Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические основы проведения контрольных работ (см ответ 3.18)




Беседа – это такой метод обучения, при котором учитель, умело ставя вопросы по учебному материалу, побуждает учащихся осмысливать, углублять, закреплять изученное, самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.

Потребностно-мотивационый компонент обучения, его значение в учебном процессе.(Начало ответа – см. в 3.13.). Продолжение: на формирование у школьников потребности в учении и развитие мотивации учения оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приемов. Действенным фактором, способствующим формированию у учащихся потребности в учении и возбуждающим их познавательную активность является личность учителя, его эрудиция и профессиональное мастерство.

Формированию потребности в учении способствуют доброжелательное отношение педагога к ученикам и одновременно требовательность и разумная строгость учителя.

Для развития потребности в познании и интереса к учению большое значение имеют специально используемые для этого учителем методы приемы и средства обучения: наглядность, технические средства обучения, привлечение ярких запоминающихся фактов и учебной информации, создание проблемных ситуаций.

3.16. Беседа как метод закрепления изученного, требования к ее организации. Методы обучения – это способы организации учителем учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Беседа является словесным методом обучения (по классификации методов обучения по источнику учебной информации, авторов Е.И. Перовского, Е.Я. Голанта, Д.О. Лордкипанидзе). В классификации методов обучения по характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Ф. Харламов) беседа представлена и как метод устного изложения знаний учителем, и как метод закрепления изученного, и как метод проверки и оценки знаний учащихся.

Наиболее часто при помощи метода беседы учителя организовывают закрепление изученного.

Важнейшим требованием к учителю при использовании метода беседы является владение искусством постановки вопросов. Вопросы не должны предполагать однозначные ответы («да», «нет»), должны обусловливать возможность развернутых ответов с использованием аргументов, развернутых рассуждений. Вопросы должны быть направлены не столько на воспроизведение изученного материала, сколько на активизацию мыслительной, учебно-познавательной деятельности учащихся.

Несмотря на то, что беседа является достаточно активным методом обучения, необходимо знать и ограничения ее использования: нельзя пользоваться этим методом обучения, если у школьников не сформирован определенный багаж знаний, позволяющий им участвовать в диалоге, если учебный материал недостаточно хорошо усвоен (в этом случае требуется дополнительное объяснение, разъяснение непонятого и неусвоенного, самостоятельная работа с учебником).

3.17. Работа учащихся с учебником, дидактические основы ее проведения. Методы обучения – это способы обучающей работы учителя, организации им учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Работа с учебником – это метод обучения, который учитель может использовать в процессе объяснения нового материала (в виде самостоятельного чтения и осмысления новой темы для изучения), на этапе закрепления или повторения изученного.

Дидактические основы использования данного метода:

1. Четкая постановка учителем цели работы учащихся с учебником.

2. Указание вопросов, на осмысление и усвоение которых должны обратить внимание учащиеся.

3. Определение порядка работы с учебником и способов самоконтроля за овладением изучаемым по учебнику материалом.

4. Наблюдение учителя за ходом работы учащихся и оказание помощи тем, кто в ней нуждается в процессе работы с книгой.

5. Организация в заключение работы учащихся с учебником беседы по прочитанному, активного воспроизведения воспринятого и осмысленного в процессе работы с книгой.

Организация учителем самостоятельной работы школьников с книгой не должна подменять другие методы обучения. Но по каждому предмету есть темы, достаточно сложные для восприятия и осмысления учащимися. В этих случаях применение беседы по их закреплению сразу после изложения материала учителем не дает эффекта. Лучше предоставить ученикам возможность поработать самостоятельно с учебником и лишь после этого проводить закрепительную беседу.

3.18. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Важное значение в структуре процесса обучения имеет его оценочно-результативный компонент, или проверка и оценка результатов учебно-познавательной деятельности школьников. Почти ежедневно в своей профессиональной деятельности учитель должен использовать в процессе организации учения школьников методы контроля и оценки знаний, умений и навыков. Эти методы представлены:

· Текущей проверкой и оценкой знаний, умений и навыков учащихся (она осуществляется почти на каждом уроке в виде повседневного наблюдения за учебной работой школьников, устных опросов – индивидуальных, фронтальных, уплотненных; выставления поурочного балла; оценка выполнения домашних заданий).

· Проверка и оценка успеваемости учащихся в конце четвертей, учебного года (контрольные работы различных видов – диктанты, решение контрольных задач и примеров, написание сочинений, изложений, эссе и т.д.; программированный контроль, тестирование).

Дидактические основы организации данных методов:

1. Контроль и последующая оценка результатов учебной работы учащихся осуществляется как итоговый компонент обучения. Учащиеся должны быть подготовлены к контролю и оценке.

2. При использовании данных методов должны быть обеспечены самостоятельность работы учащихся, методы контроля реализуются в спокойной и деловой психологической обстановке.

3. Проверка и оценка успеваемости учащихся как итоговый контроль должны проходить в определенные дни недели (не в понедельник и не в пятницу), на втором, третьем или четвертом уроках (не на первом и последнем и не после трудного для восприятия учащихся урока). Учителя не имеют права проводить несколько контрольных работ в один день и т.д.

3.20. Понятие о формах организации обучения. Латинское слово «forma» дословно означает «наружный вид», «внешнее очертание». Форма обучения как дидактическая категория отражает внешнюю сторону, внешние очертания процесса обучения. В современной дидактике различают понятия «форма обучения» и «форма организации обучения». В первом понятии (форма обучения) находит отражение как внешний признак учебного процесса количественный состав учащихся. По этому признаку определяются три формы обучения – индивидуальная, индивидуально-групповая, коллективная. Все три формы обучения могут использоваться в рамках одной организационной формы обучения. Таким образом, форма обучения по отношению к организационной его форме носит подчиненный характер, является частным проявлением формы организации обучения.

Под организационной формой обучения понимают внешние очертания процесса обучения, связанные не только с количеством обучающихся, но и со временем и местом обучения, с порядком его осуществления (проведение учебных занятий по расписанию), с изучением единого учебного материала. К организационным формам обучения относятся:

· Урок (основная коллективная форма организации обучения).

· Так называемые другие формы организации обучения, они достаточно широко используются в процессе обучения, но в сопоставлении с уроком не так часто, в их рамках решаются дидактические задачи, которые не всегда можно решать на уроке. К другим организационным формам обучения относятся разнообразные учебные экскурсии, факультативы и практикумы, дополнительные занятия, консультации, репетиторство, домашний учебный труд учащихся, внеклассная учебная работа (кружки, предметные вечера, олимпиады, работа школьных научных обществ и т.д.).

Формы обучения и формы организации обучения могут иметь различные модификации в зависимости от целей и задач учебной работы, ее методов. Без глубокого осмысления образовательно-воспитательных целей и задач, методов учебной работы нельзя рассматривать и выбор форм и организационных форм обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.