КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Количество часов в неделю на изучение каждого предмета
Собственная активность личности предполагает наличие в человеке таких внутренних механизмов его личностного развития, как потребности, интересы, мотивация выполняемой деятельности. Именно эти механизмы обеспечивают в учебно-воспитательном процессе саморазвитие ребенка. 3.7. Особенности личностного развития младшего школьника. Личностное развитие несет на себе печать особенностей возраста человека. Возрастные особенности – это типологические специфические характеристики деятельности, мышления, запросов и интересов, социальных проявлений человека в определенный возрастной период его жизни. В психолого-педагогической науке создана возрастная периодизация школьника: 1. Младший школьный возраст (от 6 – до десяти лет). 2. Подростковый возраст (его называют также переходным или «трудным, кризисным» возрастом, от 10 – до 15 лет). 3. Ранняя юность, или старший школьный возраст (от 15 – до 18 лет). В младшем школьном возрасте анатомофизиологические особенности школьника характеризуются усиленным ростом мускулатуры, что обусловливает большую подвижность детей; развитием и окостенением конечностей и тазовых костей; идет усиленное развитие мозга и совершенствование нервной деятельности; усиленно развивается вторая сигнальная система, что обусловливает сензитивность детей этого возраста к усвоению языка; мышление носит образно-действенный характер, абстрактное мышление только начинает развиваться; происходят качественные изменения в развитии памяти, внимания. Ведущая деятельность детей младшего школьного возраста – учебная с сохранением игровой. 3.8. Основные категории дидактики, их сущность. Дидактика – это особая научная дисциплина, раздел общей педагогики, в котором дается теоретическая разработка вопросов образования и обучения. По-иному эту дисциплину называют теорией образования и обучения. Как самостоятельная научная дисциплина дидактика оперирует своими категориями, то есть обобщенными понятиями. Основными категориями дидактики являются образование, обучение, содержание образования. Образование – это процесс овладения обучающимися системой научных знаний, практических умений и навыков, творческими способностями, нравственно-эстетическими взглядами и мировоззренческими идеями. Это процесс физического, психического, духовного становления личности. Под понятием «образование» также имеют ввиду результат образовательного процесса, подтверждаемый специальным сертификатом (аттестатом зрелости, дипломом об образовании). В этом смысле говорят: «Получил среднее образование», «Владеет высшим образованием» и т.д. Обучение – это двусторонний, целенаправленный процесс организации педагогом активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению системой научных знаний, практических умений и навыков, творческими способностями, нравственно-эстетическими взглядами, мировоззренческими идеями. Обучение и образование взаимосвязаны, их соотношение следует рассматривать как соотношение цели (образование) и средства ее достижения (обучение). Обучение – процесс двусторонний, его две стороны получили свое логическое оформление в понятиях преподавание (организация педагогом учебно-познавательной деятельности школьников) и учение (непосредственно учебно-познавательная деятельность учащихся). Третья дидактическая категория – содержание образования. Содержание образования – это система научных знаний, практических умений и навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов, мировоззренческих идей, овладевая которыми в процессе обучения, учащиеся формируют свой личностный облик. 3.9. Объективные факторы формирования содержания образования. Содержание образования – это одна из дидактических категорий (обобщенных понятий). Под содержанием образования понимают систему научных знаний, практических умений и навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов и мировоззренческих идей, овладевая которой в процессе обучения, учащиеся формируют свой личностный облик. В содержании образования определяется, чему нужно учить обучающихся, оно обусловливается целями образования и обучения в их историческом развитии. Определение содержания образования – задача непростая. История педагогики показывает, что при решении этой проблемы допускалось (и допускается) в разные эпохи достаточно много ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения. И все же в основном содержание школьного образования определено на современном этапе так, чтобы обеспечивать эффективную и полноценную подготовку подрастающих поколений к жизни. Этому способствует учет при формировании содержания образования факторов, определенных в дидактике как важнейших обстоятельств оптимального отбора учебного материала, подлежащего усвоению школьниками. В современной дидактике эти факторы представлены как: а) факторы объективные (потребности общества, научно-технический прогресс, развитие культуры); б) субъективные (идеологические, политические установки государства, если они являются волеизъявлением отдельных государственных личностей, субъектов истории; методологические позиции ученых, стоящих у истоков формирования содержания образования). Самыми значимыми для определения содержания образования являются объективные факторы. Из истории мы знаем, что еще в XIX веке в большинстве стран мира школьное образование ограничивалось лишь изучением счета, чтения, письма. В настоящее время содержание образования в школе значительно сложнее, оно несопоставимо с тем, что должны были знать школьники 100 -200 лет назад. Уровень требований к содержанию школьного образования возрастает от поколения к поколению, в нем находит отражение общественный прогресс, в частности, научно-технический. Значительных изменений в содержании школьного образования потребовали такие научные открытия, как расщепление атомного ядра, развитие генетики, получение химических полимерных веществ, изобретение и внедрение в жизнь компьютеров и т.