Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных методов педагогического исследования. (см. ответ № 3. 3.) 1 страница




Понятие о методах, приемах, средствах воспитания.Слово «metodos» в переводе с греческого означает «способ действия», «путь достижения цели». Под методами воспитания понимают способы и приемы организации педагогом активной и разнообразной деятельности учащихся, в которой происходит их личностное развитие: формируется потребностно-мотивационная сфера, сознание, чувства, нравственные взгляды и убеждения.

Школьная лекция – это метод обучения, при котором учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности.

Предметом педагогики как науки являются те закономерные связи, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитательной деятельности.

Роль детского воспитательного коллектива в развитии и формировании личности.Основной закономерностью осуществления воспитательного процесса является воспитание в коллективе и через коллектив. В связи с этим в педагогической теории и практике значительное внимание уделяется разработке вопросов коллективного воспитания. Именно в детском воспитательном коллективе обеспечивается формирование таких социально ценных качеств личности, как гражданственность, гуманность, инициативность, ответственность, справедливость.

Закономерности воспитания – это устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, выявление и интерпретация которых позволяет совершенствовать процесс воспитания подрастающих поколений.

Понятие о воспитании как общественном явлении.Педагогика как наука сформировалась значительно позже, чем то, что она исследует – воспитание. Ученые считают, что воспитание возникло около 40 000 лет до н.э., когда человек выделился из животного мира и стал Homo sapiens (существом разумным). Все они сходятся во мнении, что воспитание как явление и процесс присуще только человеческому обществу, то есть это явление социальное.

Дидактические основы проведения обучающей экскурсии.Часто в процессе обучения используется такая форма организации обучения (она не основная, а другая), как учебная экскурсия.Экскурсия – это такая форма организации обучения, при которой ученики воспринимают и усваивают знания, выходя непосредственно к месту нахождения изучаемых предметов, явлений, процессов (на природу, на производство, в музеи и т.д.).

Урок – это основная коллективная организационная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся определенные временные рамки (45 минут), твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же учебным материалом.

Воспитание как определяющий фактор развития личности.В психолого-педагогической науке различают внешние и внутренние факторы развития личности. К внешним факторам относятся среда и воспитание.Внутренними факторамиразвития личности являются наследственность и собственная активность личности.

Глоссарий

r Наследственность — свойство организмов повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом в ряду поколений.

r Среда окружающая — природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека.

r Среда социальная — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.

r Деятельность — регулируемая сознанием (цели, мотивы) внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, порождаемая его потребностями.

r Умение — способность осознанно выполнять определенное действие, способ успешного его выполнения.

r Навык — достаточно автоматизированный (не требующий работы мысли) способ выполнения действий.

r Поведение — деятельность, связанная с межличностными взаимоотношениями, т. е. направленная на других людей.

r Привычка — действие или элемент поведения (поступок), выполнение которого стало потребностью.

r Отношения личности — система индивидуальных, сознательных, избирательных, оценочных связей личности с различными сторонами действительности.

r Возрастные особенности — комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

r Способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся и формирующиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности.

r Самовоспитание — сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, своей базовой культуры в целом.

r Рефлексия — обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические состояния и качества.

 

Воспитание в широком, философском смысле понимается как процесс передачи жизненного общественного опыта от поколения к поколению. В узком, педагогическом смысле – это целенаправленный двусторонний процесс организации педагогом активной разнообразной деятельности учащихся, в которой они овладевают общественным опытом. По сути, воспитание (и в широком, и в узком значении) – это тоже средовой фактор личностного развития человека, но влияние среды вообще (а не непосредственно воспитания) носит стихийный, спонтанный характер, что не позволяет целенаправленно влиять на развитие и формирование человека как личности. Воспитание же всегда целенаправленно, это планируемый, продуманный процесс, в котором педагог в соответствии с планируемой воспитательной целью (или целями) выстраивает, организовывает активную деятельность воспитанников по овладению ими системой знаний, умений и навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов и мировоззренческих идей. В связи с этим в психолого-педагогических науках воспитание рассматривается как отдельный, важный, определяющий фактор личностного развития человека.

 

1.8. Понятие об индивидуальных особенностях развития личности. Процесс развития конкретной личности всегда специфичен, так как люди в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Эти отличия проявляются в таком структурном компоненте личности, как индивидуальность.

Индивидуальность – это совокупность качеств, которые делают человека отличным от других, неповторимым. И.Ф. Харламов отмечает, что «индивидуальность – это то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой и что придает им своеобразие и неповторимость».

В психологическом словаре дается определение индивидуальности как «человека, характеризуемого со стороны свои социально значимых отличий от других людей».

Эффективное развитие личности в педагогическом процессе невозможно без учета индивидуальных свойств и качеств учащегося. Под учетом индивидуальных проявлений личности школьника понимают адаптацию учебно-воспитательного процесса к его индивидуальности.

В связи с необходимостью учета индивидуальных особенностей детей в педагогическом процессе учитель должен решать проблему изучения индивидуальных особенностей учащихся. Для этого нужно четко представлять структуру индивидуальности:

- особенности физического состояния и здоровья ребенка;

- особенности психики, чувственно-эмоциональной и волевой сфер (тип ЦНС, темперамента, особенности характера и т.д.);

- специфика его познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.);

- задатки, склонности, интересы и способности каждого учащегося;

- мотивы учебной и других видов деятельности;

- уровни обученности и обучаемости, воспитанности и воспитуемости.

Сложно, но необходимо изучение педагогом домашних условий жизни своих учеников, особенностей их домашнего воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые не входят в структуру индивидуальности человека, но во многом ее определяют.


 

1.9. Понятие о дидактике. Сведения из истории ее развития. Дидактика – это особая научная дисциплина, раздел общей педагогики, в котором дается теоретическая разработка вопросов образования и обучения. По иному, дидактика – это теория образования и обучения.

Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didaktikos» - в буквальном переводе «обучающий» и «didasko» - изучающий. Считается. Что термин введен в научный обиход немецким педагогом Вольфгангом Ратке (1571 – 1635). Он назвал курс своих лекций для студентов средневекового университета «дидактикой, или искусством преподавания».

Великий чешский педагог Я.А. Коменский наполнил данный термин другим содержанием, превратившим его в понятие. Под дидактикой он понимал систему научных знаний о том, как нужно учить и воспитывать. Главный труд свое жизни педагог назвал «Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему…» (1657). Я.А. Коменский не ограничивал дидактику лишь теорией обучения, включив в нее описание методов нравственного воспитания, вопросы формирования школьной дисциплины, организации образовательной системы. Под дидактикой ученый подразумевал педагогику в широком смысле этого слова.

В дальнейшем большой вклад в разработку вопросов дидактики внесли швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (стал основоположником методики начального обучения), немецкий философ, педагог и психолог И.Ф. Гербарт (разработал теоретические основы дидактики, определив предмет ее изучения, проблемы исследования, категориальный аппарат). Великим дидактом в истории педагогики признан «учитель немецких учителей» А.Ф. Дистервег (создал труд «Руководство к образованию немецких учителей», в котором разработал ряд законов и правил обучения).

Особую роль в развитии дидактики как научной дисциплины сыграл русский педагог К.Д. Ушинский (1824 - 1870). Он подчеркнул настоятельную необходимость разработки научных основ обучения и образования, разработал целостную систему обучения. Последователями К.Д. Ушинского явились В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев и др.

Известными дидактами советского времени являются Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский и мн.др.

Наиболее актуальными для современной дидактики являются вопросы разработки видов обучения (проблемного, дифференцированного, программированного и т.д.); проблема активизации учебно-познавательной деятельности школьников; разработка инновационных образовательных технологий, осмысление значения педагогического профессионализма в учебно-воспитательном процессе. Дидактика продолжает свое развитие, но чтобы создать в ее рамках что-то новое, более прогрессивное, необходимо исследовать фундаментальные основы теории обучения, разработанные в педагогике на протяжении всей истории ее развития.

1.10. Основные категории дидактики. Дидактика (теория обучения) как самостоятельная научно-педагогическая дисциплина оперирует своими категориями. Категория – это одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения. Категориями называют обобщенные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства явлений действительности.

Категории составляют каркас, основу любой науки.

Дидактика широко использует общие категории педагогики (образование, обучение, воспитание), две из них являются одновременно общепедагогическими категориями и категориями сугубо дидактическими – это понятия «обучение» и «образование». Их соотношение следует рассматривать как соотношение цели и ее средства: образование – это цель, обучение – средство ее достижения.

Обучение – это двусторонний целенаправленный процесс организации педагогом активной учебно-познавательной деятельности учащихся, в которой они овладевают системой научных знаний, практических умений и навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов и мировоззренческих идей.

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности. Образование – это специально организованный процесс овладения обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развития их нравственно-эстетической культуры, в котором учащиеся приобретают личностный облик и индивидуальное своеобразие. Данную категорию следует рассматривать как самое широкое понятие педагогической науки, которое включает в себя и обучение, и воспитание.

Третья, сугубо дидактическая категория – содержание образования: совокупность знаний, умений, навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов и мировоззренческих идей, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения, образования.

К важным понятиям дидактики относятся учение и преподавание. Сущность учения заключается в собственно учебно-познавательной деятельности школьника по усвоению содержания образования. Преподавание – это обучающая деятельность учителя, планомерное руководство им учебно-познавательной деятельностью учащихся.

 

 


1.11. Понятие о содержании образования. Содержание образования – это дидактическая категория, осмысление и понимание сущности которой обусловливает ответ на вопрос «Чему учить?». Определение понятия «содержание образования» есть в каждом учебнике педагогики. Так, Б.Т. Лихачев пишет: «Содержание общего образования представляет собой сумму знаний, умений и навыков в основном соответствующих современному состоянию научного знания, педагогически переработанную в общин основы наук, общественных отношений, производства».

По мнению В.С. Леднева, содержание образования – это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения с целью его личностного развития.

По И.Я. Лернеру, содержание образования – это педагогическая адаптация системы знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру, усвоение которого обеспечивает развитие личности.

И.Ф. Харламов под содержанием образования понимает систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Сравнивая данные определения, можно прийти к выводу, что содержание образования представляет собой совокупность научных знаний, практических умений и навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов, мировоззренческих идей, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения и воспитания и которые решающим образом влияют на развитие личности.

1.12. Источники формирования содержания образования. Отвечая на вопрос «Что такое содержание образования?», конкретно определяя это содержание в конкретном учебном процессе, мы решаем, чему должны обучить учащихся. Содержание образования – это система научных знаний, практических умений и навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов и мировоззренческих идей, которыми учащийся должен овладеть в процессе обучения и которые решающим образом сказываются на его личностном развитии.

Существует несколько основных, диалектически и органично взаимосвязанных источников содержания образования, материалы которых подвергаются педагогической обработке, после чего становятся предметом изучения учащихся. Этими источниками являются:

- наука;

-производства материальных благ и культура;

- опыт общественных отношений;

- духовные ценности, содержание различных форм общественного познания.

Весь научный, производственный, культурный, обществоведческий опыт в реальной жизни существует как целостность. Но целое познается через отдельное и особенное. Поэтому все, что необходимо познать растущему человеку на начальных этапах образования (начальная и средняя школа0 оформляется в виде отдельных предметов. На заключительном этапе (старшие классы общеобразовательной школы, лицея, гимназии) ученикам необходимо представлять обобщенные интегративные курсы, показывающие мир в целом, в его взаимосвязях и опосредованиях – общая физика, математика, биология, химия, обществоведение и т.д. Синтетические курсы, вбирающие в себя учебный материал из разных источников содержания образования, снимают условное дробление наук, показывают мир в его единстве и противоречиях, обращают мышление учащихся к диалектике.

 

1.13. Учебная программа – документ, отражающий содержание образования. Общая характеристика. Содержание образования как система знаний, умений и навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов и мировоззренческих идей, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения с целью создания собственного личностного облика, находит свое отражение в конкретных документах: в учебном плане, в учебной программе, учебника, учебных пособиях и методических рекомендациях. Руководством к профессиональной работе учителя по обучению учащихся является учебная программа. Учебная программа – это документ, утверждаемый министерством просвещения, составная часть государственного стандарта в области образования, основанная на учебном плане. В учебной программе определяется:

- объем учебного материала по конкретному предмету, логика его изучения;

- количество часов, отведенное на изучение тем и разделов в рамках изучаемого предмета;

-перечень умений и навыков, подлежащих формированию в процессе изучения дисциплины;

-конкретное содержание учебного материала в виде основных положений (тезисов).

Структура учебной программы по предмету состоит из трех компонентов:

1. Пояснительная записка или введение.

2. Собственно содержание образования по предмету, включающее основную информацию в тезисах.

3. Методические рекомендации о путях реализации данной программы.

Введение предназначено учителю, в нем дается общая характеристика курса, определяется его актуальность, раскрываются цели и задачи его изучения.

Собственно содержание образования по предмету предназначается как учителю, так и учащемуся. Оно включает в себя основную информацию, понятия, законы, теории, которые учителю необходимо представить ученикам, а последним - изучить и усвоить. Дается перечень общеучебных и предметных умений и навыков, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе изучения курса (иными словами, в данном разделе определено то, что ученик должен знать и уметь).

Методические указания в учебной программе в большей мере предназначены учителю, но могут быть полезны и учащемуся. В этом разделе программы содержатся критерии оценки зун(ов) учеников, рекомендации по организации форм и методов обучения.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе образовательного государственного стандарта. На основании типовых разрабатываются рабочие программы (в школе – это календарное планирование работы учителя-предметника, разработанное с учетом конкретных обстоятельств учебного процесса).

Авторские учебные программы – это личное творчество учителя, они могут иметь иную логику построения учебного курса, собственные подходы к рассмотрению тех или иных тем, однако должны учитывать требования государственного образовательного стандарта и должны быть утверждены при наличии положительных рецензий либо педагогическим советом (в школе, училищах и т.д.), либо ученым советом (в вузе).

 


1.14. Понятие об обучении как целостном процессе. Процесс обучения – это одна из главных составляющих целостного педагогического процесса (педагогический процесс – это обучение и воспитание в совокупности). Ввиду многогранности и сложности процесса обучения точно определить его сущность – задача не простая.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятием «обучение» понималось главным образом преподавание.

В начале XX века в понятие «обучение» стали включать уже два компонента – преподавание и учение. В современных учебниках по дидактике подчеркивается, что процесс обучения как нечто целостное характеризуется двусторонностью (с одной стороны, в нем выступает учитель как организатор учебно-познавательной деятельности учащегося, с другой – ученик, для которого данный процесс принимает характер учения, то есть собственно учебно-познавательной деятельности). Указывается на целенаправленность данного процесса (причем цели для учителя и учащегося – разные, но взаимосвязанные).

Таким образом, обучение – это двусторонний, целенаправленный процесс организации педагогом активной учебно-познавательной деятельности учащихся, в которой последние овладевают системой научных знаний, формируют практические умения и навыки, развивают творческие способности, вырабатывают научное мировоззрение.

Обучение как целостный процесс имеет на современном этапе развития дидактики характерные признаки:

1. Двусторонность.

2. Направленность на достижение конкретных целей (образовательной, воспитательной и развивающей).

3. Совместная деятельность учителя и учащегося (сотрудничество).

4. Приоритетность педагогического руководства обучением (именно учитель – организатор учения школьников).

5. Взаимосвязь преподавания и учения (в этом – суть обучения как целостного процесса).

 

1.15. Понятия «метод обучения», «прием обучения», «средство обучения», их соотношение. Чтобы эффективно организовать процесс обучения, учителю необходимо находить как можно более оптимальные пути его организации, профессионально владеть методами обучения.

Слово «метод» [от греч. metodos] в буквальном переводе означает – способ или образ действия; путь продвижения к истине. Под методами обучения следует понимать способы организации данного процесса.

И.Ф. Харламов определяет сущность методов обучения следующим образом: «Методы обучения – это способы обучающей работы учителя, организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом». Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе, которое строится на основе ведущей и направляющей роли учителя.

Метод осуществления обучения расчленяется на части, детали. Они называются методическими приемами. Прием обучения – это часть метода, по отношению к которому прием носит частный подчиненный характер.

Тесно связаны с методами и приемами обучения средства обучения. Они относятся к методам и приемам как их «пусковой механизм», инструментарий. Под средствами обучения понимают различные виды деятельности, при помощи которых осуществляется процесс обучения (игра, труд, общение и т.д.), а также совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых в процессе обучения (учебники, наглядные пособия, произведения литературы, других видов искусства, средства массовой информации и т.д.). Личность самого учителя тоже можно рассматривать как основное средство обучения и одновременно субъект этого процесса.

Методы, приемы и средства обучения в совокупности представляются как методики преподавания и учения.

1.16. Школьная лекция как метод обучения, требования к ее проведению. Методы обучения – это способы обучающей работы учителя, организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Школьная лекция является словесным методом обучения (классификация методов по источнику учебной информации), методом устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (классификация методов по принципу деятельности учителя и учащихся в процессе обучения).

