Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы для докладов. 1. Основные свойства внимания




ТЕМА 7. ВНИМАНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ

 

Вопросы к семинару

1. Основные свойства внимания.

2. Как меняются характеристики внимания в период от дошкольного до старшего школьного возраста?

3. Приемы, которые можно применять для лучшего заучивания материала.

4. Закон регрессии Т. Рибо.

5. Роль воображения в различных видах деятельности человека.

6. Влияние воображения на органические процессы.

1. Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Проблемы развития воображения.

3. Использование мнемотехнических приемов при запоминании сложного и объемного материала.

Литература

1. Петровский Р.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2006.

2. Психология и педагогика. /Под ред. А.А.Радугина/. – М., 2000.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2007.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. –М., 2003.

Задания по теме

Задание 1.

Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие – непроизвольного внимания учащихся на уроке.

А) Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени.

Б) Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.

В) Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.

Г) Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий

деятельности.

Д) Использование определенных потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал.

Е) Использование определенных установок и психических состояний.

Ж) Постановка существенно значимых целей и задач деятельности.

Задание 2.

Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго ученика?

Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель поочередно предлагал двум сидящим ученикам исправлять ошибки работающего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочеты товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от своей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним–двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки товарища.

Задание 3.

Определите тип воображения.

1) Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию.

2) Воображение, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

3) Процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, направленный на будущее, причем желаемое будущее.

Ответ: а) мечта; б) творческое; в) воссоздающее воображение.

 

ТЕМА 8. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

 

Вопросы к семинару

1. Отличия мышления от других познавательных процессов.

2. Виды мышления.

3. Процессы мышления: понятие, суждение, умозаключение; мыслительные операции.

4. Особенности творческого мышления.

5. Речь – средство общения и обобщения. Функции речи.

6. Виды речи и их назначение. Значение и смысл слова.

7. Речь и язык. Отличие языка человека и языка животных.

8. Соотношение мышления и речи.

Темы для докладов

1. Средства развития мышления.

2. Психология творческого мышления.

3. Коммуникативная речь у животных.

4. Развитие речи и мышления.

5. Взаимосвязь мышления и речи в познавательной деятельности людей

Литература

1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. — М., 2004.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2007.

3. Тихомиров О.К. Психология мышления. Учебное пособие для вузов. – М., 2007.

Задания по теме

Задание 1.

Какие отличительные особенности мышления как одного из познавательных процессов проявляются в следующих примерах?

А. Подойдя к трамвайной остановке не в часы «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было трамвая.

Б. Придя однажды домой и заметив, что сынишка-дошкольник непривычно молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказил.

Задание 2.

«Выражение мысли другими словами»

Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой мысли другими словами. Причем ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

Упражнение формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Задание 3. «Поиск противоположных предметов»

Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.

Например, в данном случае могут быть названы: «сарай», (противоположность по размеру и степени комфорта); «поле» (открытое или закрытое пространство); «вокзал» (чужое или свое помещение) и т.д. Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четко аргументировав свои ответы.

Упражнение направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета.

Задание 4. Какие из указанных выражений характеризуют речь, а какие – язык?

1) Средство хранения и передачи познавательного, трудового и нравственно-этического опыта многих поколений.

2) Система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения.

3) Психологическая деятельность, которая проявляется как процесс общения с помощью слов.

4) Деятельность общения людей для передачи мыслей, выражения чувств, воли средствами языка.

Задание 5.

Постройте из данных понятий ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующему.

1) Язык, отражение, речь, психическое явление, информация, функция речи, обозначение, цель, кодирование, процесс общения, деятельность, рефлекс, представление, мозг.

Задание 6.

Прокомментируйте приведенные определения мыш­ления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.

1. Мышление — процесс, всегда опирающийся на данные чувствен­ного опыта.

2. Мышление — это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании.

3. Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

4. Мышление — это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.

5. Мышление — это процесс переработки информации.

6. Мысль — это биотоки мозга.

7. История мысли = история языка.

Задание 7.

Проанализируйте приведенные высказывания. С какими из них вы согласны, с какими — нет и почему?

1. Мысль о вещи есть отражение вещи, но не просто отражение, а такое, которое, будучи обработано средствами абстрактного мышления, пройдя через чистилище опыта, вновь возвращается к этой вещи, но уже дает ее в расчлененном и обобщенном виде. (А. Г. Спиркин)

2. Мышление есть проявление особой духовной способности человека.

3. Все мысли и действия нашей души вытекают из ее собственной сущности и не могут ей быть сообщены чувствами. (Г. В. Лейбниц)

4. Разум и постигаемое разумом — одно и то же. (Гегель)

5. С помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. (В. С. Кузин)

 

; е) Тема 9. проблема личности в отечественной




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.