КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идентификация и рефлексия
Идентификация – уподобление, отождествление себя с кем или чем-либо.
Первичная идентификация – это идентификация ребенка сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признаёт своим. Вторичная идентификация – идентификация в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.
Согласно теории 3. Фрейда, ребенок в возрасте от трех до шести лет переживает конфликт, вызванный любовью к родителю противоположного пола и ревностью, соперничеством и агрессией по отношению к родителям своего пола. Идентификация и делает человека способным к социализации, то есть готовым принять социальные нормы в качестве своих внутренних установок, как руководство к действию, делает его способным на объективную и дифференцированную самооценку. Рефлексия – интеллектуальный самоанализ «Я» конкретного человека (рефлексия и саморефлексия), способность сознания человека сосредоточиться на самом себе [3, с. 675].
С помощью актов рефлексии индивид, тематически изолируя отдельные собственные интеллектуальные операции, эмоциональные состояния и переживания, тем самым как бы «объективирует» расшифровывает их для себя.
Основания для взаимодействия с другими людьми закладываются в детстве, и в дальнейшем личность взаимодействует с окружающими людьми на основе «Я – концепиии», личностной рефлексии – своих представлений о себе, своих возможностях, значимости, неповторимости, сформированной в детстве.
Бессознательное –специфическая форма отражения действительности, в процессе которой человек не отдает себе отчет в совершаемых действиях, утрачивает полноту ориентировки во времени и месте действия. Сфера бессознательного включает в себя:
1) все психические явления, возникающие во сне (сновидения); 2) реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздейст- вующие на человека, но не ощущаемые им; 3) движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению ав- томатизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые; 4) бред; 5) галлюцинации; 6) ощущения.
Впервые бессознательное в структуре личности выделил З.Фрейд.
3. Фрейд рассматривал сознание человека как сферу борьбы сознательного и бессознательного.
Согласно теории З.Фрейда, структура личности включает три сферы: 1. Бессознательное (Ид – «Оно»). 2. Сознание (Эго – «Я»). 3. Супер – Эго («Сверх – Я»).
«Оно» – совокупность биологических влечений и потребностей, которые составляют часть данного от природы опыта, и требует лишь возможности проявиться вовне и получить удовольствие. «Оно» имеет по преимуществу подсознательную природу и руководствуется принципом удовольствия. «Я» – это психическая структура, которая воспринимает особенности внешнего мира, его свойства и межличностные отношения и контролирует, какие влечения в зависимости от обстоятельств могут найти удовлетворение, а какие – нет. «Я» руководствуется принципом реальности. «Сверх – Я » — структура, которая образуется под влиянием социальной среды и ее установок, норм, традиций и запретов и является носителем моральных норм. «Сверх – Я» лежит в основе чувства вины, которое испытывает «Я», принимая решения об удовлетворении какой-либо потребности.
По мнению 3. Фрейда, ведущую роль в психике играет «Оно», содержание которого составляет две группы инстинктов: 1) инстинкты продолжения жизни (Эрос), энергию которых 3.Фрейд назвал либидо; 2) инстинкты смерти (Танатос) – это инстинкты разрушения, агрессии.
Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства. Эрос у мальчиков проявляется в повышенной привязанности к матери, которая зачастую принимает форму сексуального влечения. Это выражается в чувстве соперничества с отцом. Девочки направляют сексуальную энергию на отца, и соответственно испытывают чувство ревности к матери.
Эти неосознанные сублимированные формы детской сексуальности 3. Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» ( для мальчиков) и «Комплексом Электры» (для девочек). З.Фрейд выделил окольные пути бессознательного: 1) свободные ассоциации – механизм, с помощью которого человек может вербализировать свои подсознательные переживания, чувства, эмоции, же- лания, значимые для него проблемы;
2) сновидения – играют значительную роль в оптимизации психической жиз- ни человека. В образах сновидений отражаются значимые переживания, вы- тесненные влечения, которые именно посредством этого механизма стано- вятся доступными сознанию и позволяют снизить напряжение в сфере бес- сознательного;
3) оговорки, очитки, описки и юмор. По мнению ряда ученых, юмор зачас- тую имеет сексуальную окраску, и именно такого рода юмор имеет успех. Бессознательные переживания получают отражение в оговорках, очитках, описках и юморе образом, аналогичным сновидениям. Психологическая защита – стратегии по преодолению личностных трудностей, представленных системой механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.[2]
Механизмы внутренней защиты человека при конфликте «я» и «оно»
1. Сублимация – переключение, «уход» в другую сферу жизнедеятельности. 2. Вытеснение – особый процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание, «сознательное» забывание.
3. Обесценивание объекта – это косвенный путь ухода от тревоги, связан- ной с неудачей, несостоявшимися ожиданиями и планами. В этой ситуации сознание наделяет объект страданий свойствами и характеристиками, уменьшающими его ценность для индивида. 4. Самообвинение – это путь ухода от тревоги путем частичного унижения достоинств своей личности. Проявляется в ситуациях, когда человек чувст- вует себя причастным к созданию конфликтной ситуации; 5. Проекция – это приписывание своих недостатков, социально неодобряе- мых мотивов поведения, мыслей другим людям. 6. Рационализация – стремление найти социально приемлемое объяснение для маскировки своих истинных социально неодобряемых мотивов.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |