Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистические ценности педагога как проблема в науке и практике 2 страница




Второй этап (2004-2007 гг.) на этом этапе разрабатывалась методика реализации комплекса организациогаю-педагошческих условий, анализировались ход и результаты обучающего эксперимента. Ведущие методы этого этапа: обобщение, систематизация, моделирование; наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, методы математической статистики.

Третий этап (2007-2010 гг.) анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теорепиеские и практические выводы, осуществлялось оформление полученных данных. Ведущие методы этого этапа: обобщение, систематизация; методы матема'шческой статистики, компьютерной обработки и наглядного представления.

Научная ношпна исследования заключается в следующем:

1) теоретически разработана, обоснована и реализована структурно-функциональная модель развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности включающая: целевой блок (социальный заказ, цель, задачи), методологический блок (принципы, подходы), организационно-методический блок (методы, средства, формы), комплекс организационно-педагогических условий, результативный блок (критерии, уровни, результат);

2) выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс организациошю-педагогических условий процесса развития профессиональной компетентности социального педагога, включающий в себя: уточнение в соответствии с квалификационными характеристиками и внедрение профессиограммы социального педагога; создание стажерских площадок для социальных педагогов; профилактика профессиональных деструкций социального педагога, что обеспечивает эффективную реализацию разработанной структурно-функциональной модели.

Теоретическая значимость исследовании заключается в следующем:

- уточнено содержание понятия «профессиональная компетентность социального педагога» мы рассматриваем как закономерное, целенаправлешюе изменение внутренней структуры профессиональной компетенции и внешних форм ее проявления, в результате чего возникают новые качественные се состояния, основой которых выступает диалектическое единство возможного и действительного, а также как саморегулирующийся процесс, т.е. внутренне необходимое движение, «самодвижение» социального педагога от низкого уровня профессиональной компетентности до более высокого в соответствии с индивидуальными особенностями социального педагога и этапами данного процесса;

- расширено научное представление об условиях эффективного развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности.

Данные положения дополняют теоретические основы развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в:

1) разработке методики реализации комплекса организационно-педагогических условий процесса развития профессиональной компетентности социального педагога;

2) разработке и внедрении в практику спецкурса «Развитие профессиональной компетентности социального педагога», позволяющего содействовать процессу развития профессиональной компетентности социального педагога;

3) разработке оценочно - критериального инструментария, позволяющего определить эффективность развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности, включающего критерии, показатели, диагностические материалы и методы математической статистики.

Материалы исследования могут использоваться в системе повышения профессиональной квалификации социальных педагогов при составлении программ, разработке пособий и создании спецкурсов.

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается применением системных исследований на основе философских, психологических, педагогических и методических источников, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, выбором методов, адекватных предмету и задачам исследования; воспроизводимостью и репрезентативностью полученных дашгых; обработкой результатов опытно-поисковой работы методами математической статистики, опытно-поисковой проверкой гипотезы; проведением опытно-поисковой работы в условиях реальной деятельности социального педагога, повторяемость полученных результатов.

Личное участие соискателя в получении научных результатов выражается в изучении теоретического и практического состояния проблемы: выделение основных параметров (показателей критериев, уровней) процесса развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности; организация экспериментальной работы по проверке эффективности

комплекса организационно-педагогических условий; внедрение результатов исследования; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.

Апробация и внедрение результатов исследовании осуществлялись посредством:

-участия автора в научно-практических конференциях и городских семинарах, в научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей ЧГПУ (2001-2009 гг.); во второй межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы языкознания, педагогики и методики обучения иностранным языкам» (Челябинск, 2001); во Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2005); в XX Всероссийской научно-практической конференции «Формирование рыночной экономии!: опыт, проблемы, перспективы» (Челябинск, 2006); в первом ЮжноУральском социальном форуме «Региональная социальная политика - основа повышения качества жизни населения» (Челябинск, 2007); в Международной научно-практической конференции «Диалог культур в современном образовательном пространстве» (Ульяновск, 2007); в международном конгрессе «VI Славянские педагогические чтения» (Москва, 2007); в XI Международной научно-практической конференции «Стратегия и тактика социально-экономического развития России» (Челябинск, 2007); в Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы формирования межличностных отношений в образовательной среде» (Челябинск, 2008); в региональной научно - практической конференции «Молодежь в современном мире» (Магнитогорск, 2008); в международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы становления личности в современном мире: психолого-педагогические аспекты профессионального воспитания» (Магнитогорск, 2009); на президиуме Совета директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования Челябинской области (Южноуральск, 2011).

Материалы по теме диссертационного исследования отражены в 14 публикациях, 3 - публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1) структурно-функциональная модель развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности включающая: целевой блок (социальный заказ, цель, задачи), теоретико-методологический блок (принципы, подходы), организационно-методический блок (методы, средства, формы), комплекс организационно-педагогических условий, результативный блок (критерии, уровни, результат);

2) комплекс организационно-педагогических условий, входящий в состав модели и обеспечивающий развитие профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности:

- уточнение в соответствии с квалификационными характеристиками и внедрение профессиограммы социального педагога;

- создание стажерских площадок для социальных педагогов;

- профилактика профессиональных деструкций социального педагога.

3) методика реализации комплекса организационно-педагогических условий процесса развития профессиональной компетентности социального педагога вкшо-

чающая в себя специально подобранные и взаимосвязанные между собой: 1) методы: интерактивные, имитационные, игровые, рефлексивные, стажировка; 2) средства: диагностические, демонстрационные, информационные, задачи; 3) формы работы с социальными педагогами: «клуб молодого специалиста», теоретические семинары, коллоквиум, педагогическая выставка, круглый стол, спецкурс, фестиваль педагогических идей, эстафета передового опыта, мастер-класс, самообразование.

Структура исследовании: диссертация состоит из введения, двух глав, общих выводов, заключения, библиографического списка; содержит 23 таблицы, 23 рисунка. Список литературы включает 359 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается выбор темы исследования, сё актуальность, определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методолопяеекая основа, выносимые на защиту положения, а также рассматриваются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся сведения об апробации результатов исследования.

В мерной главе исследовании «Теоретические основания решения проблемы развитии профессиональном компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности» на основе анализа философской и психолого-педагогаческой литературы рассмотрены теоретические основы развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности, анализ состояния проблемы в современной теории и практике, уточнено содержание понятия «компетентность», «профессиональная компетентность», «профессиональная компетентность социального педагога». В данной главе построена и обоснована структурно-функциональная модель развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности; теоретически обосновывается выбор комплекса организационно-педагогических условий процесса развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности.

Отправным пунктом исследования стал анализ понятийного поля проблемы в логике: компетентность - профессиональная компетентность -профессиональная компетентность социального педагога - развитие профессиональной компетентности социального педагога.

Понятия «компетентность» и «компетентный» пришли в русский язык из латинского (лат. сотре(епиа - добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу), где оно трактуется «овладение знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность». В «словаре русского языка» С.И. Ожегова дается следующее толкование понятие «компетентный»: «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области». В данном определении указана связь с «областью», т.е. направленностью компетентности.

Анализ современных исследований, посвященных проблеме компетентнтно-сти, показал, что она рассматривается со следующих позиций:

- компетентность, как системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты (А.Г. Бермус);

- компетентность, как специальная способность человека, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия (Дж. Равен);

- компетентность, как способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивнрованное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости (В. А. Болотов, В.В. Сериков);

- компетентность - это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями, это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные (М.А.Чошанов).

Учитывая вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что понятие «компетентность» рассматривается в двух аспектах:

1) характеристика личности, предполагает владение человеком знаниями, умениями, навыками и жизненным опытом (В.Н. Введенский, Н.Ф. Талызина, М.А. Чошанов, В.Д. Шадрикова, В.А.Болотов и В.В.Сериков и др);

2) готовность (способность) человека к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности (А.Г. Бермус, Дж. Равен, И.Б.Васильев и др.).

Компетентность - это понятие очень общее; в нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познаватель-но-практггческих понятий. Это такие понятия, как знания, умения, навыки, творческое мышление, теоретическое мышление, способность принимать решение в нестандартных ситуациях.

На основании вышеизложенного, под компетентностью мы понимаем - качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны.

В последние годы проблема компетентности приобретает новое звучание. Многие ученые говорят уже не просто о компетентности, а о профессиональной компетентности, как показателе соответствия специалиста требованиям профессионального труда.

Профессиональная компетентность рассматривается исследователями как право принадлежности к определенной профессиональной группе работников (В.Н. Введенский); как модель специалиста, которая включает обобщенные требования к профессии и индивидуальное развитие специалиста, как субъекта профессиональной деятельности (В.П. Беспалъко, В.А. Сластенин, А.К. Маркова и др.); совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполпегшя профессиональной деятельности (Г.М. Коджаспирова, Г.Н. Сериков, Э.Ф. Зеер и др.); состояние личного

сти специалиста, сочетание его психологических, личностных качеств (JI. Берестова, И.А. Зязюн, Н.В. Остапчук и др.); система ЗУН, способов деятельности, психолопг-ческих свойств личности и профессионально значимых качеств (В.А. Ситаров, A.JI. Бусыгина, H.H. Лобанова и др.); осведомленность в профессиональной области или совокупности областей, в рамках которых специалист осуществляет свою деятельность (В.А. Беликов, А.С.Валеев, А.В.Гришин и др.).

Учитывая вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что профессиональная компетентность включает в себя две стороны - знание науки или наук, которые лежат в основе определенной профессии; умения и навыки использования данных знаний па практике.

Сложность определения признаков профессиональной компетентности заключается в том, что она является многоаспектным понятием, а явление, которое оно обозначает, - многофакторным.

Учитывая вышеизложенное, под профессиональной компетентностью мы понимаем интегральную профессионально-личностную характеристику специалиста, включающую в себя не только теоретическую и практическую готовность специалиста к выполнению профессиональных функций, но и все субъектные свойства личности, проявляющиеся в деятельности и обеспечивающие ее эффективность. Речь идет о таких важных качествах личности, как активность, самостоятельность, ответственность, эмоциональная и поведенческая гибкость, коммуникативность, готовность к самооценке и саморазвитию.

Рассмотрим основополагающее для нашего исследования понятие «профессиональная компетентность социального педагога». Профессиональная компетентность социального педагога определяется в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, где указаны общие требования к образованности специалиста. В качестве эталонной модели педагога выступает профессиограмма, которая положена в основу нормативной модели, т.е. его квалификационно!! характеристики. Последняя представляет собой государственный документ, определяющий обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности специалиста.

Ученые рассматривают профессиональную компетентность социального педагога как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание социальным педагогом способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека (В.Г.Бочарова); понятие профессиональной компетентности социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм (М.А. Галагузова); профессионально-компетентным является такой труд социального педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляются социально-педагогическая деятельность, социально-педагогическое взаимодействие, реализуется личность социального педагога и достигаются хорошие результаты - превращение клиента из объекта помощи в субъект самопомощи (Р.В. Овчарова); это система знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня (Ю.В. Василькова); профессиональная компетентность социального

педагога представляет собой многогранное явление, от определяется профессиональными базовыми знаниями и умениями, ценностными ориенгациями, мотивами деятельности, пониманием себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, общей ку;п>-турой, способностью к развитию своего творческого потенциала (Г.В. Мухаметзянова).

На основании вышеизложенного, под профессиональной компетентностью социального педагога мы понимаем, как закономерное, целенаправленное изменение внутренней структуры профессиональной компетенции и внешних форм ее проявления, в результате чего возникают новые качественные ее состояния, основой которых выступает диалектическое единство возможного и действительного, а также как саморегулирующийся процесс, т.е. внутренне необходимое движение, «самодвижение» социального педагога от низкого уровня профессиональной компетентности до более высокого в соответствии с индивидуальными особенностями социального педагога и этапами данного процесса.

Развитие профессиональной компетентности социального педагога - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование

Изучение состояния разработанности проблемы развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности в теории и практике педагогики и уточнение ее сущности для специалиста в образовательно-воспитательных учреждениях, анализ основных составляющих профессиональной компетентности, определение сущности, содержания, функций и основных элементов социально-педагогической деятельности позволили нам перейти к моделированию исследуемого явления.

