Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы рисков




Роль финансово-кредитных институтов в системе противодействия легализации незаконно формируемых доходов

В 2000г. представители 11 крупнейших банков мира (Banco Santander, Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, Barclays, Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, HSBC, J.P. Morgan Chase, Societe Generale, UBS) собрались на северо-западе Швейцарии в замке Вольфсберг с целью разработки политики коммерческих банков противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.. Группа получила название Вольфсбергской. Институционального статуса она не имеет, однако значимость проблемы и подготовка группой документа по вопросам противодействия отмыванию доходов дала жизнь так называемой Вольфсбергской декларации, в которой были сформулированы основные принципы противодействия легализации преступных доходов через банковскую сеть. Банк России в письме №105-Т от 1 августа 2006 г. «О документах Вольфсбергской группы» информировал российские банки о содержании подготовленного ею "Руководства по разработке подхода, основанного на оценке риска, для управления рисками отмывания денег" (Wolfsberg Statement Guidance on a Risk Based Approach for Managing Money Laundering Risks), касающегося деятельности банков в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Названный документ содержит приоритетные направления политики банков и основные элементы механизмов по предотвращению использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем. В основе политики любого банка в соответствии с рекомендациями Вольфсбергской группы должно лежать правило, согласно которому банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть подтверждено их законное происхождение. Рекомендации Вольфсбергской группы принципы предусматривают, что конкретные механизмы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, могут определяться по усмотрению банка.

Названные выше рекомендации не являются для кредитных организаций обязательными для исполнения и имеют рекомендательный характер. Целью соблюдения кредитными организациями правил, указанных в этом документе, является организация мер по предотвращению использования транснациональных операций для преступных целей. Особое значение придается идентификации клиентов банков и, в случае сомнения на этот счет, принятия дополнительных мер по проверке или установлению истиной личности клиента. В документе содержатся основные принципы выработки финансовыми организациями мер по оценке возникновения в их деятельности риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Рассматриваются основные факторы, влияющие на повышение риска отмывания доходов в финансовых организациях.

Вольфсбергской группой были предложены направления деятельности: по идентификации клиентов; по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма [3].В январе 2002г. группа опубликовала «Положение о финансировании терроризма» в ноябре 2002г. выпустила «Вольфсбергские принципы противодействия легализации преступных доходов», а в сентябре 2003г. – «Вольфсбергское положение о мониторинге, тщательной проверке и изучении». В 2006г. группа выпускает «Руководство по определению риска, сопутствующего легализации преступных доходов», а также «Руководство по противодействию легализации преступных доходов для взаимных и других фондов». В начале 2007г. Вольфсбергская группа издает «Положение о противодействии коррупции»[4], в апреле 2008 г. -ответы на наиболее часто задаваемые вопросы касательно риска вовлечения «влиятельного политического лица» в процесс легализации преступных доходов.

В документах Вольфсбергской группы выделяются три основные группы рисков:

1) страновой риск;

2 ) клиентский риск;

3 ) риск, связанный с осуществлением определенного вида деятельности [5]

В деятельности коммерческих банков с учетом этого стал выделяться критерий отнесения определенных операций к операциям с повышенным уровнем риска.

К таковым отнесены:

· - снятие юридическим лицом (его обособленным подразделением, не являющимся кредитной организацией, и индивидуальным предпринимателем) денежных средств в наличной форме с банковского счета (банковского вклада) (за исключением снятия денежных средств в наличной форме на оплату труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, на выплату пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством. Российской Федерации, а также на оплату канцелярских и других хозяйственных расходов, кроме приобретения горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственных продуктов);

· - операции с резидентами государств или территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны);

· -деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений (казино, букмекерских контор и др.), по организации и проведению лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и иных основанных на риске игр, в том числе в электронной форме, а также деятельность ломбардов;

· -деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, антиквариата, мебели, легковых транспортных средств;

· -совершение сделок с драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, и ломом таких изделий;

· -совершение сделок с недвижимым имуществом и оказание посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом;

· - операции с юридическим лицом, постоянно действующие органы управления которого имеют право действовать от имени такого юридического лица без доверенности, или отсутствуют по местонахождению этого юридического лица;

· -неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

· -осуществление юридическими лицами переводов денежных средств на (в) банковские счета (банковские вклады) физических лиц (за исключением оплаты труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, выплаты пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации) с последующим снятием физическими лицами указанных денежных средств в наличной форме или переводами указанных денежных средств на банковские счета (банковские вклады) других лиц;

· выполнение банковских операций и иных сделок с использованием интернет-технологий. В сентябре 2010 г. состоялось заседание Совета Безопасности ООН, на котором обсуждались проблемы борьбы с терроризом. Постоянный представитель Российской Федерации в ООН В.Чуркин обратил внимание на правовую неурегулированность целого ряда проблем, и, в частности, проблемы анитеррора.Отмечалось также отсутствие международной конвенции по борьбе с киберпреступностью, которая является значимым фактором незаконного совершения операций с денежными средствами. Все эти «пробелы» тщательно учитываются организаторами экономических преступлений в международном масштабе;

· проведение операции с резидентами государств или территорий, о которых из международных источников известно, что они не соблюдают общепринятых стандартов в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, или являются иностранными государствами или иностранными территориями с повышенным уровнем коррупции;

- проведение операций с резидентами иностранных государств или иностранных территорий, о которых из международных источников известно, что в (на) них незаконно производятся или переправляются наркотические вещества, а также государства или территории, разрешающие свободный оборот наркотических веществ (кроме государств или территорий, использующих наркотические вещества исключительно в медицинских целях);

· туристская деятельность (операторская и агентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий);

· -деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства;

· -любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности (в том числе оказание услуг в сфере розничной торговли, в сфере общественного питания, розничная торговля горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях и т.п.).

· В странах, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, банковские счета открыты для финансовых разведок. Поскольку Россия- член ФАТФ, статьей 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ предусмотрено, что в банках, находящихся на территории стран –членов ОЭСР или ФАТФ, резиденты России имеют реальную возможность открывать счета (вклады) в иностранной валюте без ограничений. На эти счета могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученных от организаций –нерезидентов, являющихся агентами правительств иностранных государств. Аналогично на эти счета могут поступать средства по кредитным договорам и договорам займа, закдюченным с резидентами государств-членов ОЭСР и ФАТФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.