Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конструирование целей и результатов обучения




Лабораторная работа № 1

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ)

Тема 6. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.

Тема 5. Инновационная деятельность педагога.

Тема 4. Технология оценки учебных достижений учащихся.

Тема 3. Понятие педагогической технологии. Сущность и специфика педагогических технологий. Проектирование педагогических технологий.

Теоретические характеристики современных педагогических технологий. Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе. Классификация педагогических технологий. Обзор современных технологий обучения. Технология проектного обучения. Технология развития критического мышления. Эвристическая технология обучения.

Оценка и ее роль в образовательном процессе, виды оценок, деятельность учителя по изучению продуктов учебной работы школьников, оценка как стимул и оценка как мера, определяющая качество учения. Проблемы оценки учебных достижений учащихся. Понятие о критериях оценивания. Функции оценивания. Основные требования к оцениванию учебных достижений учащихся.

Новое, новшество, инновация, инновационный процесс.

Педагогический инновационный процесс (создание, освоение, использование и распространение новшеств). Норма и новшество. Принципы инновационной деятельности. Классификация педагогических инноваций. Традиции и новаторство.

Инновационная деятельность педагога как один из видов продуктивной, творческой деятельности, ее направленность. Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности педагога.

Компоненты инновационной деятельности (мотивационный, креативный, технологический, рефлексивный). Готовность педагога к инновационной деятельности. Типология педагогов по их отношению к нововведениям.

Характеристика информационных образовательных технологий. Двойственный характер компьютеризации в образовательном процессе. Компьютер в современном учебном процессе: компьютерная техника и информатика как объекты изучения; компьютер как средство повышения эффективности педагогической деятельности; компьютер как средство повышения эффективности исследовательской деятельности школьников. Методика проведения интерактивных учебных занятий с применением мультимедиа-технологии обучения.

 

 

Цель: построение «дерева целей» изучения конкретной темы.

 

1. Напишите как можно больше глаголов действия учащихся. (Через глаголы действия должны выражаться знания учащихся, их умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности: например, «знает основные свойства …», «умеет производить …», «ценит аккуратность как …» и т.п.)

2. определите название темы любого урока по вашему предмету, класс, в котором она изучается, краткое содержание урока.

 

Класс Тема урока Краткое содержание урока
     

 

3. Примените таксономический способ постановки целей к выбранному вами уроку.

Таксономические цели урока
Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Цели урока

 

4. Разработайте критерии оценки достижений учащихся на уроке в соответствии с целями урока:

Отметка Критерии
5.  
4.  
3.  
2.  

Приложение к лабораторной работе № 1

Таксономия Б. Блума

Автором одной из первых схем педагогических целей был американский учёный Б. Блум. Им выпущена в свет первая часть «Таксономии» (1956 г.). В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области). Первая часть описывает цели познавательной (когнитивной) области. Охарактеризуем области деятельности и соответственно цели, которые она охватывает.

1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели — формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.

Основные категории наиболее разработанных и общеупотребительных областей таксономии, охватывающих когнитивную цель.

Основные категории

1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания — от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории — припоминание соответствующих сведений. Ученик:

  • знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;
  • знает конкретные факты;
  • знает методы и процедуры;
  • знает основные понятия;
  • знает правила и принципы.

2 Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую— его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы— в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Ученик:

  • понимает факты, правила и принципы;
  • интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;
  • преобразует словесный материал в математические выражения;
  • предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

3 Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Ученик:

  • использует понятия и принципы в новых ситуациях;
  • применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
  • демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

4 Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик:

  • выделяет скрытые (неявные) предположения;
  • видит ошибки и упущения в логике рассуждений;
  • проводит разграничения между фактами и следствиями;
  • оценивает значимость данных.

5 Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения.

Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Ученик:

  • пишет небольшое творческое сочинение;
  • предлагает план проведения эксперимента;
  • использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

6 Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.

Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Ученик:

  • оценивает логику построения материала в виде письменного текста;
  • оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;
  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.