КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технологии диалогового взаимодействия. Технология беседы. Вопрос 36. Образовательные технологии диалогового взаимодействия: беседа, дискуссия, дискурсия (по выбору экзаменуемого)
Вопрос 36. Образовательные технологии диалогового взаимодействия: беседа, дискуссия, дискурсия (по выбору экзаменуемого). Образовательный потенциал, этапы и приемы реализации. Беседой называют опирающийся на имеющиеся знания и жизненный опыт вопросно-ответный способ организации взаимодействия. Образовательный потенциал. Беседа способствует: - повышению внимания школьников, созданию атмосферы всеобщей заинтересованности; - активизации мышления (в процессе беседы мыслительная деятельность как бы выводится «наружу») - развитию коммуникативных, познавательных и творческих способностей учащихся; - обучению коллективному поиску истины, воспитанию взаимопомощи, формированию общественного мнения; - развитию ценностного отношения к предмету беседы. Беседа активно используется педагогом для решения воспитательных и дидактических задач Учебная беседа также способствует: - активному освоению новых знаний; (обучающая функция — посредством беседы учитель раскрывает содержание нового материала, связывая его с ранее изученным); - расширению, углублению имеющихся знаний, осмыслению жизненного опыта (закрепляющая функция — посредством вопросов актуализируются уже усвоенные школьниками знания, выявляются новые аспекты, что способствует расширению и углублению знаний); - контролю и корректировке знаний (контрольно-корректировочная функция — посредством специально подобранных вопросов определяется уровень усвоения учащимися учебного материала); - обобщению и систематизации знаний (систематизирующая функция — ответы на специально подобранные вопросы помогают учащимся осмыслить связи между знаниями). По характеру организуемой познавательной деятельности различают два типа беседы: репродуктивную и продуктивную. Репродуктивная беседа предполагает воспроизводящую деятельность учащихся (знакомые способы оперирования знакомым учебным материалом). По назначению различают следующие виды репродуктивной беседы: · вводная беседа — проводится перед началом учебной работы с целью выяснения понимания учащимися сути и значения предстоящей работы, их представления о последовательности действий: перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, перед самостоятельным изучением нового материала; · закрепляющая (синтезирующую) беседа — используется для обобщения и систематизации имеющихся у школьников знаний; · контрольно-корректировочная беседа — применяется для диагностики уровня знаний, а также в случае, когда необходимо уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания; · катехизическая беседа — проводится с целью сообщения новых (или закрепления имеющихся) знаний, предполагает запоминание ответов, не допускает возражений; используется при изучении информации, связанной с сохранением жизни и здоровья (например, правил техники безопасности, правил дорожного движения и т.п.). Беседы продуктивного типа направлены на организацию активной познавательно-поисковой деятельности учеников. К беседам продуктивного типа относятся: · сократическая беседа (названа по имени древнегреческого философа Сократа, использовавшего такую беседу еще в V веке до н. э.) — допускает сомнения и возражения, выраженные в мягкой, почтительной форме; как известно, Сократ с помощью вопросов доводил до абсурда неправильные суждения собеседников, тем самым направляя их к верному ответу на поставленный вопрос; беседа готовит школьников к дискуссии; · эвристическая беседа — от греческого «эврика» ‑ «нашел». Эвристическая беседа направлена на организацию поисковой деятельности учащихся под руководством учителя, на обучение элементам творческого поиска при решении проблемных задач. Ее можно рассматривать как I ступень, подготовку к проблемному обучению. Учитель с помощью вопросов расчленяет проблему таким образом, чтобы каждый вопрос вытекал из предшествующего, а вместе они вели бы к решению проблемы. При этом раскрывается логика рассуждения, поисковые мыслительные операции как бы выводятся «наружу», осваиваются этапы проблемного поиска. Это формирует у учащихся умение вести поиск самостоятельно: соотносить ответ с вопросом, новый поисковый шаг с предыдущим, контролировать достаточность доказательства и т.д. В ходе эвристической беседы могут возникать или специально планироваться учителем элементы дискуссии. Это приучает школьников к аргументированности и доказательности ответа. Подготовка беседы. Педагог, конструируя беседу, не только определяет ее тему, цель, составляет ее план-конспект (формулирует основные и вспомогательные вопросы), но и подбирает наглядные пособия, демонстрационный эксперимент, продумывает обобщения, выводы по узловым вопросам. Особое внимание уделяется формулированию вопросов, их логической последовательности. В беседе используются вопросы двух типов: - репродуктивные, требующие точного и полного воспроизведения знаний и способов деятельности (они адресованы, в основном, к памяти учащегося); - продуктивные (поисковые, творческие), требующие не только припоминания уже известного, но совершения логических операций: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, выделения главного, умозаключения и т.д., т.е. применения полученных знаний.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |