Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных методов педагогического исследования. (см. ответ № 3. 3.) 4 страница




Иногда воспитание трактуется как руководство развитием и формированием личности. Действительно, воспитывая детей, педагоги воздействуют на них, руководя их поступками и поведением. Однако такое понимание сущности воспитания отражает только внешнюю сторону данного сложного и многогранного процесса, только деятельность воспитателя, педагога (он воздействует, руководит). Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда результативно. Оно может вызвать у воспитанника разнообразные реакции: положительную и активную, отрицательную или нейтральную, равнодушную.

Воспитание (внутренние личностные положительные изменения растущего человека) происходит только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее положительное отношение и возбуждает ее собственную активность в работе над собой. В связи с этим в педагогике многие исследователи (Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.) трактуют сущность воспитания как активное взаимодействие педагога и воспитанников, двусторонний процесс, в котором педагог организовывает активную деятельность учащихся по овладению общественным опытом, а воспитанники являются субъектами этой деятельности, то есть активно ее осуществляют и овладевают культурными ценностями, общественным опытом.

 

2.27. Характеристика основных принципов воспитания. Принципы воспитания – это основные требования к организации воспитательного процесса, учет и реализация которых при осуществлении воспитания обусловливают его эффективность. Принципы воспитания вытекают из закономерностей педагогического процесса. Закономерности воспитания – это устойчивые, существенные, повторяющиеся связи между фактами, предметами, явлениями воспитательного процесса, на основании которых формулируются требования (принципы) к организации воспитания. Таким образом, закономерности и принципы воспитания взаимосвязаны, принципы воспитания отражают его закономерности.

К закономерностям и принципам воспитания относятся следующие положения:

· Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в разнообразную деятельность.

· Воспитание – это стимулирование активности личности школьника в организуемой деятельности.

· Воспитание эффективно при условии проявления гуманизма и педагогического оптимизма учителя.

· В воспитании должен осуществляться индивидуальный и возрастной подход к работе с учащимися.

· Воспитание личности осуществляется в коллективе и через коллектив.

· В воспитании должны осуществляться единство, согласованность воспитательных требований семьи, школы и общественности.

·

2.28. Развитие теории коллектива в педагогике. Основной закономерностью осуществления воспитательного процесса является воспитание личности в коллективе и через коллектив. Детский воспитательный коллектив – это высокоразвитая группа детей, учащихся,которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Еще в XVIII веке о необходимости организации детских воспитательных коллективов говорил известный швейцарский педагог И.Г. Песталоцци.

Теоретические основы коллективного воспитания одним из первых стал разрабатывать немецкий педагог Вильгельм Лай (1862 – 1926). Он указывал на то, что дети гораздо быстрее приучаются соблюдать нормы и правила поведения в процессе коллективной деятельности.

С начала 20-х годов XX века педагогические основы организации и воспитания детского коллектива стали интенсивно разрабатываться советскими педагогами (Н.А. Крупской, С.Т. Шацким, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др.).

Особо весомы вклад в развитие педагогической теории коллектива внес А.С. Макаренко. Он определил концепцию, сущность воспитательного коллектива, выделил стадии его развития, разработал методики организации и формирования воспитательных коллективов. А.С. Макаренко подчеркивал, что коллектив – действенный инструмент воспитания отдельной личности, развития ее индивидуальности. Последовательное развитие идей А.С. Макаренко о развитии и формировании воспитательного коллектива получили в трудах и педагогическом опыте В.А. Сухомлинского, А.В. Мудрика, Л.Ю. Гордина, Н.Е. Щурковой и мн.др.

В последние десятилетия педагогические исследования направлены на 1) выявление более эффективных форм организации воспитательных коллективов; 2) разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности; 3) развитие воспитательных функций коллектива и развитие самоуправления в нем; 4) разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива.

Методы воспитания распадаются на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами воспитания. Приемы не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той, на решение которой направлен метод воспитания. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах. Приемы определяют своеобразие воспитательной методики, делают стиль педагогической деятельности воспитателя неповторимым.

С методами и приемами воспитания тесно связаны средства воспитательной работы. Понятия «метод воспитания» и «средство воспитания», являясь взаимосвязанными, имеют четкие различия: средства воспитания обусловливают реализацию его методов (способов).

Средства воспитания – это различные виды деятельности, в рамках которой осуществляется метод воспитания (учебно-познавательная, игровая, трудовая деятельность, общение и т.п.), а также совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, при помощи которых реализуются методы и приемы воспитания (например, книги, музыкальные произведения, кинофильмы, картины, наглядные пособия, технические средства обучения и воспитания и т.д.)

Система методов, приемов и средств воспитания образуют воспитательные методики.

 

2.30. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. Методы воспитания – это способы и приемы организации педагогом активной и разнообразной деятельности учащихся, в которой происходит их личностное развитие: формируется потребностно-мотивационная сфера, сознание, чувства, нравственные взгляды и убеждения. В педагогическом процессе существует многообразие методов, приемов и средств воспитания, однако выделяются общие методы воспитания. Общими они называются потому, что используются в педагогическом процессе в целом, независимо от специфики конкретного воспитательного процесса в определенном учреждении.

К общим методам воспитания относятся методы убеждения (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа, диспут, дискуссия и т.д.); метод положительного примера, метод упражнения, методы осуждения и одобрения, метод требования, методы контроля и самоконтроля, самооценки; метод переключения в деятельности. Оптимальный выбор методов воспитания и эффективное их осуществление в педагогическом процессе – это «искусство учителя, опирающееся на науку» (И.П. Подласый). Условиями реализации этого искусства являются:

· Выбор методов воспитания в соответствии с его целями и задачами, содержанием воспитания.

· Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и ученических коллективов в процессе выбора методов и приемов, средств воспитания.

· Учет обстоятельств, в которых должна реализовываться воспитательная методика (материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических, обстоятельств общения и взаимодействия учителя и учащихся и т.д. Абстрактных условий осуществления метода воспитания не бывает, они всегда конкретны, ситуативны).

· Уровень педагогической квалификации учителя (низкий уровень профессионализма педагога определяет однообразие в выборе методов воспитания, нетворческий характер их применения).

3.1. Основные категории педагогики, их характеристика. Как самостоятельная фундаментальная наука, педагогика оперирует своими категориями. Категория (от греч. «kategoria» - высказывание, признак) – это наиболее общее и фундаментальное понятие, которое отражает существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Понятий в рамках определенной науки может быть много, их обобщение и составляет научные категории, которых обычно в науке может быть лишь несколько. Категориями (или обобщенными понятиями) в педагогике являются – образование, воспитание, обучение.

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности ( в широком, философском понимании категории ). В узком, профессионально-педагогическом смысле образование – это процесс овладения обучающимся научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, в котором они приобретают личностный облик и индивидуальное своеобразие. Второе значение данной категории – результат процесса, в котором формируется личность.

Категория «воспитание» также используется в широком и узко-педагогическом смыслах.

В широком – это процесс подготовки подрастающих поколений к жизни, передачи общественного опыта от поколения к поколению.

В профессионально-педагогическом – целенаправленный двусторонний процесс организации педагогом активной разнообразной деятельности учащихся по овладению общественным опытом.

Обучение (в широком смысле) – это часть воспитания, так как, обучая, мы воспитываем, а воспитывая, обучаем.

В профессионально-педагогическом значении обучение – это целенаправленный, двусторонний процесс организации педагогом активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению системой научных знаний, практических умений и навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов и мировоззренческих идей.

3.2. Дифференциация педагогики по отраслям. По мере развития педагогики как науки об обучении, воспитании и развитии личности обогащались теория и практика обучения и воспитания. Это привело к дифференциации педагогической науки по отраслям. Сегодня педагогическая наука представляет собой сложную систему педагогических знаний, наук:

1. Общая педагогика (или теория педагогики, подразделяющаяся на общие вопросы педагогики, дидактику [теорию обучения], теорию и методику воспитания, школоведение) изучает самые общие закономерности образования, обучения и воспитания, развития личности в их процессе.

2. Возрастная педагогика (преддошкольная, дошкольная, педагогика средней школы), в ее рамках исследуются закономерности развития детей в воспитательном процессе, начиная с ясельного возраста.

3. Коррекционная педагогика (сурдо-, тифло-, олигофренопедагогика) исследует закономерности и особенности обучения и воспитания детей с психофизическими недостатками.

4. История педагогики и образования изучает развитие педагогических идей и практики образования, воспитания, обучения в различные исторические эпохи.

5. Частные методики преподавания или предметные дидактики исследуют специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных предметов.

6. Отраслевая педагогика (семейная, военная, спортивная, педагогика высшей школы, профтехучилищ и т.д.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявили о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, превентивная педагогика, социальная педагогика и т.д.

3.3. Понятие о методах педагогического исследования. В соответствии с логикой научного поиска, методологии в педагогической науке осуществляется разработка методики научно-педагогических исследований.

Под методами педагогического исследования понимают совокупность способов изучения педагогической действительности (процессов, явлений, фактов, предметов), получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научно-педагогических теорий.

Все многообразие методов педагогического исследования можно представить в трех группах этих методов:

1. Методы эмпирические или эмпирического познания (эмпирика – опыт, практика). К ним относятся педагогическое наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение передового педагогического опыта и результатов деятельности учащихся, школьных документов; экспериментальные методы педагогического исследования.

Все эти методы служат средством сбора научно-педагогической информации, фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.

2. Методы теоретического исследования. К этой группе методов относятся теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные логические методы исследования. Теоретические методы связаны с изучением литературы, трудов классиков педагогики, человекознания, общих и специальных работ по педагогике, периодической педагогической печати, художественной литературы на педагогические темы и т.д.

3. Статистические методы, методы математического анализа в педагогике применяются для обработки данных, полученных эмпирическим путем, для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

3.5. Внешние факторы развития и формирования личности. Понятие «личность» относится к понятию «человек» и неразрывно связано с ним. Человек рассматривается в науке как биосоциальное существо, то есть это понятие синтезирует в себе как биологические качества человека, так и его социальные свойства. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но нельзя сказать, что родилась личность. Личностью не рождаются, ею становятся по мере приобретения, усвоения человеком многообразия социальных (общественных) отношений.

Личность – это человек в совокупности общественных отношений (К. Маркс), человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

Развитие личности осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека в процессе его личностного развития и называют факторами развития и формирования личности.

Этих обстоятельств чрезвычайно много, их многообразие практически нельзя учесть в полном объеме и в каждом частном проявлении, поэтому в науках о человеке как части общества принято обобщенно считать самыми важными, основными факторами развития личности следующие:

· Среда, в которой происходит личностное становление и развитие человека.

· Воспитание как специально организованная среда для личностного развития.

· Наследственность.

· Собственная активность личности.

Эти факторы классифицируются как внешние (природная и общественная среда, воспитание) и внутренние (наследственность и собственная активность личности) факторы становления, развития и формирования личности.

Под средой понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой он формируется как личность – действительность природная и социальная. В педагогике понятие «социальная среда» употребляется в двух значениях: во-первых, это широкая социальная действительность – макросреда (экономика и политика государства, функционирование различных социальных учреждений и т.д.); во-вторых, это микросреда ( ближайшее окружение ребенка – семья, друзья, классный коллектив и т.п.). Наибольшее влияние на личностное развитие человека оказывает микросреда, так как она влияет непосредственно на человека с первых моментов его жизни, она определяет личностную направленность растущего ребенка.

В личностном развитии человека важна и природная среда (географические условия жизни человека – климат, характер растительности и природного ландшафта и т.п.).

Педагогам важно осмыслить положение о том, что не среда, взятая безотносительно к ребенку, а активные взаимоотношения с ней растущего человека, обладающего определенными возрастными и индивидуальными особенностями, направляемые воспитывающими его взрослыми, являются важными факторами развития и формирования человека как личности.

3.6. Внутренние факторы личностного развития человека. ( Начало ответа – см. в 3.5.). К внутренним факторам развития и формирования личности человека относятся наследственность и собственная активность личности.

Наследственность - это совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, воссоздавать себе подобных в ряду поколений» (И.Ф. Харламов).

Наследственность сохраняет человека как природное существо, программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств, наследственными являются задатки человека к определенным видам деятельности, которые рассматриваются как потенциальные способности. Ученые связывают личностное развитие человека прежде всего с формированием его способностей. Наследственные возможности человека в этом смысле чрезвычайно велики, но реализовать их в качестве личности он сможет только в процессе деятельности, социальной жизни. Биологическое (наследственность) и социальное тесно переплетаются в человеке и выступают в единстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.