Школьная лекция – это метод обучения, при котором учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Для того, чтобы данный метод использовался эффективно, педагогу необходимо знать и реализовывать следующие требования к организации школьной лекции:

1. Лекция как метод обучения используется только в старшем звене школы, проводится для изложения большого по объему и сложного для восприятия учебного материала.

2. Перед лекцией учитель должен подготовить учащихся к ее восприятию (психологическая настройка, запись темы и плана лекции, сообщение ее целей и задач и т.д.)

3. Лекция должна быть логичной, последовательной и содержательной, отвечать требованиям научности, содержать в себе формулировки и выводы.

4. По ходу лекции учитель должен активизировать внимание и мыслительную деятельность школьников (постановка проблемных и риторических вопросов, наличие вставок-диалогов, интересных примеров и фактов, применение наглядности и ТСО и т.д.).

5. Обязательным требованием к проведению лекции является список литературы для самостоятельной работы по теме.

 

1.17. Понятие о формах обучения. Организованное обучение имеет определенное оформление. Внутренняя (процессуальная и содержательная) сторона обучения представлена его целями, содержанием учебного материала и работы учителя и учащихся, методами обучения. Внешняя сторона учебно-воспитательного процесса отражается в определенной форме. Латинское слово «forma» дословно означает «наружный вид», «внешнее очертание». Форма обучения как дидактическая категория отражает внешнюю сторону организации учебного процесса. В форме обучения находит отражение как внешний признак учебного процесса количественный состав учащихся.

Существуют три формы обучения:

1. Индивидуальная (ее сущность заключается в том, что учитель проводит обучающую работу с отдельным учеником по изучению какого-то отдельного вопроса, учитывая индивидуальности его познавательных процессов, другие индивидуальные свойства и качества).

2. Индивидуально-групповая (учитель занимается с группой детей, объединенных по каким-то определенным критериям).

3. Коллективная (занятия проводятся одновременно со всем классным коллективом по одному и тому же учебному материалу, с использованием фронтальных методов работы, учебный материал усваивается в результате коллективных усилий, общего для всех «мозгового штурма»).

Все три формы обучения могут использоваться в рамках одной организационной формы обучения (урока, факультатива, экскурсии и т.д.). Учитель должен стремиться к оптимальному использованию форм обучения в рамках определенной организационной формы, зная недостатки и преимущества каждой из трех форм обучения.


1.18. Характеристика индивидуальной, индивидуально-групповой, коллективной форм обучения. Форма обучения – это дидактическая категория, отражающая внешнюю сторону процесса обучения. В современной дидактике различают понятия «форма обучения» и «форма организации обучения». В первом (форма обучения) находит отражение как внешний признак учебного процесса количественный состав учащихся. В зависимости от того, сколько учеников учитель обучает одновременно, различают три формы обучения:

- индивидуальную (учитель обучает одного учащегося, работая над отдельными темой или вопросом, учитывая индивидуальные особенности ученика);

- индивидуально-групповую (учитель ведет занятия с группой детей или несколькими группами, определяя их по каким-то признакам: по уровню учебной подготовки, по способностям и наклонностям, по интересам и т.д.)

- коллективную (занятия проводятся одновременно со всем классом по одному материалу, с использованием фронтальных методов работы).

 

1.19. Преимущества и недостатки индивидуальной, индивидуально-групповой, коллективной форм обучения. ( В начале ответа – определить понятие «форма обучения», перечислить и охарактеризовать названные в предыдущих ответах формы обучения).

Учитель с целью совершенствования обучения учащихся должен использовать все три формы обучения, зная их недостатки и преимущества.

Так, индивидуальная форма обучения обеспечивает прочность усвоения учащимися знаний, выработку на их основе умений и навыков, так как в ходе индивидуальной работы с учеником учитываются особенности его познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания и т.д.), уровень его обученности и обучаемости, способности к усвоению того или иного предмета и т.д. Однако использование данной формы обучения предполагает большие затраты времени, что в условиях массового обучения не всегда возможно.

Индивидуально-групповая форма обучения, сохраняя достоинства индивидуальной и сокращая затраты времени, является достаточно трудоемкой по своей организации для учителя. Ее осуществление требует большой подготовительной работы: диагностики особенностей учащихся для определения критериев деления их на группы, разработки методического обеспечения для каждой из групп и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.