Выбор метода моделирования в нашем исследовании объясняется тем, что через модель в достаточной степени обеспечивается понимание диалектической зависимости между элементами и подсистемами исследуемой системы. Моделирование как метод познания дает возможность синтезировать имеющиеся знания об исследуемом объекте, отображая или воспроизводя, заменяя объект так, что изучение дает о нем новую информацию.

Под моделью в нашей работе понимается целостная структурно-функциональная организация процесса, с последовательной поэтапной работой способствующей развитию профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности. Структурные компоненты нашей модели раскрывают внутреннюю организацию процесса - цель, задачи, содержание, и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса. Функциональные компоненты представляют собой устойчивые базовые связи структурных компонентов, то есть способ организации работы, функции модели, обусловливая развитие и самосовершенствование.

Учитывая все вышесказанное, на основе анализа литературы, отражающей результаты исследований профессиональной деятельности социальных педагогов, мы создали модель развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности, в графическом плане которая представлена на рис. 1.

Социальный зака?: потребность общества в социальных педагогах, обладающих высоким уровнем разв етия профессиональной компетентности

Цель: развитие Л1Мности социального педагога, обладающего высоким уровнем профессиональной компетентности, ориентированного на созидательную творческую деятельность, владеющего знаниями профессии, умеющего решать профессиональные задачи

Згиачн:

- выявление фактического уровня профес си опальной компетентности социального педагога;

- определение стратегических областей профессионального роста; -ориентация социального педагога па освоение современных психолого-педагогических, информационных технологий

Подходы:

системный, личностно-

ориеитнро ванный, дилере нщгро ванный, компетентности ый.

Принципы: ценностного ориентирования, рефлексии, целеполагашгя, уче-

та образовательных потребностей социального педагога, создания благоприятного эмоционального климата, сознательности, развитие личности в деятельности, целепо-ллгаши, активности, рефлексии, компенса-торности, непрерывности профессионального оазвития.

Методы:

интерактивные, имитационные, игровые, рефлексивные.

Средства:

диагностические, демонстрационные, информационные, задачи, программа «Развитие профессиональной компетентности социального педагога»

Критерии:

мотива цнонно-ценност ны й; ко гн 11-ти вный; конативный

Уровш! развития профессиональной компетентности социального педагога

-Д М О ♦ Й ►

Результат: переход социального педагога на более высокий уровень профессиональной компетентности

Формы работы с социальными педагогами:

стажировка, клуб молодого специалиста, теоретические семинары, коллоквиум, педагогическая выставка, круглый стол, спецкурс «Развитие профессиональной компетентности социального педагога», фестиваль педагогических идей, эстафета передового опыта, мастер-класс, самообразование.

11 Си К

6 I в 5

з § | &

5 е = а 3 5

Рисунок 1- Модель развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной

деятельности

Отличительные признаки предлагаемой нами модели:

Во-первых, целостность - все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - достижение более высокого уровня профессиональной компетентности социального педагога; простота модели, учитывая, что чем проще модель, тем она ближе к моделируемой реальности и удобнее для использования; прагматичность - модель выступает рабочим представлением обозначенной цели.

Во-вторых, ядром выступают комплекс организационно-педагогических условий, новизна которых заключается в том, что они не использовались ранее для определенного нами предмета исследования и ие рассматривались в комплексе;

Субъектной основой данной модели является личность, уже имеющая профессиональный опыт и вместе с тем являющаяся специалистом. Такой специалист должен владеть наукой и искусством развивать другого человека как индивида, личность, субъекта деятельности, индивидуальность.

Особенностью разработанной модели является наличие блоков развития профессиональной компетентности социальною педагога в процессе профессиональной деятельности: целевой блок - формулировка и осознание цели и позитивная мотивация процесса развития профессиональной компетентности социального педагога, данный блок содержит социальный заказ, цель и задачи.

Цель определена социальным заказом общества на развитие личности социального педагога, обладающего высоким уровнем профессиональной компетентности, ориентированного на созидательную творческую деятельность, владеющего знаниями профессии, умеющего решать профессиональные задачи.

Социальный заказ нашел отражение в документах: тарифно-квалификационной характеристике социального педагога, утвержденной приказом Министерства образования РФ, Госкомвуза РФ от 31.08.95 года № 463/1268 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда РФ от 17 августа 1995 года № 46), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министерства образования РФ и Госкомвуза РФ от 14.12.95 года №622/146 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда РФ от 12.11.95 года № 65). Целью данного процесса является повышение уровня профессиональной компетентности социального педагога.

Методологический блок - содержит системный, личностно-ориентированный, дифференцированный, компетентностный подходы и принципы: ценностного ориентирования, рефлексии, целеполагания, учета образовательных потребностей социального педагога, создания благоприятного эмоционального климата, сознательности, развитие личности в деятельности, целеполагания, активности, рефлексии, компенса-торности, непрерывности профессионального развития.

Оргашгационно-методический блок - организация комплекса действий по развитию профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности, данный блок содержит комплекс организационно-педагогических условий, методы, средства и формы работы с социальными педагогами.

Результативный блок - содержит критерии, уровни, результат процесса развития профессиональной компетентности социального педагога.

Развитие профессиональной компетентности социального педагога - это сложный, многоуровневый процесс, поэтому его изучение может осуществляться на основе использования различных методологических подходов.

Определяя базовые подходы к исследуемой проблеме, мы учитывали, что: выбор каждого подхода должен быть обоснован его целесообразностью; научно-методологический аппарат и принципы реализации подходов должны работать на теоретическом и праксиологическом уровнях, взаимодополняя друг друга и обеспечивая целостное рассмотрение проблемы; ведущие подходы должны конкретизироваться уточняющим.

Анализ научной литературы показал, что для решения нашей проблемы наиболее продуктивными являются системный, личностно-ориентированный, дифференцированный, компетентностный подходы.

Разработанная модель развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности представляет собой последовательное достижение более высокого уровня развития профессиональной компетентности.

Достигнутый уровень профессиональной компетентности в процессе деятельности социального педагога соотноситься с проектируемым уровнем, в результате чего формируются новые компоненты, входящие в разработанный нами содержательный аспект развития профессиональной компетентности социального педагога, т.е. происходит его наполнение новым содержанием, направленным на достижение следующего уровня профессиональной компетентности. Переход от выявленного уровня профессиональной компетентности к более высокому уровню будет происходить на основе анализа полученных результатов и достигнутого уровня сформированное™ профессиональной компетентности социального педагога.

В зависимости от полученных данных будет происходить подбор нового содержания развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности, соответствующего выявленному и проектируемому уровню профессиональной компетентности. Итак, при развитии профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности мы опираемся на выявленный (достигнутый) уровень профессиональной компетентности социального педагога и проектируем повышение этого уровня.

Для эффективного управления компетентностью важно и определение уровня выраженности той или иной компетентности. Самым простым и понятным является использование трехуровневой модели оценки выраженности компетентности.

Так как компетентность социального педагога проявляется через поведенческие особенности, то базовый уровень выраженности соответствует ситуации, когда специалист демонстрирует ожидаемый результат. Средний уровень выраженности профессиональной компетентности соответствует ситуации, когда специалист не просто демонстрирует ожидаемый результат, но и может объяснить другим людям, как он получил этот результат, почему он действовал именно так, а не иначе.

Высокий уровень выраженности соответствует ситуации, когда специалист не только способен объяснить то, как он их получил, но и может научить других людей действовать столь же эффективно.

Проведенное экспериментальное исследование показало, что спроектированная нами модель может успешно функционировать лишь при наличии определенного комплекса организационно - педагогических условий.

При выделении комплекса организационно-педагогических условий мы учитывали: требования, предъявляемые обществом к социальному педагогу в контексте рассматриваемой нами проблемы; понимание сущности и содержания профессиональной компетентности социального педагога; ведущие идеи личностно-ориентированного, дифференцированного, компетентностного подходов; результаты констатирующего эксперимента.

Анализ изучаемой проблемы по обозначенным выше направлениям позволил нам выделить комплекс организационно-педагогических условий совершенствования профессиональной компетентности социального педагога, в процессе профессиональной деятельности:

- уточнение в соответствии с квалификационными характеристиками и внедрение профессиограммы социального педагога;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.