КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отделы анализатора
ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ Виды мотивов Два этапа в процессе развития каждой потребности 1. Первый этап — это период до первой встречи с предметом, который удов- летворяет потребность.
На первом этапе потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована». Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности. 2. Второй этап — это период после встречи с предметом, который удов- летворяет потребность.
.
Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название «опредмечивание потребности». В акте «опредмечивания» рождается мотив, который определяется как предмет потребности, или «опредмеченная потребность».
Через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за «опредмечиванием потребности» и появлением мотива поведение человека резко меняется, если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление.
Деятельность (Особенный вид деятельности) -совокупность действий, вызванных одним мотивом.
1. Органические – направлены на удовлетворение естественных потребностей организма, они связаны с ростом, самосохранением и развитием организма.
2. Функциональные – удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например, игр и занятий спортом.
3. Материальные – побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потреб- ности.
4. Социальные – порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.
5. Духовные – лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.
Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву.
Ощущение – простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, который воздействует в данный момент на мозг человека через соответствующие органы чувств.
Анализатор – это сложный нервный аппарат, который производит анализ окружающей среды.
1. Периферический отдел – специальный преобразователь внешней энергии в нервный процесс. 2. Проводниковый отдел – обеспечивает проведение нервного возбуждения от рецепторного аппарата к центру анализатора в головном мозге.
3. Мозговой отдел – это высший отдел анализатора, который осуществляет сложные функции анализа. Здесь возникают ощущения.
Механизм действия анализатора: Предмет – раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-химический процесс раздражения, которое переходит в физиологический процесс – возбуждение, которое по проводниковому отделу передаётся к центру анализатора. В корковой области анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс – ощущение. Классификация ощущений
1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют следующие: а) дистантные (зрение, слух); б) контактные (вкусовые, болевые, тактильные); в) обоняние, которое занимает промежуточное положение между этими ви- дами ощущений.
2. По месту расположения рецепторов выделяют следующие ощущения: а) экстерорецептивные, возникающие от раздражения рецепторов, располо- женных на поверхности тела;
б) интерорецептивные, возникающие при раздражении рецепторов, находя- щихся внутри организма;
в) проприорецептивные, возникающие при раздражении рецепторов, нахо- дящихся в мышцах и сухожилиях и обеспечивающие сигналы о положении тела в пространстве.
3. По модальности выделяют следующие ощущения:
1. Зрительные – возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза — сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.
2. Слуховые – вызываются звуковыми волнами, распространяющимися во все стороны от источника звука.
Слуховые ощущения отражают: 1) высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; 2) громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; 3) тембр звука, который зависит от формы колебаний звуковых волн.
Все слуховые ощущения можно разделить на три вида:
1) речевые; 2) музыкальные; 3) шумы.
3. Вибрационные ощущения – занимают промежуточное место между кожными и слуховыми ощущениями. Они отражают колебания упругой среды.
4. Обонятельные ощущения – отражают запахи окружающих предметов.
5. Вкусовые ощущения – вызываются действием на вкусовые рецепторы ве- ществ, растворенных в слюне или воде.
6. Кожные ощущения – делятся на несколько видов в зависимости от вида анализаторных систем, расположенных в кожных покровах:
а) тактильные ощущения. Их рецепторы распределены по всему телу не равномерно. Больше всего скоплений тактильных клеток наблюдается на ладонях, на кончиках пальцев и на губах.
б) болевые ощущения. Их рецепторы расположены под кожей глубже, чем тактильные рецепторы. При этом болевые и тактильные рецепторы распо- ложены таким образом, что, где больше сосредоточены тактильные рецеп- торы, там меньше болевых.
в) температурные ощущения — связаны с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |