КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Календарно-тематический план
Структура и содержание дисциплины Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Данная дисциплина закладывает основы для дальнейшего формирования следующих компетенций: 1 ОК-1: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору пути её достижения. 2 ОК-7: готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе. 3 ОК-9: способен к саморазвитию повышению своей квалификации и мастерства. 4 ПК-10: способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков. 5 ПК-14: способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы. 6 ПК-15: способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.
4. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1 Знать: - понятийно-категориальный аппарат и базовые положения психологии и педагогики; - направления прикладных исследований в психологии; структуру психологии и педагогики, методы психолого-педагогических исследований; образовательную систему России; - закономерности развития личности и мышления; - современные образовательные технологии; - роль национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании, в становлении профессионала; - роль возрастного фактора в выборе методов и средств обучения. 2 Уметь: - анализировать проблемные ситуации с точки зрения проявления психолого-педагогических закономерностей; - работать в группе, наглядно представлять результаты групповой работы; - использовать результаты психолого-педагогического изучения личности для составления её психолого-педагогической характеристики (портрета); - самостоятельно осуществлять поиск психолого-педагогической литературы и методических средств; анализировать, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы; - применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения профессиональной компетентности.
3 Владеть: - основными коммуникативными навыками; - элементарными навыками анализа учебных ситуаций, решения педагогических задач; - простейшими приемами самоанализа (рефлексий), регуляции и саморегуляции психической деятельности;
- основными техниками оптимизации психических состояний и работоспособности
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Рабочая программа курса “Психология и педагогика” Раздел 1. Психология Тема 1.1 Предмет, объект и методы психологии. История развития психологического знания. Субъективная и объективная психология. Бихевиоризм и рефлексология. И.М. Сеченов – основоположник рефлекторной теории психической деятельности. И.П. Павлов – создатель условно-рефлекторной теории и физиологии высшей нервной деятельности человека и животного. Возникновение и развитие отечественной психологии. Основные направления в психологии Предмет, объект и методы психологии. Принципы психологических исследований. Житейские и научные психологические знания о себе и о других. Источники житейских и научных знаний. Отличие научной психологии от житейской. Задачи психологии. Использование научных психологических методов в практической деятельности специалиста. Тема 1.2 Структура современной психологии, ее связь с другими науками. Структура современной психологии, её связь с другими науками. Место психологии в системе наук о человеке. Теоретические и прикладные отрасли психологии. Нравственно- этический кодекс психолога – исследователя и практика. Тема 1.3. Мозг и психика. Структура психики. Понятие о психике. Мозг и психика. Функции нервной системы и ее строение с анатомической и функциональной точек зрения. Понятие о нервных процессах. Корковое торможение. Закономерности деятельности мозга. Понятие об аналитико-синтетической деятельности мозга. Виды аналитической и синтетической деятельности коры больших полушарий. Понятие о первой и второй сигнальных системах и их единстве. Учение И.П. Павлова о «художественном» и «мыслительном» типах высшей нервной деятельности. Функциональная ассиметрия мозга. Феномен леворукости. Психика и организм. Структура психики: психические процессы, психические состояния, свойства личности. Основные психические процессы. Основные функции психики. Мотивационно-потребностная сфера человека. Иерархия потребностей. Когнитивные теории мотивации. Познавательные процессы. Общая характеристика, произвольность, опосредованность психики. Внутренний мир и состояния сознания. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным. Структура сознания: бессознательное, сознательное и надсознательное в психике человека. Соотношение сознания и бессознательного. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики человека от психики животных.
Тема 1.4. Чувственные формы освоения действительности. Познавательные процессы. Ощущения. Понятие об ощущениях. Основные свойства ощущений. Классификация ощущений. Чувствительность и ее измерение. Восприятие. Определение восприятия. Основные особенности восприятия. Виды восприятия. Восприятие пространства и времени. Иллюзии восприятия. Внимание и его основные свойства. Виды внимания. Развитие внимания у детей.
Тема 1.5. Рациональные формы освоения действительности (память; мышление; речь; воображение). Память. Определение памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Представление и его виды, ассоциации представлений. Мнемические процессы, их виды и физиологические механизмы. Индивидуальные и типологические особенности памяти человека. Память машины и память человека. Рациональные приемы запоминания. Мышление и интелект. Чувственное и логическое познание. Мышление и его основные особенности. Операции мышления. Формы и виды мышления. Умственные способности человека. Речь. Понятие о речи и языке. Функции, виды и формы речи: внешняя (устная и письменная) и внутренняя речь; их особенности и прохождение. Воображение. Понятие о воображении; виды и формы воображения. Роль фантазии в жизни и деятельности человека. Творчество как вид человеческой деятельности. Тема 1.6. Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека. Человек, индивид, субъект, личность и индивидуальность. Психология личности. Понятие о психологической структуре, мотивационно-целевой сфере личности. Потребности и их виды. Мотивы, их классификация и характеристика. Субъективный мир психики человека: самосознание, самоценность, сомооценка, уровни притязаний личности, идентификация, рефлексия. Характер и его акцентуация. Способности и их развитие. Общие и специальные способности. Психическая регуляция поведения и деятельности. Воля и волевые действия. Эмоции и чувства и их связь с биологическими и социальными потребностями. Эмоциональные психические состояния человека и их характеристика. Волевая (произвольная) регуляция поведения человека. Конституциональный уровень психики. Физиологические основы психики и здоровья человека. Темперамент и его типы. Психологические особенности типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент как физиологическая основа характера. Маскировка темперамента. Темперамент и возрастная изменчивость психики. Неравномерность представленности в сознании объективного и субъективного мира. Личностная и ситуативная тревожность. Половые и возрастные особенности человека, их влияние на карьеру и социальный успех. Тема 1.7. Межличностные отношения. Понятие о группах и коллективах. Межличностные отношения и групповая дифференциация. Психология малых групп. Методы изучения групповой дифференциации (социометрический метод, референтометрический метод). Матрица. Социограмма. Групповое и коллективное сознание. Групповая совместимость и срабатываемость. Уровни развития группы. Групповая сплоченность. Конфликтные и бесконфликтные отношения в группах. Формальная и неформальная структуры группы. Лидерство в группе. Типы лидеров. Лидерские качества и их развития. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Понятие межэтнической, межконфессиональной и межкультурной толерантности. Тема 1.8. Личность и деятельность. Движения, действия и деятельность. Освоение деятельности. Образование навыков. Перенос, интерференция и угасание навыков. Кривые образования навыков. Объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс образования навыков. Проблема интериоризации и экстериоризации. Основные виды человеческой деятельности: игра, учение, труд, творчество и общение. Деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Тема 1.9. Психология общения. Общение как один из видов человеческой деятельности. Социальные и социально-психологические функции общения, Общение и речь; вербальные и невербальные средства общения. Культура речи. Три стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная и их характеристика. Виды общения. Характеристика делового, педагогического, личностно-ориентированного, бесконфликтного, манипулятивного общения. Этика и психология общения. Деловой этикет и культура общения. Психолого-педагогические основы развития коммуникативной компетентности и толерантности в общении. Компетентность в общении как профессионально-важное качество для специалистов «помогающих» и публичных профессий.
Раздел 2. Педагогика. Тема 2.1. Предмет, объект, методы и основные этапы развития педагогики. Предмет и объект педагогики. Задачи, функции и методы педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Основные этапы развития педагогики и образования: в первобытном обществе, в Античности Средневековье, в эпохи Возрождения; Просвещения, в 19, 20, 21 в.в. Образовательная система России. Управление образовательными системами. Проблема качества образования. Основные категории педагогики: развитие человека, формирование личности, обучение, воспитание, образование, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Педагогический процесс. Единство образования и самообразования. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Обучение как 2-х сторонний процесс передачи и получения знаний (преподавание и учение). Психологическая формула успешного обучения. Тема 2.2. Цели образования и воспитания. Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс. Принципы гуманизма: патриотизм; коллективизм; сотрудничество. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию и обучению. Формирование общественного идеала и общечеловеческих ценностей. Цели, содержание и структура непрерывного образования. Тема 2.3. Средства и методы педагогического воздействия на личность. Воспитание в педагогическом процессе. Убеждение. Упражнение: приучение, упражнение в полезной деятельности, режимные упражнения, специальные упражнения тренировочного характера. Общие формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы обучения по средствам: словесные, наглядные, практические; методы в зависимости от основных дидактических задач: методы приобретения новых знаний, методы формирования умения и навыков, применения знания на практике, методы проверки и оценки знаний умений и навыков. Методы закрепления изучаемого материала и методы самостоятельной работы учащихся. Методы организации и осуществление учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Классификация М.Н. Скаткина и И.Я Лернера объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой…); репродуктивный метод, метод проблемного изложения; частично-поисковый метод; исследовательский метод. Методы, приемы и средства организации и управления педагогическим процессом Тема 2.4. Общие принципы дидактики. Классические принципы дидактики Я.А. Коменского. Принцип создания оптимальных условий для обучения; принцип сознательного отношения учащихся к процессу обучения; принцип опережающего обучения; принцип опоры; принцип обучения на высшем уровне трудности. (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, Я.В. Занков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, А. Амоношвили, Н. Лысенкова и др.) Тема 2.5. Личность педагога: психолого-педагогические основы профессионализма. Особенности труда учителя. Педагогические способности. Стили педагогической деятельности. Стили взаимоотношений учителя с учащимися. Педагогическая направленность. Педагогическая этика. Тема 2.6. Семейное воспитание и семейная педагогика Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества: признаки и функции семьи. Цель и задачи семейного воспитания. Правовые основы семейного воспитания. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей. Содержание и формы оказания помощи родителям по семейному воспитанию в процессе их педагогического просвещения.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |