Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы реализации




I. Индукция

Задача этапа – актуализация личного опыта участников, пробуждение интереса к проблеме, создание эмоционального настроя. Для этого при разработке мастерской специально подбираются индукторы - приемы, средства, вызывающие поток ассоциаций, вопросов, воспоминаний, эмоций и чувств, позволяющие ощутить личностную значимость предстоящего осмысления, обсуждения. Индукторами могут быть: слово, образ, фраза (утверждение или вопрос), тексты, звуки, мелодии, предметы, рисунки и т.п. Они создают направленный процесс: индуктор – специальное задание к нему в виде действия – индукция – «разрыв»[2].

Особую роль на этапе индукции играют ассоциации, способствующие появлению нового видения предмета обсуждения, пробуждающие интерес к познанию, переосмыслению. Руководитель может содействовать возникновению ассоциаций, советуя (рекомендуя, подсказывая) приёмы творчества (рисование на бумаге, соединение слов, представление ситуаций: «что было бы, если …» и т.п.)

Разработчики мастерских считают, что при подборе индуктора и задания к нему должны соблюдаться два условия. Они должны: 1) актуализировать личный опыт участников мастерской, связанный (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности; 2) создавать ситуацию выбора, что активизирует внимание, рождает недоумение, а порой – даже раздражение, что пробуждает интерес, не позволяет человеку оставаться равнодушным к теме обсуждения.

II. Самоконструкция и социоконструкция

Задача этапа – создание первичного представления о предмете обсуждения, рождение гипотезы о решении проблемы.

На этом этапе происходит работа с информацией, ситуацией, материалами (например, анализ текста исторического документа, литературного текста, статьи, музыкального произведения или его фрагмента, видеоряда и др.), что помогает выдвижению идей. Особое значение имеют: опора на жизненный опыт, ассоциативные ряды, постановка вопросов.

Работа основана на приемах деконструкции (разъединении, рассогласовании, разрушении имеющихся представлений, знаний об объекте, устаревших стереотипов) и реконструкцией (соединении разрозненных частей в новое знание). На момент конструирования уже может приходиться «разрыв».

Результат этого этапа – создание интеллектуального продукта: описание собственного опыта, наблюдения, формулирование идеи, гипотезы, конструирование модели явления, объекта, системы взаимосвязей, разработка проекта решения и т.п. Работа над ним может проходить индивидуально, в парах или микрогруппах. Соответственно этому этап называют само- или социоконструкцией. Самоконструкция – этап мастерской, направленный на создание собственного интеллектуального продукта. Социоконструкция – этап мастерской, направленный на создание продукта в группе.

III. Социализация

Задача этапа: появление нового видения предмета, проблемы.

На этапе социализации происходит предъявление интеллектуального продукта участникам занятия для сопоставления собственных открытий с открытиями других, их сверки, оценки, улучшения (дополнения, коррекции). В результате такого соотнесения каждый из участников расширяет свои представления о предмете обсуждения, отсеиваются ложные представления, рождается новое видение предмета, проблемы.

Деятельность может осуществляться в парах, микрогруппах, между группами, в коллективе. Возможны несколько уровней социализации. Важное требование к участникам мастерской – искать в интеллектуальных продуктах новое, уникальное, позволяющее разносторонне увидеть предмет, проблему. В любой работе находят положительное, о чем и сообщают ее автору.

Формы представления могут быть различными: простое изложение взглядов, афиширование, выставка рисунков, устный рассказ, чтение вслух, молчаливое чтение вывешенных работ или их обсуждение в условиях свободного общения, показ театральных миниатюр, пантомимы и другое.

Обсуждение различного видения проблемы часто приводит к «разрыву» как кульминационному моменту мастерской. В процессе его преодоления возникает потребность в новой информации – информационный запрос.

IV. Обращение к новой информации и ее обработка

На этом этапе возможна работа с различными источниками информации, способствующими поиску решения проблемы. Например: работа со справочной литературой, постановка эксперимента или знакомство с результатами эксперимента (для естественных дисциплин), обращение к статьям критиков (на уроках литературы, МХК) и др.

