Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистические ценности педагога как проблема в науке и практике 3 страница




- создание стажерских площадок для социальных педагогов;

- профилактика профессиональных деструкций социального педагога.

Выделяя первое условие, включающее уточнение в соответствии с квалификационными характеристиками и внедрение профессиограммы социального педагога, мы исходили из того, что именно профессиограмма дает полную квалификационную характеристику социального педагога с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям, навыкам, его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. Профессиограмма - это идеальная модель социального педагога, образец, эталон, в котором определены: основные качества личности, которыми должен обладать социальный педагог; знания, умения, навыки для выполнения функций учителя.

На основании вышеизложенного мы разработали и внедрили профессиограм-му социального педагога, которая адаптирована к местным условиям, учитывает универсальность деятельности социального педагога, который работает с разными категориями детей. Профессиограмма состоит из следующих блоков: гражданская и профессиональная направленность; профессиональные потребности; мотивы участия в социально-педагогической работе; основные виды деятельности социального педагога, их успешность; черты характера, выражающие гражданскую и профессионально-педагогическую направленность; интеллектуальные черты характера; черты научного стиля мышления; волевые и нравственные, эмоциональные черты характера личности социального педагога; профессионально-педагогические знания и умения социального педагога.

Благодаря внедрению первого условия социальным педагогам предоставляется возможность определить свой профессиональный уровень и получить основу для дальнейшего профессионального роста.

Второе условие связано с необходимостью развития профессиональной компетентности социального педагога. Развитие профессиональной компетентности социального педагога в условиях стажерской площадки позволяет, во-первых, отойти от преимущественно информационных методов обучения к методам и формам, формирующим личностные средства практической деятельности социального педа-

гога; во-вторых, обеспечить непосредственное внедрение положений теории в практику, экспериментально проверить эффективность зародившихся идей, сделать их предметом обсуждения коллег; в - третьих, обеспечить гарантии признания новых наработок конкретного социального педагога со стороны коллег, найти единомышленников в конкретном инновационном подходе.

Вся работа проходила в три этапа:

Первый - мотивационно-информационный этап. Вводная самодиагностика, которая дает возможность социальному педагогу оценить свою подготовку по со-держаншо в целом и по отдельным элементам знаний и умений. Профессионализм оценивался качеством выполнения работником профессиональных задач. Методы оценки профессионализма: изучался круг профессионального взаимодействия социального педагога (малый крут), изучалось взаимодействие с участниками образовательного процесса, проводился анализ социально-педагогических проблем учащихся и родителей данного учреждения и результаты их решения, изучалась динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в учебном учреждении и по месту жительства, знакомились с проектами и программами по развитию личности студента, социальной защите и поддержке подростков и их семей, которые разработаны и внедряются социальным педагогом, изучалась документация социального педагога.

Второй - операционно-познавательный этап. Имеет в ввиду ознакомление с новыми научными подходами, идеями, опытом, а также соотнесение их с собственной практикой.

Развитие профессиональной компетентности социальных педагогов на ста-х<ерской площадке обеспечивается системой форм работы:

Таблица 1 - Формы работы с социальными педагогами на стажерской _ _ _ _ площадке___

Уровни профессиональной компетентности социального педагога Формы работы с социальными педагогами

Базовый Клуб молодого специалиста Теоретические семинары Коллоквиум

Средний Педагогическая выставка Круглый стол Спецкурс «Развитие профессиональной компетентности социального педагога»

Высокий Фестиваль педагогических идей Эстафета передового опыта Проблемные группы Мастер-класс Самообразование Диспут

Особо следует отметить созданный спецкурс «Развитие профессиональной компетентности социального педагога». Спецкурс базируется на принципах интеграции и междисциплинарного взаимодействия различных областей знания, раскрывающих сущность социализации, социального воспитания, социальной помощи и поддержки и соответствует требованиям государственного стандарта. Данный

спецкурс взаимосвязан с такими курсами, как «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Социальная психология».

Спецкурс будет способствовать: повышению общей социально-педагогической компетентности; формированию целостной системы знаний о теоретических основах социальной педагогики.

Задачи спецкурса: ознакомление с основными направлениями развития соци-алыго-педагогической науки; овладение понятийным аппаратом, описывающим социально-психологические проблемы личности, групп, общения и межличностных и межгрупповых отношений; усвоение основ профессиональной диагностики личности и групп; познакомить слушателей с нормативными документами, регламентирующими деятельность социального педагога.

Спецкурс включает 30 часов лекций, 10 часов семинарский и 24 часа практических занятий. Разработаны задания для самостоятельной исследовательской работы социальных педагогов.

Третий - контрольно-оценочный. Итоговое тестирование с целью выявления приращения знаний о проблеме и соответствующих социально-педагогических умений.

Введение третьего условия вызвано тем, что многолетние выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Одним из эффективных средств профилактики профессиональных деструкций выступает тренинг.

Методические особенности реализации данных условий в полном объеме представлены в диссертации.

Комплексный характер выделенных условий проявляется в том, что ни одно из выделенных условий не в состоянии обеспечить совершенствование профессиональной компетентности социального педагога на должном уровне; каждое из выделенных условий выступает в качестве основания для другого педагогического условия.

В завершении первой главы формулируются основные теоретические выводы по исследуемой работе.

Во второй главе - «Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса оргашпацпоппо-недагогнчеекпх условий процесса развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности» нами определены цели, задачи и методы опытно-экспериментальной работы, проанализирован исходный уровень профессиональной компетентности социального педагога, раскрывается методика реализации комплекса организационно-педагогических условий развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности, обобщены результаты исследования.

Для проверки эффективности комплекса выделенных нами условий была проведена работа с 2002 по 2010 гг. Экспериментальной базой исследования выступали образовательные учреждения Курчатовского (МОУ СОШ №3, №4, №13, №45, №89,

№118, лицей №35, гимназия №26) и Центрального района города Челябинска (гимназия №1, №10, МОУ СОШ №8, №67, №153, №138, №147). Исследованием были охвачены методические объединения социальных педагогов города Челябинска, Южноуральска и Снежинска в количестве 170 человек.

Основной задачей на констатирующем этапе эксперимента было определение состояния решения проблемы в практике. Для измерения профессиональной компетентности в процессе деятельности социального педагога использовались критерии, входящие в оценочный компонент модели. Под критерием мы рассматриваем качество, свойство изучаемого объекта, которое дает возможность судить о его состоянии, уровне функционирования и развития. При выборе критериев мы опирались на принцип адекватности, суть которого заключается в том, что доверять получешюй информации можно только в том случае, если она адекватна объекту измерения. На основе теоретического анализа научно-педагопиеской литературы и эмпирических даш!ых, полученных нами на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, были выделены показатели критериев сформированное™ профессиональной компетентности социального педагога и методы их диагностики.

Таблица 2 - Критерии развития профессиональной компетентности

социального педагога

Критерии Показатели Методы диагностики

Мотивационно-ценностный Мотивы выбора профессии социального педагога, мотивация успеха, ценностные ориентации, профессиональная устойчивость, личностные характеристики, потребность саморазвития Методика «жизненное предназначение» Р.В. Овчаровой, тесты М.И.Марыша на выявление ценностных ориентации, на оценку личностных характеристик, А.Б.Ваганди, профессиональной устойчивости по В.В.Бойко. Профессиональная мотивация отслеживалась по методике В.П. Симонова, тестам Дж.Роггера и Т.Элерса, В.А. Ядова. Тест на определение потребности в профессиональном и личностном развитии Р.В.Овчаровой.

Когнитивный Полнота знаний, прочность знаний, полнота умений, прочность умений. Методика «Колесо компетентности» предложенная Г.Б. Морозовой. Профессиональные знания оценивались по показателям полноты и прочности (А.В.Усова).

Конативный Коммуникативные качества, волевой самоконтроль, толерантность. тост А.В.Батаршева на определение степени сформированное™ у социального педагога коммуникативных качеств, А.Г.Зверысовой и Е.В.Эйдмана на определение волевого самоконтроля в социально - педагогической ситуации, Л.М. Митиной на определение толерантности. Для диагностики профессиональных качеств использовалась карта самооценки сформированное™ общих и специальных умений социального педагога предложенная Ю. II. Егоровой

Анализируя полученные данные, в ходе констатирующего этапа эксперимента нами были зафиксированы три уровня сформированное™ профессиональной компетенции.

36% социальных педагогов имеют базовый уровень сформированное™ профессиональной компетентности.

46% социальных педагогов имеют средний уровень сформированное™ профессиональной компетентности.

18% социальных педагогов имеют высокий уровень развития профессиональной компетентности. Такие социальные педагоги показывают высокую степень усвоения общих и специальных знаний, их системность, осознанность и прочность. Характеризуются постоянным стремлением к самообразованию.

Все выше изложенное свидетельствует о недостаточном уровне сформированное™ профессиональной компетентности у социальных педагогов.

Формирующую часть исследования мы построили на внедрении разработанной нами структурно-функциональной модели развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности и организационно-педагогических условий. В рамках каждого конкретного условия предполагалась своя система мероприятий.

На первом этапе (2004-2005 учебный год) мы проверяли эффективность влияния первого условия (уточнение в соответствии с квалификационными характеристиками и внедрение профессиограммы социального педагога) па уровень развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности. В соответствии с задачей первого этапа были сформированы две группы - одна экспериментальная (Э-1), другая контрольная (К-1).

На втором этапе проверялось комплексное влияние двух условий В соответствии с поставленными задачами второго этапа были сформированы две экспериментальные и одна контрольная группы. В группе Э-2 проверялось комплексное влияние первого и второго педагогических условий (создание стажерских площадок для социальных педагогов) па развитие профессиональной компетентности социального педагога. В группе Э-3 проверялось комплексное влияние первого и третьего педагогических условий (профилактика профессиональных деструкций социального педагога). В контрольной группе (К-2) развитие профессиональной компетентности социального педагога проводилось без учета и использования выделенных условий.

На третьем этапе обучающего эксперимента мы проверяли влияние выделенных условий в комплексе. Исходя из цели данного этапа, были сформированы одна контрольная (КГ), где развитие профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности проводилось без учета и использования выделенных условий, и одна экспериментальная группа (ЭГ-4), в которой мы проверяли комплексное влияние всех трех условий.

Для того чтобы выяснить эффективность проведенной нами работы в русле развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности нами был проведен контрольный этап исследования, на котором мы применяли те же диагностические методики, что и на этапе констатации.

Полученные расчеты подтвердили наше предположение о том, что при реализации всего комплекса организационно-педагогических условий процесса развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности идет наиболее эффективно, что отражено в диссертации.

Таблица 3 - Результаты проверки воздействия комплекса организационно-педагогических условий на уровень профессиональной компетентности социального педагога

группа этап уровни Ср Кэфф XI,

базовый средний высокий

кол-во % кол-во % кол-во %

Э-1 Начало 25 73.5 5 14.7 4 11,7 1,38 0,88 1,78

конец 10 29,4 12 35.2 12 35.2 2.05 1,12 1,46

Э-2 Начало 20 58.8 И 32.3 3 8,82 1.49 1.13 2.39

конец 12 35.2 14 41.1 8 23,5 1,87 1,39 3.68

Э-3 Начало 22 61.1 10 27,7 4 11,1 1.49 1,13 1.69

конец 12 33,3 13 36,1 11 30,5 1,97 1,46 3,71

Э-4 Начало 23 67.6 10 29,4 1 2.94 1.35 0,92 0.72

конец 5 14.7 14 41.1 15 44.1 2.29 1.30 8,11

К-1 Начало 20 58,8 9 26.4 5 14,7 1.55 - -

конец 14 41,1 12 35.2 8 23.5 1.82 - -

К-2 Начало 30 75 7 17.5 3 7,5 1,32 - -

конец 22 55 9 22,5 9 22.5 1,34 - -

к-з Начало 20 58,8 12 35.2 2 5,88 1.46 - -

конец 14 41,1 14 41,1 6 17,6 1.76 - -

Таблица 4 - Результаты расчета критерия «хи-квадрат»

Группа наб най ' ' Крит Статистическая значимость

ЭГ-1 и КГ 1,46 1,46<5,99 Статистически не значимо

ЭГ-2 и КГ 3,68 3,68<5.99 Статистически не значимо

ЭГ-3 и КГ 3,71 3,71<5,99 Статистически не значимо

ЭГ-4 и КГ 8,11 8.11>5,99 Статистически значимо

Для И=2 и а=0,05 л

Статистические расчеты позволили сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута и гипотеза подтверждена.

Положительные качественные и количественные изменения уровня профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности, произошедшие в результате опытно-экспериментальной работы, позволяют заключить, что предложенная нами модель, показала себя результативной, способной целенаправленно развивать профессиональную компетентность социального педагога.

В заключении диссертации изложены теоретические и опытно-экспериментальные результаты, сформированы выводы:

1. Анализ литературы по проблеме развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности, позволил установить, что данная проблема является актуальной в педагопиеской теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.

2. Уточнено содержание понятия «профессиональная компетентность социального педагога» мы рассматриваем как закономерное, целенаправленное изменение внутренней структуры профессиональной компетенции и внешних форм ее про-

явления, в результате чего возникают новые качественные ее состояния, основой которых выступает диалектическое единство возможного и действительного, а также как саморегулирующийся процесс, т.е. внутренне необходимое движение, «самодвижение» социального педагога от низкого уровня профессиональной компетентности до более высокого в соответствии с индивидуальными особенностями социального педагога и этапами данного процесса.

3. На основе системного, личностно-ориентированного, дифференцированного, компетентностного подходов разработана структурно-функциональная модель процесса развития профессиональной компетентности. Особенностью модели является учет выявленного уровня профессиональной компетентности и направленности на рост проектируемого уровня.

4. В соответствии с выделенными нами критериями и их показателями был разработан диагностический инструментарий для определения начального показателя и динамики развития профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности.

5. Обоснованы и экспериментальным путем проверены эффективность комплекса организационно-педагогических условий, способствующих развитию профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности:

- уточнение в соответствии с квалификационными характеристиками и внедрение профессиограммы социального педагога;

-создание стажереких площадок для социальных педагогов;

-профилактика профессиональных деструкций социального педагога.

Проведенное нами исследование показало мпогоаспектность проблемы совершенствования профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности, разрешило обнаруженное нами противоречие, подтвердило основные положения, выдвинутые в гипотезе.

Данная диссертационная работ не исчерпывает всей полноты рассматриваемой темы, дальнейшее её развитие может быть продолжено в следующих направления: разработка программ индивидуального саморазвития профессиональной компетентности, диагностических программ отслеживания социальными педагогами уровня профессиональной компетентности.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях

1. Николаева, И.С. Структурно-функциональная модель формирования профессиональной компетенции в процессе деятельности социального педагога. / И.С. Николаева // Среднее профессиональное образование. - М., 2008. - № 3. - С.52-55. (реестр ВАК Мннобрпаукп РФ)

2. Николаева, И.С. Планирование карьеры социального педагога. / И.С. Николаева // Образование и наука. - Известия Уральского отделения Российской Академии образования, 2008. - № 3(15) - С. 23-32. (реестр ВАК Мпнобрнауки РФ)

3. Николаева, И.С. Профессиональная компетенция социального педагога. / И.С. Николаева // Мир науки, культуры, образовашм. г. Горно-Алтайск, 2010.- № 4 (23). С.231 -234. (реестр ВАК Мпнобрнау ки РФ)

4. Николаева, И.С. Деятельность социального педагога по профилактике конфликтов в полных семьях. / И.С. Николаева // Актуальные проблемы языкознашш,

педагогики и методики обучения иностранным языкам: материалы II межвузовской научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.- С.98-100.

5. Николаева, И.С. Семейное воспитание как часть педагогического процесса. / И.С. Николаева // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. -С.118-120.

6. Николаева, И.С. Воспитание в условиях целостного педагогического процесса. / И.С. Николаева // Формирование рыночной экономики: опыт, проблемы, перспективы: материалы X Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск, 2006.-С. 195-198.

7. Николаева, И.С. Формирование профессиональной компетентности социального педагога для решения социальных проблем. / И.С. Николаева // Региональная социальная политика - основа повышения качества жизни населения: материалы Первого Южно-Уральского социального форума. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2007. - С. 265-268.

8. Николаева, И.С. Особенности формирования профессиональной компетентности социальных педагогов в условиях высшей школы. / И.С. Николаева // Диалог культур в современном образовательном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции. - Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2007. - С. 222 -224.

9. Николаева, И.С. Современные технологии социально-педагогической деятельности. / И.С. Николаева // Развитие личности в поликультурном славянском образовательном пространстве: материалы конференции, проводимой в рамках международного конгресса «VI Славянские педагогические чтения». - Москва «Педагогика», 2007.-С. 152-156.

10. Николаева, И.С. Роль аттестации в формировании профессиональной компетенции. / И.С. Николаева // Стратегия и тактика социально-экономического развития России. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2007. - С. 151-152.

11. Николаева, И.С., Маякова НЛО. Проблема формирования межличностных отношений в образовательном процессе. / И.С. Николаева, H.IO. Маякова П Актуальные проблемы формирования межличностных отношений в образовательной среде: материалы международной научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. - С. 135-139.

12. Николаева, И.С., Маякова НЛО. Роль социального партнерства в подготовке конкурентоспособного специалиста. / И.С. Николаева, H.IO. Маякова // Молодежь в современном мире: материалы региональной научно-практической конференции. -Магнитогорск, 2008. - С.164-168.

13. Николаева, И.С., Маякова НЛО. Конкурентоспособность выпускника Южноуральского энергетического техникума. / И.С. Николаева, H.IO. Маякова // Актуальные проблемы становления личности в современном мире: психолого-педагогические аспекты профессионального воспитания: материалы международной научно-практической конференции. - Магнитогорск: МаГУ, 2009. - С. 160-164.

14. Николаева, И.С., Маякова НЛО. Портфолио, как программа личностного роста студентов. / И.С. Николаева, НЛО. Маякова // Образовательная инициатива - Москва, 2009,-№2. С. 69-74.

Регистрационный № 0250 от 09.07.2006 г. Подписано в печать 13.05.2011 г. Формат 60х 84 1/16 Бумага тип №1. Печать офсетная. Усл.печ.л. 1,0. Уч.-изд.л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ № 242. Бесплатно

Издательство Магнитогорского государственного университета 455000, Магнитогорск, пр. Ленина, 114 Типография МаГУ

 

Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-razvitie-professionalnoy-kompetentnosti-sotsialnogo-pedagoga-v-protsesse-professionalnoy-deyatelnosti#ixzz3HFXdAigN

 

6. Профессиональные знания. Базовые профессиональные умения.

§ 1. Профессиональное мастерство и педагогическая технология

социального педагога в современных условиях

 

В современных условиях в работе различных социальных структур определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:

· оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

· организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

· влияние на человека.

Процесс влияния на человека - это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

Процесс влияния на человека - это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общения и воздействия на ребенка, особенности работы с трудными подростками.

Попытаемся выделить, что же является главным в работе социального педагога,чем она отличается от работы педагога школы, педагога - предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы-интерната или группы продленного дня.

Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и в основном,его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то и здесь с каждым в отдельности.

В чем основное назначение социального педагога? Это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту - дело не легкое. Как же помочь ребенку в беде? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

Поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в его жизни можно изменить к лучшему.

Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы. Сегодня это называется педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый учитель - это личность. Мы говорим о формировании личности воспитанника и забываем об учителе. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности учителя. Его труд интеллектуальный, требующий психологических, духовных, умственных и физических сил.

Педагог должен знать свои способности, чем он может достичь успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлеченным. Влияние педагога на ребенка зависит от его личных качеств.

Интересный анализ провели ленинградские ученые супруги Т.И. и И.Ф. Гончаровы среди выпускников школы с целью выяснить их личное мнение о том, что является первостепенным для хорошего учителя. Одни называли «широту ума», другие «светлый ум», «неповторимый оригинальный ум», «умудренный жизненный опыт» и т.д. Называли, в основном качества, данные учителю природой, то есть то, что должно быть исходными данными учительского мастерства.

Представить труд социального педагога без рассмотрения вопроса его профессионального педагогического мастерства и педагогической техники невозможно. Но так как диапазон его деятельности достаточно широк, чтобы создать общее представление, рассмотрим несколько вопросов.

Социальный педагог должен владеть профессиональными знаниями: знать педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка, проанализировать его поведение. Изучая ребенка, следует обратить внимание в первую очередь, на круг его общения будет ли он совместим в группе, куда его определяют. Социальный педагог должен уметь организовать, деятельность и сотрудничество детей.

Существует еще понятие - педагогическая технология, которой также должен владеть социальный педагог. Это значит владеть приемами, умениями и навыками влиять на воспитанников.

Это умение владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами, находить в беседе тот тон и язык, который даст возможность говорить с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. И не просто говорить, а убедить, повлиять.

Вот так писал о мастерстве педагога А.С. Макаренко:

«Я добивался освоения мастерства: сначала даже не верш, да есть ли такое мастерство, или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве можем мы положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок попавший к неталантливому воспитателю можем ли мы строить воспитание советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении».

§ 2. Профессионально-значимые умения, знания, навыки,

способности социального педагога

 

Что приводит начинающего педагога к мастерству? Педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит: умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как развивается речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к поступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой); и в то же время владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, уметь сдерживать себя.

Для всех этих умений необходимы знания психологии личности и психологии общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.