Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемное обучение. Цель – формирование системы ЗУН, применение знаний в знакомых ситуациях (по образцу)




ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Цель – формирование системы ЗУН, применение знаний в знакомых ситуациях (по образцу).

Сущность состоит в передаче знаний: сообщение информации, ее осмысление, закрепление и проверка усвоения. Отсюда

Главные методы такого обучения – объяснение в сочетании с наглядностью.

Ведущие виды деятельности учащихся – слушание и запоминание; умение конспектировать информацию; работа с книгой; безошибочное воспроизведение изученного (как главное требование и основной критерий эффективности); применение знаний в знакомой ситуации и по алгоритму.

Такое обучение называют традиционным не только, чтобы отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования. Однако, несмотря на свою достаточно долгую историю, этот вид обучения не утратил своего значения и в современной школе благодаря тому, что в него свободно вписываются новые способы изложения знаний, новые виды наглядности, новые приемы контроля и оценки знаний.

Преимущества: экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает ученикам понимание сложной информации, дает базовые знания и создает условия для формирования системы ЗУН, обеспечивает достаточно эффективное управление обучением, применяться может практически всегда (по всем предметам).

Недостатки: знания даются в «готовом» виде и поэтому учащиеся освобождаются от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их усвоении; незначительные возможности индивидуализации и дифференциации обучения.

 

 

Цель – развитие умения применять знания в новых условиях; развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучаемых.

Сущность – последовательная и целенаправленная постановка перед учениками познавательных задач, разрешая которые они активно усваивают знания. Ученики включаются учителем в самостоятельную поисковую деятельность в процессе решения учебных проблем, в которой овладевают новыми способами деятельности.

Механизм – поисковые методы; постановка познавательных задач.

Технология проблемного обучения не отличается особой вариативностью, поскольку включение учащихся в активную познавательную деятельность основывается на ряде этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно.

1 этап – создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мысленного затруднения. Проблемная ситуация возникает тогда, когда для осмысления не хватает наличных знаний или известных способов действия, т.е. когда возникает противоречие между знанием и незнанием, тогда и появляется проблема.

Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения. Это поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний. Она должна быть трудной, но посильной для учащихся, т.е. находиться в зоне ближайшего развития учеников. Кроме того, новое знание должно находится в связи с прежним опытом (пример: индеец в Чикаго: Что больше всего понравилось? – Бежит и крутит колесо /велосипед/ - все остальное – колдовство белого человека).

Введением и осознанием учебной проблемы завершается 1 этап.

2 этап – приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Он завершается возникновением «озарения» («Я знаю, как это сделать!»).

Далее следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний и умений.

В проблемном обучении выделяют 3 уровня:

На первом уровне учитель ставит проблему и намечает метод ее решения, учащемуся предстоит самостоятельно осуществить ее решение.

На втором уровне учитель только ставит проблему, но метод ее решения ученик ищет самостоятельно (или в группе).

На высшем, третьем уровне постановка проблемы, поиск метода и разработка решения производятся учащимися самостоятельно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.