Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие формы организации обучения. (см. ответ на вопрос 3.20.)




3.22. Понятие о нестандартном уроке. Урок – это основная коллективная форма организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки (традиционно – 45 минут), твердо установленное расписание и организация учебной работы учащихся над одним и тем же материалом. Исходя из характера учебной деятельности учителя и учащихся во время учебного занятия, в дидактике определены следующие типы уроков:

· Комбинированный (или смешанный) урок, на котором решаются различные дидактические задачи – проверяется усвоение учениками ранее изученного материала, объясняется и закрепляется новая тема, контролируется ее усвоение.

· Уроки сообщения новых знаний учителем и усвоения их учащимися. Основная дидактическая задача данного урока – объяснение и усвоение нового учебного материала.

· Уроки закрепления изученного (на уроках этого типа новый материал не объясняется, идет углубление и закрепление ранее изученного).

· Уроки обобщения, систематизации и повторения изученного (как правило, уроки данного типа проводятся как итоговые после изучения больших и значительных тем, в конце учебной четверти, учебного года).

· Уроки контроля, проверки и оценки результатов учебно-познавательной деятельности учащихся

Нестандартный урок – это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации учителя и учащихся, на активном их взаимодействии, совместной творческой деятельности. Нестандартный урок как форма организации обучения возник сравнительно недавно (конец 70-х – начало 80-х годов прошлого века). В этот период высокопрофессиональные, творческие учителя, изыскивая пути активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, стали разрабатывать и проводить уроки, целью которых являлось не столько решение образовательных задач, сколько воспитательно-развивающих. Сущность нетрадиционного (нестандартного) урока заключается в том, что при сохранении основных характеристик урочного занятия (стабильный состав учащихся примерно одного возраста и уровня развития, временные рамки – 45 минут, проведение урока по расписанию и по единому учебному материалу), урок имеет неповторимую и необычную структуру, оригинальное содержание, в его рамках используются интерактивные методы обучения, чаще всего – игровые и т.д. К настоящему времени нестандартные уроки стали привычным явлением в школе, разработаны их разновидности. И хотя очевидно, что классифицировать педагогическое творчество практически невозможно, виды нестандартных уроков все же можно определить:

· Уроки игрового характера.

· Интегрированные уроки (преподавание нескольких предметов в рамках одного урока на основе межпредметных связей. Такие уроки проводят несколько учителей одновременно).

· Уроки-исследования.

· Уроки – театрализованные действия (дидактические театры), уроки-концерты.

· Панорамные уроки и т.д.

И.П. Подласый в книге «Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов» пишет о том, что можно выделить несколько десятков видов нестандартных уроков: уроки-«погружения», пресс-конференции, творческие отчеты, уроки-КВН(ы), бинарные и компьютерные уроки, уроки-фантазии и «суды», уроки поиска истины, уроки открытых мыслей, уроки-аукционы и мн. другие.

 

3.23. Структура нестандартного урока, его виды. Сущность нетрадиционного (нестандартного) урока заключается в том, что при сохранении основных характеристик урочного занятия (см. 3.22), этот урок не вписывается по своей структуре в традиционную классификацию и носит творческий, необычный характер. В учебном пособии по дидактике авторов Н.И. Прокоповича и Н.В. Михалковича дается следующее определение нестандартного, нетрадиционного урока: «Это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на активном взаимодействии учеников и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. И наконец, он основан на том, что ученик есть не только объект, но и субъект учебной деятельности».

При том, что нестандартный урок обладает вариативностью своей структуры, в обобщенном виде структура нестандартного урока представлена тремя компонентами, среди которых выделяют:

· Дидактический ( на нестандартном уроке, как и на уроках традиционных, осуществляется обучения, организовывается процесс познания определенной учебной темы, выработки умений и навыков на основании познанного).

· Методический ( обучение на нестандартном уроке организовывается определенными способами, методиками, в частности, в большей мере на нестандартных уроках используются методы активизации мышления и учебно-познавательной деятельности учеников).

· Логико-психологический компонент ( содержание образования на нестандартном уроке, методы его постижения выстраиваются в определенной логике, что во многом обеспечивает сознательность учебно-познавательной деятельности школьников; все содержание урока и методы работы учителя и учеников воздействуют на сознание, эмоционально-волевую сферу обучающихся, способствуют не только восприятию, осмыслению и запоминанию учебного материала, но и выработке у учащихся познавательной активности, формированию положительного отношения к познанию, системы собственных ценностей на основе познанного.

Привычной, традиционной структуры урока на нестандартном урочном занятии может и не быть вовсе, она может быть изменена или представлена частично. Но необходимо отметить, что организационные моменты в начале и конце нестандартного урока присутствуют всегда (как и в традиционных уроках). Часто эти моменты тоже представлены нетрадиционно и носят творческий характер. (О видах нестандартного урока – в ответе 3.22).

 

3.24. Требования к современному уроку. В дидактике и педагогической практике разрабатываются требования к уроку в соответствии с требованиями современного общества к качеству обучения и воспитания подрастающего поколения. Анализ результатов педагогических исследований в этом направлении показывает, что требования к современному уроку можно классифицировать в следующих направлениях:

· Общие требования, которым должен соответствовать современный урок (оптимальное сочетание и взаимодействие основных компонентов урока – его целей, содержания учебного материала, методов преподавания и учения, коллективной, групповой и индивидуальной форм обучения; построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; использование новейших научных достижений в качестве урочной информации; связь урока с жизнью, с личным опытом учащихся; связь на уроке теории и практики).

· Дидактические требования (использование на уроке новейших образовательно-воспитательных технологий, информационных технологий, современных технических средств и наглядности, разнообразных методов обучения, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение на уроке систематического и действенного контроля за результатами учебно-познавательной деятельности учащихся, оценка этих результатов по критериям 10-балльной системы оценки; проявление педагогического профессионализма учителя.

· Воспитательно-развивающие требования (формирование на уроках по любому предмету жизненно важных личностных качеств учащихся – трудолюбия, ответственности за выполняемое дело, самостоятельности, инициативности, честности и т.д.; педагогическое общение учителя с учащимися, в котором проявляются внимательное и чуткое отношение педагога к ученикам, его педагогический такт, объективность и справедливость требований, творческое сотрудничество с учениками и т.д.).

· Организационные требования ( урок должен быть «плотным», то есть в течение 45 минут нужно организовать и осуществить максимальный объем результативной учебной работы школьников, что возможно только при наличии продуманного, четкого плана проведения урока; темп урока должен отличаться оптимальностью, каждый этап урока – логической стройностью и законченностью. Все это обусловливает сознательную трудовую дисциплину учащихся на уроке).

3.25. Цели и задачи воспитания на современном этапе в Республике Беларусь. В Республике Беларусь содержание воспитания в детских и молодежных учебных учреждениях, цели и задачи воспитательной работы педагогов определены в документе «Концепция воспитания и образования детей и молодежи в Республике Беларусь» (1993). На основании системного подхода к определению содержания воспитания в нашей республике определяются следующие задачи воспитательной деятельности:

- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала растущего человека в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности;

- формирование субъектной позиции воспитанника в жизни (развитие его самосознания, ценностного отношения к жизни, способности к самопознанию и т.д.);

- интеллектуальное, умственное развитие школьников, формирование опыта познавательной деятельности, знаний, умений и навыков, способности к творческому их применению;

- формирование нравственной культуры школьников;

- развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;

- экологическое образование и воспитание;

- эстетическое воспитание, приобщение учащихся к искусству, к художественным ценностям и традициям белорусского народа;
- трудовое воспитание, экономическое воспитание и образование, помощь в выборе профессии как сферы самореализации человека в личной жизни, в обществе;

- физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни и стремления к физическому самосовершенствованию;

- формирование готовности к семейной жизни, семейно-бытовой, половой и сексуальной культуры, гендерное воспитание и половое просвещение;

- развитие правовой культуры учащихся, предупреждение правонарушений в детской и молодежной среде.

 

3.26. Понятие о детском воспитательном коллективе. Слово «коллектив» происходит от латинского «colligo», что в переводе означает «объединяю». Детский воспитательный коллектив – это высокоразвитая группа учащихся, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. А.С. Макаренко писал, что «нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто сборище».

Характерными признаками детского воспитательного коллектива являются:

- наличие общественно значимых целей, к достижению которых стремится группа, постоянное движение коллектива вперед;

- систематическое включение учащихся в разнообразную, социально значимую деятельность, соответствующая организация совместой деятельности;

- систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;

- стабильный количественный состав группы, ее традиций и увлекательных перспектив жизнедеятельности, взаимопомощи и доверия между членами группы и т.д.

 

3.27. Структура детского воспитательного коллектива. (Начало ответа см. 3.26.). Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре детского воспитательного коллектива и его органов. Существует общешкольный коллектив, его значение велико, но он не оказывает непосредственное воздействие на каждого воспитанника в отдельности. Непосредственное воспитательное влияние на развивающуюся личность оказывает первичный коллектив, то есть такой, в котором дети находятся постоянно в деловых и межличностных отношениях. Есть постоянные (класс) и временные (спортивные секции, кружки и т.д.) детские воспитательные коллективы. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Учащийся может быть членом сразу нескольких первичных коллективов, важно, чтобы их сочетание содействовало решению задачи гармоничного и всестороннего развития личности.

Первичный коллектив в свою очередь имеет собственную внутреннюю структуру. Успешное функционирование детского воспитательного коллектива требует наличия в нем координирующих и направляющих деятельность учащихся по достижению общественно значимых целей органов самоуправления. Главным таким органом является общее собрание воспитанников. Для решения оперативных задач в коллективе формируется актив (как правило, состоит из старосты и ответственных за разнообразные поручения). Активу коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку их выполнения и другие функции управления.

3.28. Методика формирования детского воспитательного коллектива. Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания коллектива базируется на двух положениях:

· Коллективистские отношения возникают в разнообразной и содержательной совместной деятельности, в которую нужно вовлекать учащихся.

· Необходимо организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла школьников.

Основу методики организации и воспитания детского воспитательного коллектива составляют:

1. Умелое предъявление педагогов требований к учащимся.

2. Формирование и воспитание ученического актива.

3. Организация перспектив в жизнедеятельности класса, либо другого первичного коллектива.

4. Формирование в группе здорового общественного мнения.

5. Создание и развитие хороших традиций коллективной жизни.

Важным условием развития коллектива и его нормального функционирования является жизнерадостный тон и стиль отношений учащихся, атмосфера доверия и требовательности членов коллектива друг к другу, наличие в коллективе критики и самокритики.

3.29. Методы формирования сознания личности (убеждение, положительный пример). Под методами воспитания понимают способы и приемы организации педагогом активной и разнообразной деятельности учащихся, в которой происходит их личностное развитие: формируется потребностно-мотивационная сфера, сознание, чувства, нравственные взгляды и убеждения. Педагогический процесс осуществляется при помощи разнообразных методов. Выделяют следующие их группы:

1. Методы формирования сознания (убеждения - рассказ, объяснение и разъяснение, беседы этического и эстетического характера, лекция, доклад, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, дискуссия, положительный пример).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение или приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающая ситуация, переключение в деятельности).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, наказание, соревнование, сюжетно-ролевые игры).

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в деятельности и поведении (педагогическое наблюдение, беседы с целью выявления уровней воспитанности и воспитуемости, опросы, тестирование, анкетирование, анализ результатов общественно-полезной деятельности школьников).

Наиболее эффективными методами формирования сознания учащихся являются методы и приемы убеждения и положительного примера.

Метод убеждения – это такой способ воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений и правил поведения, в развитии сознания и чувств, взглядов и убеждений формируемой личности и в побуждении ее к активной работе по совершенствованию своих личностных свойств и качеств. К средствам метода убеждения относятся различные формы и содержание учебной работы, беседы, школьные вечера, конференции, встречи с деятелями науки, техники, искусства и т.д.

Сущность положительного примера как метода формирования сознания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у школьников стремления, потребности к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных качеств и преодолению имеющихся недостатков. В процессе воспитания используются положительные примеры ученых, писателей, общественных деятелей, сверстников, а также людей, совершивших подвиги в труде, в боях за Родину и т.д.

Огромное воспитательное влияние оказывает положительный пример педагога, его эрудиция, высокая духовность и нравственная культура.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.