Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Росфинмониторинг, направления его деятельности




 

Процесс приобщения России к согласованным в международном масштабе «антиотмывочным» действиям был не простым. Сказывалось влияние коррупционных сил. В 2000г. Группа ФАТФ включала Россию даже в черный список стран, не противодействующих отмыванию преступных доходов.

Поскольку к тому времени действовали международные конвенции, Россия, ратифицировавшая их, не могла оставаться вне этого процесса. В марте 2001 года был внесен проект Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», а 7 августа 2001 года Федеральный закон был принят в той же редакции его назваиия под номером № 115-ФЗ, который вступал в силу с 1 января 2002 года.Позднее этот закон был дополнен с учетом необходимости отражения в нем проблематики противодействия финансированию терроризма. В настоящее время название закона имеет редакцию «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»

С учетом этого на осенней сессии ФАТФ, проходившей 7-9 октября 2002г. в Париже, Россия была исключена из «черного списка», и страна получила статус наблюдателя ФАТФ, который позволил ей участвовать в обсуждении ряда положений этой организации. Вскоре (20 июня 2003г.)
на проходящей в Берлине сессии ФАТФ было принято решение признать Россию полноправным участником данной организации. Этому предшествовала обширная проверка со стороны ФАТФ деятельности Росфинмониторинга. Существенно то, что в связи с наличием «незакрытых» каналов международного перелива криминальных доходов руководители стран «большой двадцатки» и ФАТФ инициируют очередное обновление «черного списка». Россия, защитив содержательный отчет о совершенствовании деятельности Росфинмониторинга, значится в ФАТФ как эффективно работающая в плане противодействия отмыванию незаконных доходов и финансированию терроризма. Признание успехов России в сравнительно быстром становлении названной организации является решение вопроса о председательстве представителя России в ФАТФ с 2013 года. Не исключено, что часть стран, сотрудничающих с Россией, в рамках Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (создана 6 октября 2004 г.), включающей 7 государств (Россия, Беларусь, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) окажется в «черном списке». Вероятным претендентом остается Узбекистан. В этом регионе широко практикуются «альтернативные» каналы перемещения денег –в форме «хавалы» - непосредственно в грузовиках, в чемоданах и сумках мигрантов, что обусловлено «незакрытостью» для такого «транзита» государственной границы.

Росфинмониторинг функционирует в соответствии с нормами названого выше Федерального закона № 115-ФЗ со всеми последующими дополнениями.

В Законе представлены определения основных понятий, таких как «доходы, полученные преступным путем», «легализация доходов, полученных преступным путем», «операции с денежными средствами или иным имуществом», «обязательный контроль», «внутренний контроль»[1]

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2002 г. № 211 был создан Комитет по финансовом мониторингу, который в 2004 году был преобразован в Федеральную Службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). За сравнительно короткий период служба стала мощным фактором противодействия легализации доходов, получаемых преступным путем.

Росфинмониторинг не является в чистом виде органом финансового контроля. Это орган исполнительной власти, тесно взаимодействующий с правоохранительными органами и органами государственного финансового контроля – прежде всего, в плане формирования информационного досье, базовая информация которого недоступна для несанкционированного использования. Этот орган имеет право выполнения контрольных функций – прежде всего за потоками денежных средств и операциями с иным имуществом с точки зрения их законности. Основная задача Росфинмониторинга – формирование и ведение федеральной базы данных о финансовых операциях. В этой базе Росфинмониторинга – сведения о 40 -50 млн. операций о сделках на общую сумму порядка 2,5-3 годовых объемов ВВП. В 2010 г. в Росфинмониторинг было сообщено об объемах финансовых операций порядка 120 трлн. руб. Примерно десятая их часть по объему связана с нарушениями законов.

В международной сфере деятельность Росфинмониторинга направлена на обеспечение в соответствии с международными соглашениями (договорами) взаимодействия и информационного обмена в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; в том числе в рамках группы Эгмонт.

Основными функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

1) осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

2) сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) проверка в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение необходимых разъяснений по представленной информации;

4) выявление признаков связи операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

5) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

6) получение, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информации по вопросам, относящимся к ведению Службы (за исключением информации о частной жизни граждан);

7) обеспечение соответствующего режима хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;

8) создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

9) формирование и ведение федеральной базы данных, а также обеспечение методологического единства и согласованного функционирования информационных систем в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

10) подготовка проекта перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности;

11) направление информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представление соответствующей информации по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

12) ведение учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

13) издание в соответствии с законодательством Российской Федерации постановлений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

14) разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

15) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

16) осуществление взаимодействия с Центральным банком Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

17) создание в установленном порядке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти межведомственных органов для рассмотрения вопросов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

18) создание в пределах своей компетенции научно-консультативных и экспертных советов;

19) разработка предложений о принятии межведомственных планов и программ противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и подготовка отчетов о принятых мерах;

20) представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, участие в установленном порядке в деятельности международных организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

21) осуществление в установленном порядке и в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в Российской Федерации, так и за рубежом;

22) осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

23) подготовка предложений по определению перечня государств (территорий), которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

24) участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

25) изучение международного опыта и практики противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

26) обобщение практики применения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также разработка предложений по его совершенствованию;

27) принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;

28) привлечение к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательских и других организаций, а также отдельных специалистов для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии обеспечения соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны[2].

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.