Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание. Память




Основные свойства восприятия

Виды восприятия

 

В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в воспри­ятии преобладающую роль, различают:

 

1) зрительное восприятие;

2) слуховое восприятие;

3) осязательное восприятие;

4) обонятельное восприятие;

5) вкусовое восприятие.

 

 

1. Предметность.

2. Целостность.

3. Структурность.

4. Константность.

5. Апперцепция.

6. Иллюзия.

7. Осмысленность.

8. Активность (избирательность).

 

1. Предметность восприятия– это способность отражать объекты и явления

ре­ального мира в форме отдельных предметов.

 

Возникновение и совершенствование предметности восприятия происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

 

2. Целостность восприятия – это способностьвоспринимать окружающую

действительность в виде целостных образов предметов, которые складыва-

ются на основе обобщения информации (об отдельных свойствах и качест-

вах предмета), получаемой в виде различных ощущений.

 

3. Структурность восприятия. Восприятие доводит до нашего сознания

структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном ми-

ре.

4. Константность восприятия относительное постоянство некоторых

свойств предметов при изме­нении условий их восприятия.

 

Свойство константности объясняет­ся тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особен­ностям воспринимаемого объекта и условиям его существования.

5. Апперцепция восприятия– зависимость восприятия от общего содержания

психической жизни человека.

 

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика, поэтому один и тот же предмет может по-разному воспри­ниматься различными людьми.

6. Иллюзия восприятия– явление ошибочного или искаженного восприятия.

 

Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями.

 

7. Осмысленность восприятия. Сознательно воспринимать предмет это

значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу,

связать его с определенным словом. В этом выражается связь мышления и

восприятия.

8. Активность (избирательность). В любой момент времени человек вос-

принимает только один предмет или конкрет­ную группу предметов, в то вре-

мя как остальные объекты реального мира являют­ся фоном восприятия, т. е.

не отражаются в сознании человека.

 

 

Внимание это сосредоточенность сознания на определенном объекте, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [1].

 

Внимание не является самостоятельным психиче­ским процессом и не относится к свойствам личности, оно проявля­ется внутри восприятия, мышления.

 

Внимание это динамическая характеристика протекания познаватель­ной деятельности: оно выражает связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она сосредоточена.

 

Условием возникновения внимания является выделение объек­та, сосредоточение на нем и отвлечение от посторонних раздражи­телей.

Объектами внимания могут выступать: предметы внешнего мира, на которые направлен акт познания, психическая деятель­ность человека, или предметы внутреннего мира: мысли, анализ действий и поступков, переживания человека.

 

За вниманием все­гда стоятинтересы и потребности, установки и направленность личности.

 

Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению [3].

 

Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чём-либо, необходимом для их нормального существования.

 

Установка – готовность, предрасположенность к определённым действиям или реакциям на конкретные стимулы [3].

 

Направленность – выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений [1].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.