Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемное обучение. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности




Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

Функции процесса обучения.

Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную, побудительную и организационную. Они выступают комплексно, но, для того чтобы правильно организовать практическую деятельность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Знание это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д.

Умение — это способность выполнять некие операции (действия), опираясь на правила; — это владение способами применения знаний на практике.

Навык это автоматизированный компонент сознательной деятельности; - это умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства.

Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы.

Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие.

Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового. Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимосвязаны и реализуются во всех его дидактических компонентах

Образование- процесс формирования З.У.Нов, а также качеств личности. Содержание образования- совокупность систематизированных ЗУНов, а так же мировоззренческих и нравственных идей, которым необходимо овладеть учащимся в процессе образования.

Знания- комплекс научных взглядов, идей, к-рыми руководствуется человек в практике. Умения-приемы, необходимые для выполнения действий. Навыки - автоматизированные умения.

Содержание образования определяется потребностями общества. Содержание образования является фундаментом базовой культуры личности.

Культура- совокупность ЗУНов всего общества, человечества или личности. Особенно ярко проявляется в речи, общения, деятельности, быту.

В законе РФ «об образовании», говорится: обучение РФ строится на основе государственного образовательного стандарта.

Каждое образовательное учреждение, независимо от типа, должно строить или разрабатывать учебные планы или программы, исходя из гос. образовательного стандарта.

Гост – документ, в котором заложены основы знаний, умений и навыков уч-ся, а также требования к уч-ся и учителю.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждение определяется образовательной программой, учебными планами.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечения самоопределения личности, создания условий для её самореализации, на развития общества.

Содержание образования должно обеспечить адекватный мировому, уровню общей и проф. Культуры общества.

Госты включают федеральный и нац-региональный компоненты. Компоненты госта определяют обязательный минимум содержания образовательных программ максимальный объём учебной нагрузки требования к уровню подготовки выпускников.

Госты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются также не реже 1 раза в 10 лет. Они являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Существует комиссия, кот. Проверяет соответствие зунов госту.

В образовательной практике гос. стандарт п редставлен:

1.учебным планом.- документ, в котором определены состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет.

2.системой действий и операций, которыми необходимо овладеть.

3.системой измерителей результатов образования.

Виды учебных планов:

1.Базисный учебный план- служит основой для разработки примерных учебных планов для разных типов школ. Предметы в нем сгруппированы по образовательным областям: филология, математика, обществознание,естествознание, искусство, физическая культура, технология.

2. Типовой федеральный план.-общий для всей Федерации.

3.Национально-региональный план.

4.Школьный план.- конкретный для данного образовательного учреждения.

Содержание учебных предметов конкретизируется в учебных программах-документ, устанавливающий состав, структуру, последовательность изучения материала по каждому предмету с распределением его по годам, разделам и темам. По каждой теме обозначается объем знаний, способы деятельности. Задается модель изучения материала.

Виды:

1.типовые пр.-утверждаются министерством обр.РФ, раскрывают ведущие положения науки и носят рекомендательный характер.

2.школьные пр.-отражают национально-региональный и школьный компоненты, творческий потенциал учителей.Они проходят рецензирование и утверждаются управлением образования или советом школы.

Содержание образования в общеобразовательной школе:

1. Знания о природе и обществе формируют правильное представление о мировоззрении.

А) Всестороннее понимание окруж среды.

Б) Обеспечение всесторонностью развития личности.

В) знания должны служить подготовкой школьника к труду.

2. Формирование умений и навыков, применение знаний на практике.

3. Формирование опыта творческ4ой деятельности.

Требования от содержания образования:

1. принцип научности

2. связано с жизнью.

3. соответствие современному ур-ю развития техники,

4. широта и всесторонняя освещенность знаний в природе и обществе.

5. соответствие возрастным особенностям

Базовое образование – это то что определено программой.

Дополнительное образование – это то, что определено сверх программы.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в на­шей стране введены стандарты образования (или образова­тельные стандарты).

15. Понятие системы обучения и ее основные компоненты. Сущность сообщающего, проблемного и программированного обучения. Их достоинства и недостатки. Система обучения - единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа обучения.

Виды — это то, что существует внутри системы.

Репродуктивная система:

1. Цели — усвоение фактов или описание явлений.

2.Ведущий психологический механизм - ассоциация

3.Вид деятельности — восприятие, осмысление, запоминание, воспроизведение.

4.Методы - изложение, чтение, воспроизводящая беседа.
Системы, оставленные нам из прошлого:

1.Догматическая, цель - запоминание фактов, заучивание текстов, осмысление
не обязательно.

2.Репродуктивная - «делай как я», воспроизведении образцов деятельности;

3.Гипнопедия

4.Релаксопедия

5.Суггестопедия.

Цель - формирование творческих качеств личности, самостоятельности, инициативности.

Суть - знания не преподносятся в готовом виде, а по инструкции сами ищут. Обусловлен:

1. Современной ориентацией на воспитание творческой личности

2. Проблемным характером человеческой практики.

3. Проблемным характером научного знания

4. закономерностями формирования человеч. мышления именно в проблемных
ситуациях.

Единица - проблемная ситуация - знание о незнании и её решение.

Выражение проблемной ситуации в учебно-познавательной задаче; обучение -система задач.

Задача - противоречива меж достигнутым уровнем знания и необходимым знанием, которое переходит во внутреннее противоречие между возможностями и потребностями.

Структура проблемного обучения:

1.Постановка проблемы — обнаружение противоречий.

2.Проблемная ситуация - познавательные задачи и вопросы.

3Актуализация знаний - или получение информации

4Выдвижение гипотез.

5Возникновение идеи, замысла, программа и проект поиска.

6Поиск, проверка гипотезы.

7Обоснование решения.

8Проверка решения и его введение в систему знаний.
Виды:

 

1Проблемное изложение - задачу ставит и решает педагог.

2Частично-поисковый (эвристический) - процесс контролируется педагогом.

3Исследовательский - полная самостоятельность ученика

Система обучения - единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа обучения.

Виды — это то, что существует внутри системы. Репродуктивная система:

1.Цели — усвоение фактов или описание явлений.

2.Ведущий психологический механизм - ассоциация

3.Вид деятельности — восприятие, осмысление, запоминание, воспроизведение.

4.Методы - изложение, чтение, воспроизводящая беседа.
Системы, оставленные нам из прошлого:

1.Догматическая, цель - запоминание фактов, заучивание текстов, осмысление
не обязательно.

2.Репродуктивная - «делай как я», воспроизведении образцов деятельности;

3.Гипнопедия

4.Релаксопедия

5.Суггестопедия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.