность          
2.4 Общие принципы дидактики          
2.5 Личность педагога: психолого-педагогические основы профессионализма          
2.6 Семейное воспитание и семейная педагогика          
  Итого часов            
  Вид итогового семестрового контроля Зачёт

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

 

Рабочая программа курса “Психология и педагогика”

Раздел 1. Психология

Тема 1.1 Предмет, объект и методы психологии.

История развития психологического знания. Субъективная и объективная психология. Бихевиоризм и рефлексология. И.М. Сеченов – основоположник рефлекторной теории психической деятельности. И.П. Павлов – создатель условно-рефлекторной теории и физиологии высшей нервной деятельности человека и животного. Возникновение и развитие отечественной психологии. Основные направления в психологии

Предмет, объект и методы психологии. Принципы психологических исследований. Житейские и научные психологические знания о себе и о других. Источники житейских и научных знаний. Отличие научной психологии от житейской. Задачи психологии.

Использование научных психологических методов в практической деятельности специалиста.

Тема 1.2 Структура современной психологии,

ее связь с другими науками.

Структура современной психологии, её связь с другими науками. Место психологии в системе наук о человеке.

Теоретические и прикладные отрасли психологии. Нравственно- этический кодекс психолога – исследователя и практика.

Тема 1.3. Мозг и психика. Структура психики.

Понятие о психике. Мозг и психика. Функции нервной системы и ее строение с анатомической и функциональной точек зрения. Понятие о нервных процессах. Корковое торможение. Закономерности деятельности мозга. Понятие об аналитико-синтетической деятельности мозга. Виды аналитической и синтетической деятельности коры больших полушарий. Понятие о первой и второй сигнальных системах и их единстве. Учение И.П. Павлова о «художественном» и «мыслительном» типах высшей нервной деятельности. Функциональная ассиметрия мозга. Феномен леворукости. Психика и организм.

Структура психики: психические процессы, психические состояния, свойства личности. Основные психические процессы. Основные функции психики.

Мотивационно-потребностная сфера человека. Иерархия потребностей. Когнитивные теории мотивации. Познавательные процессы. Общая характеристика, произвольность, опосредованность психики.

Внутренний мир и состояния сознания. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным. Структура сознания: бессознательное, сознательное и надсознательное в психике человека. Соотношение сознания и бессознательного.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики человека от психики животных.

 

Тема 1.4. Чувственные формы освоения действительности.

Познавательные процессы. Ощущения. Понятие об ощущениях. Основные свойства ощущений. Классификация ощущений. Чувствительность и ее измерение. Восприятие. Определение восприятия. Основные особенности восприятия. Виды восприятия. Восприятие пространства и времени. Иллюзии восприятия. Внимание и его основные свойства. Виды внимания. Развитие внимания у детей.

 

Тема 1.5. Рациональные формы освоения действительности

(память; мышление; речь; воображение).

Память. Определение памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Представление и его виды, ассоциации представлений. Мнемические процессы, их виды и физиологические механизмы. Индивидуальные и типологические особенности памяти человека. Память машины и память человека. Рациональные приемы запоминания. Мышление и интелект. Чувственное и логическое познание. Мышление и его основные особенности. Операции мышления. Формы и виды мышления. Умственные способности человека. Речь. Понятие о речи и языке. Функции, виды и формы речи: внешняя (устная и письменная) и внутренняя речь; их особенности и прохождение. Воображение. Понятие о воображении; виды и формы воображения. Роль фантазии в жизни и деятельности человека. Творчество как вид человеческой деятельности.

Тема 1.6. Психология личности.

Общее и индивидуальное в психике человека. Человек, индивид, субъект, личность и индивидуальность. Психология личности. Понятие о психологической структуре, мотивационно-целевой сфере личности. Потребности и их виды. Мотивы, их классификация и характеристика. Субъективный мир психики человека: самосознание, самоценность, сомооценка, уровни притязаний личности, идентификация, рефлексия.

Характер и его акцентуация. Способности и их развитие. Общие и специальные способности.

Психическая регуляция поведения и деятельности. Воля и волевые действия. Эмоции и чувства и их связь с биологическими и социальными потребностями. Эмоциональные психические состояния человека и их характеристика. Волевая (произвольная) регуляция поведения человека.

Конституциональный уровень психики. Физиологические основы психики и здоровья человека. Темперамент и его типы. Психологические особенности типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент как физиологическая основа характера. Маскировка темперамента. Темперамент и возрастная изменчивость психики. Неравномерность представленности в сознании объективного и субъективного мира. Личностная и ситуативная тревожность. Половые и возрастные особенности человека, их влияние на карьеру и социальный успех.

Тема 1.7. Межличностные отношения.

Понятие о группах и коллективах. Межличностные отношения и групповая дифференциация. Психология малых групп. Методы изучения групповой дифференциации (социометрический метод, референтометрический метод). Матрица. Социограмма. Групповое и коллективное сознание. Групповая совместимость и срабатываемость. Уровни развития группы. Групповая сплоченность. Конфликтные и бесконфликтные отношения в группах. Формальная и неформальная структуры группы. Лидерство в группе. Типы лидеров. Лидерские качества и их развития. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Понятие межэтнической, межконфессиональной и межкультурной толерантности.

Тема 1.8. Личность и деятельность.

Движения, действия и деятельность. Освоение деятельности. Образование навыков. Перенос, интерференция и угасание навыков. Кривые образования навыков. Объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс образования навыков. Проблема интериоризации и экстериоризации.

Основные виды человеческой деятельности: игра, учение, труд, творчество и общение. Деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин).

Тема 1.9. Психология общения.

Общение как один из видов человеческой деятельности. Социальные и социально-психологические функции общения, Общение и речь; вербальные и невербальные средства общения. Культура речи.

Три стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная и их характеристика. Виды общения. Характеристика делового, педагогического, личностно-ориентированного, бесконфликтного, манипулятивного общения. Этика и психология общения. Деловой этикет и культура общения.

Психолого-педагогические основы развития коммуникативной компетентности и толерантности в общении. Компетентность в общении как профессионально-важное качество для специалистов «помогающих» и публичных профессий.

 

 

Раздел 2. Педагогика.

Тема 2.1. Предмет, объект, методы и основные этапы

развития педагогики.

Предмет и объект педагогики. Задачи, функции и методы педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Основные этапы развития педагогики и образования: в первобытном обществе, в Античности Средневековье, в эпохи Возрождения; Просвещения, в 19, 20, 21 в.в.

Образовательная система России. Управление образовательными системами. Проблема качества образования.

Основные категории педагогики: развитие человека, формирование личности, обучение, воспитание, образование, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Педагогический процесс. Единство образования и самообразования. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Обучение как 2-х сторонний процесс передачи и получения знаний (преподавание и учение). Психологическая формула успешного обучения.

Тема 2.2. Цели образования и воспитания.

Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс.

Принципы гуманизма: патриотизм; коллективизм; сотрудничество. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию и обучению. Формирование общественного идеала и общечеловеческих ценностей.

Цели, содержание и структура непрерывного образования.

Тема 2.3. Средства и методы педагогического

воздействия на личность.

Воспитание в педагогическом процессе. Убеждение. Упражнение: приучение, упражнение в полезной деятельности, режимные упражнения, специальные упражнения тренировочного характера. Общие формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы обучения по средствам: словесные, наглядные, практические; методы в зависимости от основных дидактических задач: методы приобретения новых знаний, методы формирования умения и навыков, применения знания на практике, методы проверки и оценки знаний умений и навыков. Методы закрепления изучаемого материала и методы самостоятельной работы учащихся. Методы организации и осуществление учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Классификация М.Н. Скаткина и И.Я Лернера объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой…); репродуктивный метод, метод проблемного изложения; частично-поисковый метод; исследовательский метод. Методы, приемы и средства организации и управления педагогическим процессом

Тема 2.4. Общие принципы дидактики.

Классические принципы дидактики Я.А. Коменского. Принцип создания оптимальных условий для обучения; принцип сознательного отношения учащихся к процессу обучения; принцип опережающего обучения; принцип опоры; принцип обучения на высшем уровне трудности. (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, Я.В. Занков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, А. Амоношвили, Н. Лысенкова и др.)

Тема 2.5. Личность педагога: психолого-педагогические

основы профессионализма.

Особенности труда учителя. Педагогические способности. Стили педагогической деятельности. Стили взаимоотношений учителя с учащимися. Педагогическая направленность. Педагогическая этика.

Тема 2.6. Семейное воспитание и семейная педагогика

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества: признаки и функции семьи. Цель и задачи семейного воспитания. Правовые основы семейного воспитания. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей. Содержание и формы оказания помощи родителям по семейному воспитанию в процессе их педагогического просвещения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.