Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология мастерских




Вопрос 38. Технологии организации учебных исследований: проблемного обучения, критического мышления, французских мастерских (по выбору экзаменуемого).

То знание ценно, которое острой иглой прочертило по душе.

В. Розанов

Педагогическая мастерская – форма и технология обучения детей и взрослых, создающая условия для самостоятельного восхождения обучающихся к новому знанию и опыту, приближенного к процессу научного или художественного постижения мира.

Мастерские как форма и технология обучения были привнесены из Франции в Россию в 90-е годы XX века. В их основе – идеи естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо и свободного воспитания Л.Н. Толстого, исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса, опыт группы французских учителей «Новое образование», дополненный отечественными педагогами, участниками этого движения.

Отличительной особенностью технологии мастерских является передача способа деятельности по их достижению. При этом знания не даются в готовом виде, а «выстраиваются». По И.А. Мухиной, существуют два принципиальных отличия технологии мастерских от проблемного обучения. Если на обычном уроке ученик логически, постепенно подводится учителем к новому знанию, то в мастерской новое знание часто появляется как «прозрение», поскольку в творческом процессе мастерской происходит чередование бессознательноготворчества и последующего его осознания. В отличие от проблемного обучения, при котором постановка проблемы, как правило, осуществляется учителем, в системе мастерских проблемы определяются самими обучающимися. При этом в заданиях мастерской значительно выше степень неопределенности.

Мастерские позволяют обучающимся выявить и осмыслить различные точки зрения на проблему и выработать свою позицию. При этом происходит движение от осознания личного опыта к постижению общечеловеческой культуры. Немаловажное значение имеет и сам процесс «проживания» мастерской. Атмосфера мастерской способствует выработке собственного духовного опыта ее участников.

Принципы мастерской:

- бытийности, предполагающий «проживание» ситуации «здесь и сейчас», ставящий обучаемого в активную позицию субъекта познавательной деятельности;

- диалогичности, создающий условия для свободного обмена мнениями, творческими находками между участниками мастерской, осмысления и обсуждения различных взглядов, позиций, что стимулирует и внутренний диалог (диалог с самим собой);

- сотрудничества и сотворчества как важной основы для продуктивного поиска, предполагающий равные позиции руководителя и участников мастерской (в отличие от традиционного урока, в котором четко обозначены позиции ведущего и ведомых);

- свободы познания, обеспеченный отсутствием строгой определенности заданий (неопределенность рождает психологический дискомфорт, что стимулирует познавательный процесс), безотметочной деятельностью (следовательно, правом каждого на ошибку, а также правом не предъявлять свой «творческий продукт»), многовариантностью использования пространства (для индивидуальной работы или в малых группах, для коллективного обсуждения, для импровизаций, пантомим и т.п.), ограничением руководящей деятельности мастера.

Если у кого-то из обучаемых по какой-либо причине возникает нежелание участвовать в работе, то ему предлагается альтернативная деятельность, которая продумывается заранее. В этом – тоже реализация принципа свободы познания. В отличие от обычного урока, в мастерской есть «право не хотеть».

Ядром мастерской является «разрыв» между старым и новым знанием. Возникает противоречие, узел проблем, точка расхождения, столкновения мнений, основная «точка изумления». Н.И. Белова определяет «разрыв» как особое эмоциональное и интеллектуальное состояние участника мастерской; внутреннее осознание им неполноты собственного знания или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный дискомфорт, побуждающий к поиску ответов, углубления в осмысление проблемы. Часто основой «разрыва» становится некий парадокс, переживание которого приводит в замешательство, вызывает желание найти выход и рождает «озарение» - «внезапно открывается новое видение предмета, явления, образа, отношения, закона, правила»[1]. В связи с различным уровнем знаний и жизненного опыта, особенностями мышления, мировосприятия участники могут испытывать в процессе работы различные индивидуальные «разрывы». Поэтому «разрыв» не является самостоятельным этапом мастерской, но основной «разрыв» заранее планируется ее руководителем.

 

r Педагогический потенциал

Творческая мастерская способствует:

▸ формированию основ для прочного усвоения знаний;

▸ осмыслению и переосмыслению знаний и опыта, их систематизации, обобщению, формированию взглядов, мировоззрения;

▸ освоению новых знаний и способов деятельности, в том числе и способа познания, обретению и совершенствованию опыта исследования;

▸ формированию ценностных отношений через раскрытие личностных смыслов в предмете обсуждения;

▸ развитию самостоятельности мышления, творчества, интуиции, а также воображения, фантазии, способности выражать мысли в образной, нетривиальной форме;

▸ формированию коммуникативной культуры, толерантности;

▸ развитию уверенности в своих силах, потребности в самосовершенствовании через познание радости творческого поиска и открытия;

▸ раскрытию индивидуальности ученика.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.