V. Соотнесение полученного результата с достиже­ниями культуры

Выработанное в процессе мастерской новое знание, видение, решение проблемы далее может сверяться с «образцом» - пониманием объекта, явления, проблемы в науке или искусстве. Происходит корректировка представлений, итогом чего может быть и новый творческий продукт.

VI. Обобщение. Закрепление

На этом этапе происходит осмысление пройденного пути на логическом уровне. Обобщаются, систематизируются, закрепляются знания.

VII. Рефлексия

Это этап обращения участников мастерской к своим чувствам, ощущениям, эмоциям, состояниям, эвристическим моментам, возникшим в процессе мастерской, с целью их анализа, осмысления, коррекции. Предметом анализа являются не только новые знания, но и открытия в себе, а также сам процесс этих открытий. Осознание своих внутренних перемен – важный этап саморазвития. Такое упражнение в самопознании, самокоррекции важно для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования всем участникам мастерской.

Следует отметить, что рефлексивные процессы сопровождают все этапы мастерской. При этом осуществляются два вида: саморефлексия и коллективная рефлексия. На заключительном этапе также используются оба вида рефлексии. Часто мастерские завершаются творческими работами (стихами, минисочинениями, эссе, рисунками и т.п.) как формой выражения своих чувств, эмоций, размышлений.

Мастерские как демократичная форма допускают вариативность алгоритма работы при условии соблюдения общих принципов и правил ведения мастерской.

В зависимости от классификационного основания выделяют различные типы мастерских [3]:

­ по составу участников – мастерские для детей (школьников) и для взрослых;

­ по целям и способам деятельности – мастерские творческого письма, построения знаний, самопознания, отношений и ценностных ориентаций и другие;

­ по временной продолжительности.

Технология мастерских имеет свои, специфические условия эффективности.

 

Ü Условия эффективности

ü Атмосфера комфортности, искренности, открытости, создающая ощущение свободы творчества, полноценной жизни, которую в дальнейшем отмечают все участники мастерской. Для создания особой атмосферы может быть использован особый предварительный этап работы – «со-настройка». Например, прислушивание к себе, к окружающим, ко всему миру.

ü Продуманность содержания мастерской, особенно индукторов и «разрыва» (они должны быть доступны для понимания учащимся), проблемность, возможно, парадоксальность материала для обсуждения.

ü Включение участников в различные виды диалога (диалог с другими и с самим собой, диалог культур и т.п.). Этому способствует логичное чередование индивидуальной, микрогрупповой, групповой работы.

ü Наличие необходимых базовых знаний и/или личного опыта у участников мастерской.

ü Демократичность руководителя, его эмоциональный настрой на сотворчество.

Специалисты так характеризуют деятельность руководителя: «мастер постоянно

- размышляет над смыслом выбранного пути, держит в поле зрения цель, как факел, освещающий путь всем участникам мастерской;

- помнит, что ценности не заучиваются, а переживаются, поэтому для их принятия нужна «встреча» взрослого и ребенка;

- знает, что никто из участников мастерской не должен уйти обиженным;

- учитывает, что каждый человек имеет свой жизненный опыт и может им пользоваться по своему выбору и усмотрению;

- создает условия для творчеств и поиска, фантазии и воображения;

- чувствует, что мастерская имеет свой ритм и интонацию, поэтому не разрушает движение и атмосферу мастерской, а поддерживает их;

- верит, что всегда существует более чем один способ достижения какой-либо цели и что каждый может совершить свое открытие.»[4]

Разработчики мастерских помогают обучающемуся пройти свой путь познания истины, справедливо полагая, что процесс познания не менее важен и ценен для человека, чем само знание. Интеллектуальный и духовный труд, сопровождаемый искренностью чувств, переживаний делает мастерскую мощным средством формирования и переосмысления системы ценностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.