Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие личности как педагогическая проблема




Читайте также:
  1. B22 Развитие анатомических знаний (Леонардо да Винчи, А. Везалий). Развитие хирургии (А. Паре).
  2. Cубъект-объектный и субъект-субъектный подходы к социализации личности.
  3. F60.2х Диссоциальное расстройство личности
  4. F60.5х Ананкастное расстройство личности
  5. I. Микробиология и ее развитие
  6. I. Педагогика понимания и педагогическая герменевтика в профессиональном взаимодействии ру8ководителя и сотрудника ОВД
  7. I. Проблема истины в философии.
  8. II этап. Развитие психологии как самостоятельной науки.
  9. II. Педагогическая система Я.А. Коменского и ее значение для понимания современных проблем образования и воспитания.
  10. II. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СТАНОВ­ЛЕНИЙ БАЗОВЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
  11. III. Психология личности.
  12. IV. Из приведенных альтернатив выберите те, которые характеризуют развитие коллектива на 2-й стадии.

Основные вопросы

Требования к компетентности по теме

r знать и уметь раскрывать существенные признаки понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»;

r знать и уметь обосновывать роль ведущих факторов и условий развития личности, их трактовку в существующих теориях;

r знать и уметь характеризовать возрастные типологические и индивидуальные особенности учащихся, осознавать необходимость их учета и развития в педагогическом процессе;

r знать и уметь анализировать возможные позиции ребенка в педагогическом процессе; уметь раскрывать биологическое, психологическое и социальное основания активности ребенка в собственном развитии и воспитании;

r понимать сущность самовоспитания; уметь доказывать, что самовоспитание есть высший уровень проявления активности личности в воспитании; уметь осуществлять самовоспитание.

1. Развитие личности как педагогическая проблема.

2. Факторы развития личности.

3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс.

4.Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе.

5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

 

 

Проблема соотношения биологического и социального в развитии личности в разных аспектах решается философией, психологией, возрастной физиологией, социологией и другими науками. Педагогика изучает не процесс развития человека вообще, а выявляет и изучает эффективные условия развития личности, ее индивидуальности. В ходе изучения данной темы будем оперировать понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек — представитель вида Homo sapiens как биосоциального существа, обладающего сознанием, мышлением, речью, способностью к труду. Индивид — единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек.

Личность — человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; все качества и свойства человека, которые он приобретает в течение жизни в процессе взаимоотношений с другими людьми и которые характеризуют его как члена общества (сознание, речь, отношение к себе и окружающему миру, социальные функции и роли и др.). Личность — интегративное качество человека, характеризующее его социальную сущность.

Индивидуальность — индивид с присущими только ему биологическими, психическими, социальными свойствами и качествами. Это особенности индивида, проявляющиеся в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной, волевой сферах, в потребностях, интересах, способностях и т. д. Основой индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки.



В зарубежной психологии и педагогике по проблеме развития личности выделяются три основных направления:

r Биологизаторские концепции сходятся на том, что человек — сугубо природное существо; духовные свойства личности имеют биологическую основу; развитие и поведение человека определяется врожденными потребностями, влечениями, инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек должен приспосабливаться; воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

r Социологизаторские концепции утверждают, что человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, которые составляют его ближайшее окружение. Среда является определяющим фактором формирования личности, ее влияние практически необратимо; воспитание же призвано корректировать характер влияния среды.

r Биосоциологизаторские концепции. Их представители считают, что человек — существо биологическое и социальное. Психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате воздействия окружающей среды. Вместе с тем при данном подходе недостаточное значение придается роли деятельности и самовоспитания в формировании личности.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом.

Психологи (К. К. Платонов и другие) выделяют в структуре личности следующие компоненты: 1) направленность личности (потребности, мотивы, взгляды, убеждения, ценностные ориентации, идеалы и т. д.); 2) содержание опыта индивида (знания, способности, умения, навыки, привычки поведения); 3) особенности познавательных, эмоциональных, волевых процессов личности; 4) наследственно (генетически) заданные индивидуальные особенности личности (темперамент, задатки).

Установлено, что биологически обусловленная подструктура личности (четвертый и отчасти третий уровни) подчинена ее социально обусловленной подструктуре (второй и первый уровни). Вместе с тем соотношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития и в разных жизненных ситуациях.

Развитие личности — процесс количественных и качественных изменений во всех структурных компонентах личности. Все эти изменения происходят либо в ходе и результате внешних влияний на человека (среды, воспитания), либо в ходе и результате его собственной активности, саморазвития. Саморазвитие — собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии своего личностного потенциала. Личность — не просто результат биологического созревания или специфических условий жизни, но и результат активного взаимодействия со средой.

Основное положение теории развития личности состоит в том, что личность существует, формируется и проявляется в деятельности и общении. В научных исследованиях установлен ряд закономерностей развития личности (рис. 22).

Рис. 22. Закономерности развития личности

Источником и движущей силой развития личности являются противоречия (взаимодействия противоположных сторон объекта или субъекта). Различают внутренние и внешние, общие (универсальные) и индивидуальные противоречия. Внутренние противоречия порождаются конфликтом противоположных сторон внутри самого человека. Например, расхождение между возникающими у личности новыми потребностями, требованиями к себе и достигнутым уровнем ее развития. Внешние противоречия порождаются взаимодействием человека с окружающим миром. Примеры таких противоречий: несовпадение между направленностью личности, ее устремлениями и социальной ситуацией развития (внешними требованиями, изменением обстоятельств и т. д.); стремление к общению со взрослыми и стремление к самостоятельности; привычные нормы поведения и новые требования.

Примером общего противоречия является противоречие между возникающими материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Индивидуальные противоречия обусловлены ситуацией развития конкретного человека.

 





Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.162.239.233
Генерация страницы за: 0.003 сек.