п. 3.10. Субъективные факторы формирования содержания образования. (Начало ответа – см. в вопросе 3.9.) Достаточно значимыми для определения содержания образования являются субъективные факторы его формирования. Большую роль при его разработке играет политика правительства, которая так или иначе находит отражение в педагогике. Так, например, еще в середине XIX века некоторые деятели просвещения в правительстве России пытались доказать, что простому народу хорошее образование ни к чему, «кухаркиным детям» достаточно только уметь читать, немного писать и считать. В начале XX столетия во многих странах запрещалось изучение теории Дарвина, которая разрушала устои церкви и подрывала, по мнению правительств, послушание граждан. Не меньшее значение при определении содержания школьного образования имеет и такой субъективный фактор, как методологические позиции ученых. Деятели идеалистических течений в педагогике недооценивают роли научного образования, выступают за необходимость религиозного обучения и воспитания в стенах государственных учебных заведений, хотя во многих странах церковь отделена от государства, человеку предоставлена свобода в выборе: быть атеистом или религиозным человеком, причем выбор религии – тоже свобода совести человека. В условиях перемен, происходящих в жизни общества, в науке и технике, в умах отдельных людей (субъектов истории и науки) педагогика должна формировать такое содержание образования, которое отвечало бы запросам всей общественной жизни и было бы направлено на интенсивное развитие и формирование способностей каждого отдельного человека, на становление его индивидуальности, личности. 3.11.Система научных (дидактических) требований к формированию содержания школьного образования. Содержание образования – это дидактическая категория, в которой раскрывается система научных знаний, практических умений и навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов и мировоззренческих идей, которой должны овладеть учащиеся в процессе обучения. В дидактике разработана система требований, которые должны соблюдаться при определении содержания школьного образования. Система данных требований следующая: · Целенаправленность содержания школьного образования. Оно должно быть направлено на достижение глобальной цели образовательно-воспитательного процесса – развитие и формирование всесторонней и гармоничной личности. · Построение содержания образования на научной основе. Каждый учебный предмет должен включать в себя только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения. Учебный материал по каждой дисциплине должен соответствовать современному состоянию науки. · Содержание образования должно быть логичным и системным. Изучение школьных дисциплин должно осуществляться от простого – к сложному, в логике определенной науки. · В содержании школьного образования должны осуществляться межпредметные связи. · В содержании школьного образования должна находить отражение связь теории с практикой, науки с жизнью. · Содержание школьного образования должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. · Общее среднее образование должно осуществляться в современной школе в единстве с политехническим и трудовым обучением и способствовать профессиональной ориентации учащихся. 3.12. Понятие об учебном плане как документе, отражающем содержание образования. Содержание образования как основная дидактическая категория отражает ту систему знаний, умений и навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов и мировоззренческих идей, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения. Содержание школьного образования находит свое отражение в ряде документов: в учебных планах, учебных программах, в учебниках, учебных пособиях, методических разработках и т.д. Учебный план – это основной государственный документ, в котором определены: - продолжительность учебного процесса в учебном учреждении, длительность четвертей, каникул; -полный перечень изучаемых в учебном заведении предметов; - распределение их изучения по годам обучения; -количество часов на изучение учебных дисциплин; Учебный план по внешнему виду представляет собой план-сетку, который размещен на развернутом листе, учебный план в школе один, в вузе и других профессиональных учебных заведения учебные планы разработаны на каждом факультете, по каждой специальности. Учебный планы являются частью государственного стандарта в области образования. 3.13. Структура процесса обучения. Обучения – это двусторонний, целенаправленный процесс организации педагогом активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими системой научных знаний, практических умений и навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов, мировоззренческих идей. Двусторонний характер обучения определяет его внешнюю структуру, компонентами которой являются: · Преподавание – обучающая работа учителя, организация и руководство им учебно-познавательной деятельностью учащихся. · Учение – непосредственно учебно-познавательная деятельность школьников, состоящая из цикла учебных действий – восприятия, осмысления, запоминания, применения на практике, повторения и обобщения учебного материала. Внутренняя структура процесса обучения состоит из следующих компонентов: · Целевой. · Потребностно-мотивационный. · Содержательный. · Операционно-деятельностный. · Эмоционально-волевой. · Контрольно-регулировочный. · Оценочно-результативный. Все компоненты структуры обучения взаимосвязаны. Недооценка или устранение одного из них влечет за собой снижение эффективности процесса обучения. 3.14. Характеристика целевого компонента в структуре процесса обучения. (Ответ на вопрос см. в 3.13). Дополнение: организация процесса обучения прежде всего связана с четким определением его целей учителем, а также с осознанием и принятием данных целей учащимися. При проведении каждого занятия и в системе обучения в целом различают три основные группы взаимосвязанных целей: · Цели образовательные (овладение знаниями, умениями и навыками). · Цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей учащихся и т.д.). · Цели воспитательные (формирование научного мировоззрения школьников, нравственности, эстетической культуры, позитивных и социально значимых свойств характера и т.д.).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |