КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемное обучение. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Функции процесса обучения. Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную, побудительную и организационную. Они выступают комплексно, но, для того чтобы правильно организовать практическую деятельность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно. Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. Знание — это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д. Умение — это способность выполнять некие операции (действия), опираясь на правила; — это владение способами применения знаний на практике. Навык — это автоматизированный компонент сознательной деятельности; - это умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства. Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового. Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимосвязаны и реализуются во всех его дидактических компонентах Образование- процесс формирования З.У.Нов, а также качеств личности. Содержание образования- совокупность систематизированных ЗУНов, а так же мировоззренческих и нравственных идей, которым необходимо овладеть учащимся в процессе образования. Знания- комплекс научных взглядов, идей, к-рыми руководствуется человек в практике. Умения-приемы, необходимые для выполнения действий. Навыки - автоматизированные умения. Содержание образования определяется потребностями общества. Содержание образования является фундаментом базовой культуры личности. Культура- совокупность ЗУНов всего общества, человечества или личности. Особенно ярко проявляется в речи, общения, деятельности, быту. В законе РФ «об образовании», говорится: обучение РФ строится на основе государственного образовательного стандарта. Каждое образовательное учреждение, независимо от типа, должно строить или разрабатывать учебные планы или программы, исходя из гос. образовательного стандарта. Гост – документ, в котором заложены основы знаний, умений и навыков уч-ся, а также требования к уч-ся и учителю. Содержание образования в конкретном образовательном учреждение определяется образовательной программой, учебными планами. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечения самоопределения личности, создания условий для её самореализации, на развития общества. Содержание образования должно обеспечить адекватный мировому, уровню общей и проф. Культуры общества. Госты включают федеральный и нац-региональный компоненты. Компоненты госта определяют обязательный минимум содержания образовательных программ максимальный объём учебной нагрузки требования к уровню подготовки выпускников. Госты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются также не реже 1 раза в 10 лет. Они являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Существует комиссия, кот. Проверяет соответствие зунов госту. В образовательной практике гос. стандарт п редставлен: 1.учебным планом.- документ, в котором определены состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет. 2.системой действий и операций, которыми необходимо овладеть. 3.системой измерителей результатов образования. Виды учебных планов: 1.Базисный учебный план- служит основой для разработки примерных учебных планов для разных типов школ. Предметы в нем сгруппированы по образовательным областям: филология, математика, обществознание,естествознание, искусство, физическая культура, технология. 2. Типовой федеральный план.-общий для всей Федерации. 3.Национально-региональный план. 4.Школьный план.- конкретный для данного образовательного учреждения. Содержание учебных предметов конкретизируется в учебных программах-документ, устанавливающий состав, структуру, последовательность изучения материала по каждому предмету с распределением его по годам, разделам и темам. По каждой теме обозначается объем знаний, способы деятельности. Задается модель изучения материала. Виды: 1.типовые пр.-утверждаются министерством обр.РФ, раскрывают ведущие положения науки и носят рекомендательный характер. 2.школьные пр.-отражают национально-региональный и школьный компоненты, творческий потенциал учителей.Они проходят рецензирование и утверждаются управлением образования или советом школы. Содержание образования в общеобразовательной школе: 1. Знания о природе и обществе формируют правильное представление о мировоззрении. А) Всестороннее понимание окруж среды. Б) Обеспечение всесторонностью развития личности. В) знания должны служить подготовкой школьника к труду. 2. Формирование умений и навыков, применение знаний на практике. 3. Формирование опыта творческ4ой деятельности. Требования от содержания образования: 1. принцип научности 2. связано с жизнью. 3. соответствие современному ур-ю развития техники, 4. широта и всесторонняя освещенность знаний в природе и обществе. 5. соответствие возрастным особенностям Базовое образование – это то что определено программой. Дополнительное образование – это то, что определено сверх программы. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в нашей стране введены стандарты образования (или образовательные стандарты). 15. Понятие системы обучения и ее основные компоненты. Сущность сообщающего, проблемного и программированного обучения. Их достоинства и недостатки. Система обучения - единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа обучения. Виды — это то, что существует внутри системы. Репродуктивная система: 1. Цели — усвоение фактов или описание явлений. 2.Ведущий психологический механизм - ассоциация 3.Вид деятельности — восприятие, осмысление, запоминание, воспроизведение. 4.Методы - изложение, чтение, воспроизводящая беседа. 1.Догматическая, цель - запоминание фактов, заучивание текстов, осмысление 2.Репродуктивная - «делай как я», воспроизведении образцов деятельности; 3.Гипнопедия 4.Релаксопедия 5.Суггестопедия. Цель - формирование творческих качеств личности, самостоятельности, инициативности. Суть - знания не преподносятся в готовом виде, а по инструкции сами ищут. Обусловлен: 1. Современной ориентацией на воспитание творческой личности 2. Проблемным характером человеческой практики. 3. Проблемным характером научного знания 4. закономерностями формирования человеч. мышления именно в проблемных Единица - проблемная ситуация - знание о незнании и её решение. Выражение проблемной ситуации в учебно-познавательной задаче; обучение -система задач. Задача - противоречива меж достигнутым уровнем знания и необходимым знанием, которое переходит во внутреннее противоречие между возможностями и потребностями. Структура проблемного обучения: 1.Постановка проблемы — обнаружение противоречий. 2.Проблемная ситуация - познавательные задачи и вопросы. 3Актуализация знаний - или получение информации 4Выдвижение гипотез. 5Возникновение идеи, замысла, программа и проект поиска. 6Поиск, проверка гипотезы. 7Обоснование решения. 8Проверка решения и его введение в систему знаний.
1Проблемное изложение - задачу ставит и решает педагог. 2Частично-поисковый (эвристический) - процесс контролируется педагогом. 3Исследовательский - полная самостоятельность ученика Система обучения - единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа обучения. Виды — это то, что существует внутри системы. Репродуктивная система: 1.Цели — усвоение фактов или описание явлений. 2.Ведущий психологический механизм - ассоциация 3.Вид деятельности — восприятие, осмысление, запоминание, воспроизведение. 4.Методы - изложение, чтение, воспроизводящая беседа. 1.Догматическая, цель - запоминание фактов, заучивание текстов, осмысление 2.Репродуктивная - «делай как я», воспроизведении образцов деятельности; 3.Гипнопедия 4.Релаксопедия 5.Суггестопедия.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |