КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 12. Способности
Темы для докладов ТЕМА 11. ХАРАКТЕР. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
Вопросы для семинара 1. Представления о характере в отечественной психологии. 2. Проблема соотношения характера и темперамента в отечественной и зарубежной психологии. 3. Черты характера, составляющие его структуру. 4. Понятие акцентуаций характера, их отличие от психопатий. 1. Выраженность акцентуаций характера личности в социальном поведении. 2. Соотношение понятий «темперамент» и «акцентуация характера». 3. Типы акцентуаций характера. Литература 1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М., 2001. 2. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 1999. 3. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001. 4. Немов Р.С. Психология. – М., 2007. 5. Психология и педагогика. /Под ред. А.А.Радугина/. – М., 2000. 6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2008. 7. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995. Задания по теме Задание 1. Вставьте пропущенные слова: 1. Характер не наследуется и не является прирожденным качеством личности, он ……………………. под влиянием условий жизни, в процессе воспитания и активного …………………… с окружающим миром. 2. Решающее влияние на формирование характера оказывает ………….. 3. Характер – …………………….. общественных отношений. Задание 2. Из приведенных суждений выбрать те, которые наиболее полно раскрывают научное понимание характера: 1. Характер – это такое совокупное психическое свойство человека, которое наследуется и формируется в процессе жизнедеятельности. 2. В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются. 3. Характер – это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий и воспитания типичный для личности стиль социального поведения. 4. Единство мотивов и воли есть то, что образует характер человека. 5. Можем ли мы говорить о существовании национального характера, профессионального, социального типа? Задание 3. Попробуйте предположить, какие особенности и акцентуации характеров способствовали бы выбору и осуществлению названных видов деятельности. Учитель математики, хирург, драматический артист, слесарь в домоуправлении, художник-абстракционист, поэт, продавец, вышибала в баре, рекламный агент, шпион, приемщик стеклотары, парикмахер, часовщик, водитель трамвая, политик, шоумен, портниха, фельдшер «скорой помощи», вор-карманник, философ, тренер по каратэ, клоун, ювелир, преподаватель музыки, карточный шулер, лесничий, спасатель на лодочной станции, следователь, садовод, дизайнер.
Вопросы к семинару 1. Определение способностей, связь способностей с успешностью выполнения деятельности. 2. Представление о задатках: задатки как природные предпосылки способностей. 3. Взаимосвязь способностей и задатков. 4. Способности как индивидуальные различия людей. 5. Условия и предпосылки развития способностей. 6. Общие и специальные способности. Темы для докладов 1. Способности, одаренность и талант. 2. Развитие способностей у человека. 3. Креативность в профессиональной деятельности. Литература 1. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. – М., 1984. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2006. 3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2008. 4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002. 5. Резепов И.Ш. Психология рекламы и PR. – М., 2008. 6. Теплов Б.М. Избранные труды. – М., 1985. Задания по теме Задание 1. Даны несколько видов деятельности и перечень психических свойств. 1. Требуется определить, из каких свойств складываются способности к каждому из перечисленных видов деятельности. 2. Какие из свойств являются стержневыми? Виды деятельности: · математическая деятельность; · деятельность музыканта; · техническое творчество; · изобретательская деятельность; · чтение художественных текстов. Свойства личности: · способность чувствовать эмоциональную выразительность в движении музыкальных звуков («ладовое чувство»); · способность к комбинированию пространственных образов, пространственное воображение; · хорошее запоминание общих схем рассуждений, доказательств, выводов, обобщенных способов решения вопросов; · целостность восприятия, т.е. умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями; · полнота, яркость представлений наглядных образов; · способность к слуховому представлению сочетаний музыкальных звуков; · умение находить рациональный подход к практическим задачам с учетом свойств и возможностей материалов; · многообразный подход к решению вопроса; · умение оценивать соотношение пропорций и размеров; · способность к воссозданию образов по словесному описанию; · способность переживать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки; · острота наблюдательности за работой и устройством механизмов; · легкое переключение от одной умственной операции к другой; · точность восприятия цветовых оттенков; · чуткость к языковым особенностям; · способность тонко различать звуки по высоте; · последовательность, обоснованность, логичность рассуждения; · точное запечатление и сохранение в памяти зрительных впечатлений; · эмоциональная отзывчивость на происходящее · способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку; · способность к абстрактным рассуждениям; · изобретательность, находчивость в решении вопроса; · умение передавать свои мысли и чувства с помощью наглядных образов; · способность к анализу и синтезу образного материала. Задание 2. Познакомьтесь с определениями способностей, выработанными в отечественной психологии. Определите, в чем все психологи сходятся, а в чем их позиции различаются. 1. Б.М. Теплов: «Под способностями подразумеваются индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие общие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека». 2. А.Н. Леонтьев: «Природные способности – это не задатки, а то, что формируется на их основе». 3. Н.С. Лейтес: «Способности – особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности». 4. Ю.Б. Гиппенрейтер: «Способности определяются как индивидуально – психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности являются наиболее ярким, определяющим выражением человеческой индивидуальности, именно они характеризуют его как активного субъекта деятельности».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |