КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отличие житейских и научных психологических знаний
И ПСИХОЛОГИИ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУК ПЕДАГОГИКИ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 3.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА». Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как основной формы жизнедеятельности.
Психика – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром.
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»).
Формально рождение психологии датируется 1879 годом. В этом году в городе Лейпциг, немецкий физиолог, психолог и философ В.М. Вундт создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.[1]. Термин «психология» в научном употреблении появился впервые в XVI веке. Изначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в своём собственном сознании в результате процесса самонаблюдения. Позднее, в XVII – XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, и благодаря введению в психологическую науку понятия «бессознательное», она стала включать в себя неосознаваемые психические процессы, а также деятельность человека. Начиная с XIX века, психология, отделившись от философии, становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. В XX – XXI столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. Название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.[3].
Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В научном слысле оно употребляется для обозначения соответствующей дисциплины, в житейском – для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей.
1. Житейские психологические знания всегда относятся к конкретным ситуа- циям, явлениям. Научная психология стремится к обобщению, используя для этого соот- ветствующие понятия и методы. 2. Житейские психологические знания основаны в основном на интуиции. Это объясняется тем, что данные знания человек получает, как правило, при помощи случайного опыта и анализируются они на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а получен- ные знания вполне рациональны и осознаваемы. 3. Знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Научные знания обрабатываются и передаются намного легче. 4. Научная психология, в отличие от житейской психологии, располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным в полном объеме ни одному носителю житейской психологии. 5. Знания житейской психологии ограничены, знания научной психологии постоянно расширяются и совершенствуются.[3].
Классификация психических явлений Психические явления разделяются на три основных класса:
1. Психические процессы. 2.Психические состояния. 3.Психические свойства. 1. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека и обладают определенными динамическими характеристиками, т.е. параметрами, определяющими длительность и устойчивость психического процесса. Психические процессы могут быть разделены на три группы:
1) познавательные; 2) эмоциональные; 3) волевые. 2. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они также имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность.
3. Психические свойства – наиболее существенные особенности человека, которые обеспечивают определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения личности.
К психическим свойствам относят:
1) направленность; 2) темперамент; 3) способности; 4) характер.
Степень развития этих свойств, а также психические процессы и наиболее характерные для человека психические состояния определяют индивидуальность человека. Все явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с коллективом.
К коллективным психическим процессам относят:
1) общение; 2) межличностное восприятие; 3) межличностные отношения; 4) формирование групповых норм; 5) межгрупповые взаимоотношения. К психическим состояниям группы относятся:
1) конфликт; 2) сплоченность; 3) психологический климат; 4) открытость или закрытость группы.
К психическим свойствам группы относят:
1) организованность; 2) стиль руководства 3) эффективность деятельности.
Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах, а также психологические законы. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений.[3].
К. Линнейвыделил человека в качестве самостоятельного вида Homo sapiens в отряде приматов и предложил рассматривать человека как элемент живой природы.
Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является антропология (от греч. Anthropos – человек, logos – слово). В структуру современной антропологии включают три основных раздела:
1)морфологию человека;
2) учение об антропогенезе; 3) расоведение.
Основной вывод, который позволяет сделать современное состояние антропологии в отношении развития человека, может быть сформулирован следующим образом: на каком-то этапе биологического развития произошло выделение человека из животного мира (пограничный этап «антропогенеза-социогенеза») и в эволюции человека прекратилось действие естественного отбора, основанного на биологической целесообразности и выживании наиболее приспособленных к природной среде особей и видов. С переходом человека из животного мира в социальный, с его превращением в биосоциальное существо законы естественного отбора сменились качественно иными законами развития. [1].
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |