Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличие житейских и научных психологических знаний




И ПСИХОЛОГИИ

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУК ПЕДАГОГИКИ

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

3.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА».

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как основной формы жизнедеятельности.

 

Психика – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром.

 

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche «душа», logos «понятие», «учение»).

 

Формально рождение психологии датируется 1879 годом. В этом году в городе Лейпциг, немецкий физиолог, психолог и философ В.М. Вундт создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.[1].

Термин «психология» в научном употреблении появился впер­вые в XVI веке. Изначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек лег­ко обнаруживает в своём собственном сознании в результате процесса самонаб­людения.

Позднее, в XVII – XIX вв., сфера исследований психо­логов значительно расширилась, и благодаря введению в психологическую науку понятия «бессознательное», она стала включать в себя неосознавае­мые психические процессы, а также деятельность человека.

Начиная с XIX века, психология, отделившись от философии, становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

В XX – XXI столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концен­трировались.

Название «психология» отчасти утра­тило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспри­нимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой нау­кой сохраняется ее прежнее название.[3].

 

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл.

В научном слысле оно употребляется для обозначения соответствующей дисципли­ны, в житейском для описания поведения или психических особенностей отдель­ных лиц и групп людей.

 

 

1. Житейские психологические знания всегда относятся к кон­кретным ситуа-

циям, явлениям.

Научная психология стремится к обобще­нию, используя для этого соот-

ветствующие понятия и методы.

2. Житейские психологические знания основаны в основном на интуиции.

Это объясняется тем, что данные знания человек получает, как правило, при

помощи случайного опыта и анализируются они на бессознательном уровне.

В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а получен-

ные знания вполне рациональны и осознава­емы.

3. Знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта

переда­ча просто невозможна.

Научные знания обрабатываются и передаются намного легче.

4. Научная психология, в отличие от житейской психологии, располагает

обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом,

недоступным в полном объеме ни одному носителю житейской психологии.

5. Знания житейской психологии ограничены, знания научной психологии

постоянно расширяются и совершенствуются.[3].

 

Классифика­ция психических явлений

Психические явления разделяются на три основных класса:

 

1. Психические процессы.

2.Психические состояния.

3.Психические свойства.

1. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека и обладают определенными динамическими характеристиками, т.е. параметрами, определяющими длительность и устойчивость психического процесса.

Психические процессы могут быть разделены на три группы:

 

1) познаватель­ные;

2) эмоциональные;

3) волевые.

2. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом.

Они также имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способ­ствовать или тормозить деятельность.

 

3. Психические свойства наиболее существенные особенно­сти человека, которые обеспечивают определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения личности.

 

К психическим свойствам относят:

 

1) направленность;

2) темперамент;

3) способности;

4) характер.

 

Степень развития этих свойств, а также психические процессы и наиболее характерные для человека психические состояния определяют индивидуальность человека.

Все явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с коллективом.

 

К коллективным психическим процессам относят:

 

1) общение;

2) межличностное восприятие;

3) межличностные отношения;

4) формирование группо­вых норм;

5) межгрупповые взаимоотношения.

К психическим состояниям груп­пы относятся:

 

1) конфликт;

2) сплоченность;

3) психологический климат;

4) открытость или закрытость группы.

 

 

К психическим свойствам группы относят:

 

1) организованность;

2) стиль руководства

3) эффективность деятельности.

 

Предметом психологии являются психика и психические явле­ния как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах, а также психологические законы. В свою очередь, задачей психологии является исследова­ние психических явлений.[3].

 

К. Линнейвыделил человека в качестве самостоятельного вида Homo sapiens в отряде приматов и предложил рассматривать человека как элемент живой природы.

 

Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является ан­тропология (от греч. Anthropos человек, logos слово).

В структуру современной антропологии включают три основных раз­дела:

 

1)морфологию человека;

 

2) учение об антропогене­зе;

3) расоведение.

 

Основной вывод, который позволяет сделать современное состояние антропологии в отношении развития человека, может быть сформулирован следующим образом: на каком-то этапе биологического развития произошло выделение человека из животного ми­ра (пограничный этап «антропогенеза-социогенеза») и в эволюции человека пре­кратилось действие естественного отбора, основанного на биологической целесо­образности и выживании наиболее приспособленных к природной среде особей и видов.

С переходом человека из животного мира в социальный, с его превращени­ем в биосоциальное существо законы естественного отбора сменились качествен­но иными законами развития. [1].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.