КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внимание. Память
Основные свойства восприятия Виды восприятия
В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают:
1) зрительное восприятие; 2) слуховое восприятие; 3) осязательное восприятие; 4) обонятельное восприятие; 5) вкусовое восприятие.
1. Предметность. 2. Целостность. 3. Структурность. 4. Константность. 5. Апперцепция. 6. Иллюзия. 7. Осмысленность. 8. Активность (избирательность).
1. Предметность восприятия– это способность отражать объекты и явления реального мира в форме отдельных предметов.
Возникновение и совершенствование предметности восприятия происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.
2. Целостность восприятия – это способностьвоспринимать окружающую действительность в виде целостных образов предметов, которые складыва- ются на основе обобщения информации (об отдельных свойствах и качест- вах предмета), получаемой в виде различных ощущений.
3. Структурность восприятия. Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном ми- ре. 4. Константность восприятия – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.
Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. 5. Апперцепция восприятия– зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека.
Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика, поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. 6. Иллюзия восприятия– явление ошибочного или искаженного восприятия.
Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями.
7. Осмысленность восприятия. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. В этом выражается связь мышления и восприятия. 8. Активность (избирательность). В любой момент времени человек вос- принимает только один предмет или конкретную группу предметов, в то вре- мя как остальные объекты реального мира являются фоном восприятия, т. е. не отражаются в сознании человека.
Внимание – это сосредоточенность сознания на определенном объекте, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [1].
Внимание не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности, оно проявляется внутри восприятия, мышления.
Внимание – это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она сосредоточена.
Условием возникновения внимания является выделение объекта, сосредоточение на нем и отвлечение от посторонних раздражителей. Объектами внимания могут выступать: предметы внешнего мира, на которые направлен акт познания, психическая деятельность человека, или предметы внутреннего мира: мысли, анализ действий и поступков, переживания человека.
За вниманием всегда стоятинтересы и потребности, установки и направленность личности.
Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению [3].
Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чём-либо, необходимом для их нормального существования.
Установка – готовность, предрасположенность к определённым действиям или реакциям на конкретные стимулы [3].
Направленность – выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений [1].
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |