Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к реализации технологии




Вопрос 35. Технология взаимобучения.

Взаимное обучение – это способ организации обучения, при котором под руководством учителя учащиеся обучают друг друга. Он использовался с древних времен (в государствах Древнего Востока, античных государствах, в период Средневековья, эпоху Возрождения и др.). Одним из примеров реализации взаимного обучения является белл-ланкастерская система (Великобритания, конец XVIII – начало XIX в.).

В основе технологии взаимообучения лежит методика А.Г. Ривина, разработанная в России, в 20-е годы XX века. Ее суть – поабзацное изучение текста при работе обучающихся в парах сменного состава.

В современной школе взаимообучение приобретают новое значение. Задача школы - не только сформировать основы знаний современных наук. Не менее важная задача – научить самообразованию, развить умение самостоятельно осваивать новую информацию.

Современная технология взаимообучения имеет множество модификаций, обобщенных В.К. Дьяченко в коллективные способы обучения (КСО). В основе взаимообучения лежит особое явление: когда человек начинает объяснять что-либо, он сам начинает лучше это понимать.

Образовательный потенциал

Технология взаимообучения способствует:

· развитию умения самостоятельно работать с источником информации (книгой, статьей, учебником и т.д., а также с информацией, переданной другим лицом);

· самостоятельному усвоению учащимися новых знаний, умений и навыков, актуализации имеющегося опыта, знаний;

· углублению понимания учебного материала, взаимной коррекции ошибок в процессе диалога;

· активному закреплению знаний посредством их многократного повторения;

· активизации деятельности учащихся;

· формированию межличностных отношений, ответственности за результаты деятельности;

· развитию коммуникативных и дидактических способностей учащихся.

Отметим также, что КСО создают условия для обучения в индивидуальном темпе на основе «раскрепощенного» общения. Обсуждение информации несколькими партнерами увеличивает ассоциативные связи, что способствует более прочному усвоению знаний.

Технология взаимообучения наиболее эффективна, если учебный материал имеет среднюю степень сложности и позволяет разделить его на относительно автономные части. Например, темы: «Признаки равенства треугольников», «Культура России VIII века» и т.п. Существуют различные подходы к организации работы учащихся на уроке.

Средством организации процесса обучения являются карточки, которые имеют: а) цветовой код, б) новую учебную информацию теоретического или фактического характера, в) задания по практическому применению новой информации, г) инструкцию по организации самостоятельной работы.

Цветовой код необходим для обозначения карточек, содержащих разную информацию. Например, карточкам, содержащим информацию о признаке равенства треугольников по трем сторонам присваивается красный цветовой код, равенства по двум сторонам и углу между ними – зеленый, равенства по стороне и двум углам – синий. Таким образом, число цветовых кодов равно количеству автономных частей, на которые поделен учебный материал. Количество карточек равно числу учащихся в классе.

Помимо цветового кода карточка имеет «информационную» (первую) часть, которая содержит в себе часть учебного материала, подлежащего самостоятельному изучению. Во второй части даются задания по закреплению и практическому применению знаний. Это могут быть вопросы к тексту первой части, позволяющие определить глубину понимания учебного материала, а также упражнения, задачи, задания на применение знаний.

Инструкция для учащегося по организации работы на уроке может быть внесена в карточку или записана на доске, представлена на плакате.

Рассмотрим вариант КСО «Мурманская методика».

Инструкция для учащихся (вариант) [9, с. 94]:

1. Изучите самостоятельно первую часть карточки

2. Выполните самостоятельно задание второй части карточки.

3. Найдите партнера, чей цветовой код карточки отличен от Вашего, запишите его фамилию и цвет кода в свою тетрадь.

4. Проработайте с партнером первую часть одной из карточек. (Вариант: перескажите партнеру первую часть своей карточки).

5. Проработайте с партнером первую часть другой карточки. (Вариант: выслушайте сообщение партнера по первой части его карточки.)

6. Обменяйтесь карточками и выполните задания второй части карточек.

7. Обсудите с партнером результаты выполнения заданий.

8. Поблагодарите партнера за сотрудничество и продолжайте действовать, начиная с п.3

Возможны различные модификации организации самостоятельной работы учащихся. Например, при достаточно сложном для многих учеников материале первые два этапа могут выполняться в малых группах, объединяющих учащихся с карточками одного цвета и т.п.

Контроль знаний может быть проведен в различной форме: зачет (групповой, индивидуальный, с привлечением старшеклассников или учителей-коллег к контролю и оценке знаний), тестирование, контрольная работа и т.п.

Этапы реализации

I. Мотивация деятельности. Разъяснение порядка организации работы и формы контроля.

II. Самостоятельная работа учащихся (индивидуально и в парах сменного состава).

III. Контроль знаний учащихся.

Условия эффективности

Возможность разделения учебного материала на автономные части (независимые от последовательности освоения учебного материала)

· Средняя степень сложности учебного материала

· Тщательная разработанность карточек

· Ответственное отношение учащихся к деятельности

· Продуманность форм контроля

· Наличие в кабинете свободных посадочных мест

· Достаточный резерв времени

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.