Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отделы анализатора




ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ

Виды мотивов

Два этапа в процессе развития каждой потребности

1. Первый этап — это период до первой встречи с предметом, который удов-

летворя­ет потребность.

 

На первом этапе потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована».

Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано.

В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности.

2. Второй этап — это период после встречи с предметом, который удов-

летворя­ет потребность.

 

.

 

Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил назва­ние «опредмечивание потребности».

В акте «опредмечивания» рождается мотив, который определяется как предмет потребности, или «опредмеченная потребность».

 

Через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за «опредме­чиванием потребности» и появлением мотива поведение человека резко меняется, если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление.

 

Деятельность (Особенный вид деятельности) -совокупность действий, вызванных одним мотивом.

 

1. Органические направлены на удовлетворение естественных потребностей

организма, они связаны с ростом, самосохра­нением и развитием организма.

 

2. Функциональные удов­летворяются с помощью разного рода культурных

форм актив­ности, например, игр и занятий спортом.

 

3. Материальные побуждают человека к деятельности, направленной на

со­здание предметов домашнего обихода, различных вещей и инс­трументов,

непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потреб-

ности.

 

4. Социальные порождают различные виды деятельности, направленные на

то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и

уваже­ние со стороны окружающих людей.

 

5. Духовные лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны

с самосовершенствованием человека.

 

Тип деятельности обычно определя­ется по ее доминирующему мотиву.

 

 

 

Ощущение простейший психический процесс от­ражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и яв­лений окружающего мира, который воздействует в данный момент на мозг человека через соответствующие органы чувств.

 

Анализатор это сложный нервный аппарат, который про­изводит анализ окружающей среды.

 

1. Периферический отдел специальный преобразователь внешней энергии

в нервный процесс.

2. Проводниковый отдел обеспечивает проведение нервного воз­буждения

от рецепторного аппарата к центру анализатора в го­ловном мозге.

 

3. Мозговой отдел это высший отдел анали­затора, который осуществляет

сложные функции анализа. Здесь воз­никают ощущения.

 

Механизм действия анализатора:

Пред­мет раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-хими­ческий процесс раздражения, которое переходит в физиологический процесс возбуждение, которое по проводниковому отделу передаётся к цент­ру анализатора. В корковой области анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс ощущение.

Классификация ощущений

 

1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют следующие:

а) дистантные (зрение, слух);

б) контактные (вкусовые, болевые, тактильные);

в) обоняние, которое занимает промежуточное положение между эти­ми ви-

дами ощущений.

 

2. По месту расположения рецепторов выделяют следующие ощущения:

а) экстерорецептивные, возникающие от раздраже­ния рецепторов, располо-

женных на поверхности тела;

 

б) интерорецептивные, возникающие при раздра­жении рецепторов, находя-

щихся внутри организма;

 

в) проприорецептивные, возникающие при раздраже­нии рецепторов, нахо-

дящихся в мышцах и сухожилиях и обес­печивающие сигналы о положении

тела в пространстве.

 

3. По модальности выделяют следующие ощущения:

 

1. Зрительные – возникают в результате воздействия свето­вых лучей

(электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза —

сетчатку, являющуюся рецептором зритель­ного анализатора.

 

2. Слуховые – вызываются звуковыми волнами, распростра­няющимися

во все стороны от источника звука.

 

Слуховые ощущения отражают:

1) высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн;

2) громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний;

3) тембр звука, который зависит от формы колебаний звуковых волн.

 

Все слуховые ощущения можно разделить на три вида:

 

1) рече­вые;

2) музыкальные;

3) шумы.

 

 

3. Вибрационные ощущения – занимают промежуточное место между

кожными и слуховыми ощущениями. Они отражают колебания упругой

среды.

 

 

4. Обонятельные ощущения – отражают запахи окружающих предметов.

 

5. Вкусовые ощущения – вызываются действием на вкусовые ре­цепторы ве-

ществ, растворенных в слюне или воде.

 

6. Кожные ощущения – делятся на несколько видов в зависимости от вида

анализаторных систем, расположенных в кожных покровах:

 

 

а) тактильные ощущения. Их рецепторы рас­пределены по всему телу не

равномерно. Больше всего скопле­ний тактильных клеток наблюдается на

ладонях, на кончиках пальцев и на губах.

 

б) болевые ощущения. Их рецепторы расположены под кожей глубже, чем

тактильные рецепторы. При этом болевые и тактильные рецепторы распо-

ложены таким образом, что, где больше сосредоточены тактильные рецеп-

торы, там меньше болевых.

 

в) температурные ощущения — связаны с регулированием тепло­обмена

между организмом и окружающей средой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.