Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории педагогики. Педагогика как наука и искусство




Педагогика как наука и искусство. Задачи и проблемы педагогики.

 

 

Педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет два аспекта — теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогитеского исследования.

В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.

Другое дело — практическая воспитательная деятельность. Ее осуществление требует от педагога овладения соответствующими воспитательными умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства. С семантической точки зрения необходимо различать педагогику как теоретическую науку и практическую воспитательную деятельность как искусство.

Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Педагогика исследует следующие проблемы:

• изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;

• определение целей воспитания;

• разработку содержания воспитания;

• исследование и разработку методов воспитания.

Главной задачей науки о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Основная задача педагогики – таким образом воспитать и обучить человека, чтобы сформировать его личность как сознательную, зрелую и творческую, стремящуюся к саморазвитию, самообучению, самовоспитанию, самореализации.

 

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включал в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая свой собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Развитие — это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменеия физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое, психическое, социальное и духовное развитие. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

В процессе в человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Специально организованна образовательная система — это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно как акт передачи и акт приема опыта. Это ядро образования — обучение.

Обучение — процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс, обучение включает к себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысления, преобразование и использование.

Но человек — не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, Он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди вступают в определенные отношения — воспитательные. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

Воспитательные отношения — это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание, образование, обучение) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого взаимодействия происходит развитие человека, формируется личность.

 

4. Развитие личности как педагогическая проблема в рамках трех основных научных направлений: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, психологией развития, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного раз вития личности в процессе обучения и воспитания.

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме развития личности выделяются три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления считают личность сугубо природным существом, все поведение чёловека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску», неудовлетворение естественных потребностей замещает занятием каким-либо видом деятельности,

Представители социологического направления полагают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые.

Представители биосоциального направления рассматривают психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) как биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности — как явления социальные. Такое деление личности не может объяснить ни ее поведения, ни ее развития.

Отечественная педагогическая наука трактует личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль здесь играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, по определению Л.С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности: это социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

В отечественной и зарубежной педагогике существуют различия в понимании сущности развития личности. Метафизики считают развитие процессом количественного накопления, простым повторением, увеличением или уменьшением изучаемого явления.

Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса исходит из положений диалектики, которая видит в развитии неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, движение от низшего к высшему, рождение нового и отмирание или преобразование старого. При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Сложность эта обусловливается противоречивостью процесса развития. Противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности, К таким противоречиям относятся:

• противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

• противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

• противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и фактическим уровнем развития личности (В.А. Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но в каждом из них они и проявляют свою специфику. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается, Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим, и развитие продолжается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований, между воспитательными воздействиями и «сопротивлением материала» (А.С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.