Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы для докладов




ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

ТЕМА 5. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.

 

Вопросы к семинару

1. Понятие ощущения, органа чувств, чувствительности.

2. Основные свойства ощущений.

3. Виды и особенности ощущений.

4. Понятие психофизического закона.

5. Нарушения чувствительности.

6. Определение и основные свойства восприятия.

7. Примеры исследований восприятия.

1. Экстрасенсорное восприятие.

2. Сенсорная депривация и сенсорный голод.

3. Психология восприятия рекламы.

4. Иллюзии восприятия.

Литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. – М., 1996.

2. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. – СПб., 2007.

3. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М., 2004.

4. Немов Р.С. Психология. Учебник в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М., 1994.

5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. /Под ред. В.Н. Дружинина/. – М., 2009.

Задания по теме

Задание 1.

Представьте себе, что вы едете по шоссе и замечаете красный шестиугольный дорожный знак, на котором написано «STOP». Вы немедленно отпускаете педаль газа и нажимаете на тормоз.

Что в описанном эпизоде относится к ощущениям, а что к интерпретации? Как изменилась бы ваша интерпретация того же самого знака, если бы вы шли по шоссе пешком?

Задание 2.

Какая закономерность ощущений проявляется в следующих примерах:

а) длительное время воздействующий неприятный запах перестает ощущаться;

б) после погружения руки в холодную воду раздражитель (вода), нагретый до 30о, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной температуры руки;

в) после слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом его чувствительность к другому, дополнительному цвету оказалась в течение долгого времени повышенной;

г) под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево – красным лучам;

д) под воздействием раздражения глаза красным цветом чувствительность зрения в темноте возрастает;

е) под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.

Задание 3.

Какая из перечисленных закономерностей восприятия (апперцепция,

осмысленность восприятия, зависимость восприятия части от восприятия целого, выделение предмета из фона, целостность, константность) проявляется в данных примерах?

А. Маяковский был высокого роста, и все обычно привыкли видеть его снизу, с подбородка: в этом ракурсе его лицо приобретало тяжелую скульптурную монументальность. На самом же деле, с точки зрения обычных пропорций, подбородок у Маяковского не был большим (хотя многие художники и скульпторы до сих пор бьются и не могут найти эту неуловимую и характерную для лица поэта значительность: они искусственно утяжеляют ему подбородок и сразу теряют сходство).

А подбородок у Маяковского был, как это ни кажется странным, совсем не резко выраженного, а даже наоборот – мягкого контура. Монументальность поэту придавали его рост, плечи, широкий великолепный рот оратора и жгучие, полные ума, человечности и ощущения скрытой силы, огромные, выразительные глаза.

Б. Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и патомимикой, производит более сильное впечатление (при прочих равных условиях).

Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет в группе женщин.

Незнакомый офицер будет острее воспринят в группе солдат, чем среди других офицеров, при прочих равных условиях восприятия.

В. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, т.е. уменьшится и площадь его, а между тем в восприятии образ сохраняет в определенных пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину.

Г. Гете отмечал, что темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного круга того же диаметра на белом фоне последний кажется примерно на 1/5 меньше первого. Они покажутся равными, если черный круг сделать соответственно больше.

Д. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль.

Задание 4.

1. От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека?

2. Может ли обладать такой способностью современная электронная машина?

Человек мгновенно может распознавать фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.