КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 30. Социализация личности и ее факторы. Социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации. Агенты социализации
Вопрос 29. Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, этапы развития коллектива. Закон движения коллектива (перспективы). Взаимоотношения личности и коллектива. Принцип параллельного действия. Слово «коллектив» с латинского переводится как «толпа», «сборище», «группа», «объединение». Под коллективом понимается:1) любая организационная группа; 2) высокий уровень развития группы. Основные признаки коллектива: 1) общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства; 2) общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности; 3) отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности между членами коллектива в целях достижения цели складываются особые отношения; 4) общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность. В любом коллективе различают типы отношений: 1) личные, основанные на привязанностях, симпатиях или антипатиях; 2) деловые – совместные решения каких-либо социальных задач. В коллективе объединены разные личности, которые имеют общую цель и общую деятельность для достижения этой цели. В каждом коллективе имеются свои правила и нормы поведения, которые регулируют деятельность коллектива. В практике воспитания коллектив разделяют на первичный и общий. В школе первичный коллектив это коллектив класса, коллективы внеклассных кружков, художественной самодеятельности, спортивные секции. Особое значение занимает воспитательный коллектив. Он создается в школе среди учащихся на базе хороших социальных отношений, общих стремлений к достижению успеха. В таком коллективе существует высокая организация самоуправления и межличностных отношений. Такой коллектив активизирует всех членов группы в повышении целенаправленности в жизни, формирует положительные отношения и культуру поведения учащихся. Воспитательный коллектив является субъектом воспитания и организации собственной деятельности. Все учащиеся школы входят в так называемый единый общешкольный коллектив. Он включает в себя: первичные коллективы (т. е. классы); временные коллективы (спортивные секции, кружки); формальные коллективы (ученический комитет, органы самоуправления учащихся); неформальные коллективы (неформальные сообщества). Важнейшие средства воспитания детского коллектива: 1) учебная работа; 2) внеклассная работа; 3) трудовая деятельность; 4) общественно-социальная деятельность, культурно-просветительская деятельность учащихся. Для воспитания здорового, развитого ученического коллектива необходимо опираться на следующие принципы: воспитывать ученический актив, который будет положительно воздействовать на весь коллектив и во всем помогать педагогу; для дальнейшего успешного развития и воспитания коллектива необходимо четко формулировать педагогические требования; на развитие коллектива и целостного становления каждого члена коллектива влияет организация учебной, трудовой, просветительской, спортивно-оздоровительной деятельности, поддержка положительных традиций коллектива, которая укрепляет его сплоченность. А. С.Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – его смерть. Он определил принципы коллектива: гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельные действия; выявил этапы развития коллектива. 1 этап – становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т. е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяются характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива – педагог, от которого исходят все требования. 2 этап – усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит коллективу пользу, а что вред. Коллектив на 2 этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Третий и последующие этапы – расцвет коллектива. Уровень и характер требований – они более высокие к себе, чем к своим товарищам – свидетельствует о уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива – общий опыт, одинаковые оценки событий. 4 этап развития – этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания. Между этапами развития нет четких границ. Последующий этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему. Во всех коллективах создаются свои традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают, украшают коллективную жизнь. Цель, способную увлечь и сплотить коллектив, А. С. Макаренко называл перспективой. Он различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая цель опирается на личную заинтересованность. Средняя перспектива заключается в проекте события. Она должна определяться по времени и сложности. Далекая – отодвинутая по времени, но наиболее социально значимая цель. Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Развитие коллектива в этих условиях протекает естественно. Макаренко выдвигал принцип параллельного действия. Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием воспитателя, актива и всего коллектива. Коллектив может наказать провинившихся слишком сурово, поэтому А. С. Макаренко советовал пользоваться осторожно этим принципом. Черты сформированного коллектива:1) мажор – постоянная бодрость; 2) ощущение собственного достоинства; 3) дружеское единение членов; 4) ощущение защищенности; 5) активность к упорядоченному действию; 6) сдержанность в эмоциях.
Положение личности в коллективе зависит от ее индивидуального социального опыта, который определяет характер ее суждений, норм поведения и т. д. Опыт может соответствовать и не соответствовать суждениям, формам поведения личности. То, как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно складываются отношения там, где коллектив достиг высокого уровня развития, где развита форма самоуправления. Распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). В 1-й модели личность подчиняется требованиям коллектива добровольно, уступает коллективу как превосходящей силе, подчиняется коллективу лишь внешне, формально. Коллектив подчиняет личность нормами и традициями своей жизни. Во 2-й линии поведения возможны два пути развития событий: 1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива; 2) личность открыто сопротивляется. Распространенный мотив приспособления личности к коллективу – стремление избежать конфликта. Более редкое явление – открытая сопротивляемость личности к коллективным требованиям, чаще коллектив «ломает» личность. Гармония личности и коллектива – это идеал взаимоотношений. Чаще это немногие ребята, которые уживаются в любом коллективе и которые оказались в хороших, высоконравственных коллективах. Типичная модель отношений – существование. Коллектив и личность существуют, соблюдая лишь формальные отношения. Некоторые личности не могут проявлять свою индивидуальность. Отношения становятся более благоприятными, если личности удается раскрыть, проявить свою индивидуальность, удовлетворяющую их позицию в коллективе. 3-я модель взаимоотношений – личность подчиняет себе коллектив. Под влиянием яркой личности может измениться коллектив как в лучшую, так и в худшую сторону. Распространенная позиция школьных коллективов проявляется в завуалированной форме. Американский психолог Д. Морено считает, что положение человека в системе личных отношений подчиняется социодинамическому закону. Он ввел такое понятие, как «tele» (в переводе с греческого – вдаль, далеко). Оно обозначает простейшую единицу чувств, («вчувствования»), возникающих между людьми. Человек в силу особого врожденного свойства «tele» очень слаб и поэтому отталкивает других. Дети, выросшие в благоприятных семьях, излучают «tele» очень мощное и поэтому привлекают к себе других.
Вопрос 32. Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Специфика семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся. Связь семейного и школьного воспитания неотделима. После 7 лет, т. е. после поступления в школу, ребенок проводит там большое количество времени. Влияние семьи немного ослабевает, так как ребенок попадает под руководство учителя. Ребенок начинает расти в коллективе, жить по его законам. Влияние коллектива (общества) становится огромным.Но тем не менее существует сильная связь семьи и школы. Если ребенок живет в хорошей, крепкой семье, то в ней, кроме требований, ребенок получает еще и любовь, заботу, ласку. В школе с ребенка только требуют. Личностный подход к воспитанию – это последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности. Как к ответственному субъекту собственного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию взаимодействия. В основе личностного подхода лежит глубокое знание ребенка, его врожденных свойств и возможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринимают другие и как он воспринимает себя сам. Учитель и родители должны вместе работать над формированием личности ребенка. Чем чаще родители общаются с учителем, чем чаще они пытаются найти оптимальные способы улучшения знаний и умений ребенка, тем лучше для самого ребенка. Ребенок находится под их общей опекой, что способствует лучшему его развитию. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы. Деятельностный подход в воспитании отводит первостепенную роль тем видам деятельности, которые способствуют развитию личности. И учителю, и родителям нужно сотрудничать вместе, чтобы в ребенке выработать личность. Личностно-деятельный подход к воспитанию означает, что школа должна обеспечивать деятельность человека, становление личности. Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога и ребенка в процессе воспитания, а помогать в этом должны родители. Родители должны осознавать, что они тоже учились в школе, что необходимо доказать ребенку, что школа – это место, где есть друзья, где ребенку дадут важные и нужные знания. Педагог должен привить любовь к своему предмету, научить ребенка уважать себя, других преподавателей, и, конечно же, старших. Без совместной деятельности родителей и учителя это практически невозможно. Воспитание должно происходить постоянно: и в семье, и в школе. Ребенок в этом случае будет под «надзором» или присмотром, не будет негативного влияния улицы, и это поможет воспитать в ребенке хорошего человека, личность. Учителю необходимо помогать семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания. Таким образом, существует неотделимая связь школьного воспитания и домашнего.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |