Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся




Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся.

Устный опрос является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний учащихся. Сущность этого метода контроля заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по изученному материалу и, оценивая ответы, опреде­ляет степень его усвоения.

Фронталь­ный опрос. Используя эту модификацию, учитель разбива­ет изученный материал на большое количество мелких частей и задает вопросы различным учащимся, чтобы проверить знания наибольшего количества учеников.

Часто письменный опрос называют самостоятельной работой. Суть метода заключается в том, что учитель дает учащимся записан­ные на доске, листочках или карточках задания (задачи, приме­ры), которые они выполняют в течение 10-12 мин.

Контрольная работа. Это весьма эффективный метод кон­троля усвоения учебного материала. Сущность его состоит в том, что после изучения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит письменные или практические контрольные работы с целью проверки и оценки качества усвое­ния знаний учащимися.

Проверка домашних работ учащихсяв начальной школе является одним из ведущих методов контроля.

Тестирование в последнее время становится очень распро­страненным методом контроля. Суть тестирования заключа­ется в постановке перед учащимися некоторой системы вопро­сов, отвечая на которые учащиеся проявляют уровни учебных знаний и умений, психического развития, социального опыта.

Современные технологии обучения – это последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением определенной совокупности методов обучения.

Средства обучения – это материальные и идеальные объекты, которые использует учитель на уроке с целью оптимизации или результативности процесса обучения.

Выделяют разные средства обучения – наглядные, иллюстрации, демонстрации, учебники, учебные пособия, природа. Выделяют технические средства обучения: диафильмы, видеозаписи, аудиозаписи, компьютерные средства обучения. Идеальные средства обучения – наши знания.

Не всегда окружающие нас предметы могут быть средствами обучения. Они являются средствами обучения, если они включаются в процесс обучения. На уроке в зависимости от поставленной цели и от выбранных методов учитель продумывает средства обучения.

Выбор методов, приемов и средств обучения зависит от поставленных задач, содержания образования, познавательных возможностей учащихся, педагогического мастерства педагога.


Вопрос 12: Организационные формы обучения. Подготовка учителя к уроку. Особенности проведения уроков в малокомплектной школе.

Форма – наружный вид, соответствующий внутреннему устройству.

Форма организации обучения – это исторически сложившаяся, устойчивая, логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность, целостность, личностный и деятельностный характер, постоянство состава участников и наличие определенного режима поведения.

В истории мировой педагогики и практики обучения существовало большое разнообразие организационных форм. Многие из них развивались, совершенствовались, отмирали, а некоторые остаются востребованными до настоящего времени. Это происходит потому, что каждая из форм обучения тесно связана с требованиями, потребностями того общества, к которому принадлежит. В настоящее время педагогическая наука накопила большой опыт в области организации обучения. Поэтому возникла необходимость систематизации, классификации форм организации обучения. Современные педагоги выделяют такую классификацию организационных форм обучения.

По дидактическим целям выделяют: практика, лекция, семинары.

По количеству участников: индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные.

По составу: временные, постоянные.

По месту проведения: классные, внеклассные, школьные, внешкольные.

По характеру управления учителем учебной деятельностью: репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские.

Самой старой формой организации обучения, которая берет свое начало в древности, является индивидуальная форма обучения. Она была единственной в античное время, в средневековье, сохранилась и до 19 века в семейном воспитании некоторых зажиточных слоев общества. Эта форма существует и в наше время как репетиторство.

Достоинства: происходит полная индивидуализация содержания, методов, темпов учебной деятельности. Ребенок работает экономно, контролируя затраты своих сил, в наиболее оптимальное для себя время.

Недостатки: неэкономично во времени, отсутствие сотрудничества с другими учениками, не формировалось умение работать в коллективе.

В середине 18 века возникает индивидуально-групповая форма организации учебного процесса. Развитие различных отраслей промышленности, торговли, повышение духовного уровня жизни общества привело к появлению новых потребностей в образовании. В братских школах Украины, Белоруссии возникло коллективное обучение детей. Они явились прообразом классно-урочной системы обучения, которая до настоящего времени является самой распространенной и преобладающей во многих странах мира.

В конце 18-начале 19 века учитель Ланкастер и священник Белл предприняли попытку модернизировать классно-урочную систему и создали Белл - Ланкастерскую систему взаимного обучения.

В конце 19-начале 20 века возник вопрос об индивидуализации обучения детей с разным уровнем умственного развития. В США возникла Батовская система обучения. Она делилась на 2 части: в 1 половине дня учитель работал со всем классом, во 2 половине осуществлялась индивидуальная работа с одаренными и отстающими.

В это же время в Европе возникает Маннгеймская система. Основатель – педагог Зингер. Он предложил создать 4 класса по этой системе обучения:

1) вспомогательные классы для детей с умственными отклонениями

2) спец. классы для малоспособных учеников, которые могут вообще не закончить школы

3) основные классы, в которых обучаются дети со средними способностями

4) переходные классы, т.е. классы с иностранными языками, в которых обучались дети, способные продолжить обучение в средней школе.

Эта система имела много сторонников,нашла свое отражение во Франции, Бельгии, России, США. Некоторые положения этой формы обучения сохранились и до наших дней.

В начале 20 века в американском городе Дальтон впервые была применена система индивидуального обучения, разработанная учительницей Еленой Паркхерст. Ее систему обучения называют Дальтон – планом. Ее сущность: темп работы в школе приспосабливается к возможностям каждого ученика. Обучение строилось так, что ведущее место занимала самостоятельная работа. В начале учебного года по каждому предмету учащиеся получали задание на год. Дети в письменной форме обязывались выполнить задание к указанным срокам. Не было единого расписания для всех, т.к. учитель сначала проводил коллективные занятия, а потом дети работали в учебных мастерских, лабораториях и выполняли задание учителя.

Достоинства: темп обучения приспосабливается к реальным возможностям каждого школьника. Развивалось стремление к самостоятельности, к инициативе. Дети искали рациональные методы деятельности по изучению учебного материала.

Недостатки: не было системы в знаниях, много времени дети тратили на выполнение заданий, было нездоровое соперничество между детьми.

В 50-60-е годы 20 века была разработана система обучения, получившая название план Трампа.

В настоящее время организационные формы обучения постоянно совершенствуются и развиваются. Например, создаются проекты «открытых» школ: занятия проводятся в библиотеках, учебных мастерских. На Западе появились «градуированные» классы.

Классно-урочная система появилась в 17 веке и была создана Я.А.Коменским. Она претерпела значительную модернизацию и в настоящее время является преобладающей во многих школах мира. Ей присуще такие особенности:

- обучение осуществляется в группах (классах). В эти классы входят учащиеся примерно одного возраста и примерно 1 уровня подготовки. На весь период обучения состав класса практически не меняется.

- имеется учебный план и существует постоянное расписание.

- занятия проводятся в форме урока, в течении определенного отрезка времени

- учебный материал разбит на ряд уроков и один урок посвящается 1 теме.

- деятельностью класса руководит учитель.

- уроки проводятся в классных комн7атах, спортзалах, учебных мастерских, лабораториях.

Достоинства: прочная и четкая организация, позволяющая упорядочить весь учебно-воспитательный процесс; сочетаются индивидуальная и групповая формы работы на уроке; экономичность в затрате времени на обучение учеников; осуществляется положительное воздействие личности учителя на личность ученика; обучение в классном коллективе способствует развитию у учащихся опыта коллективной работы как со своими сверстниками, так и с людьми других поколений.

Недостатки: обучение рассчитано на среднего ученика, т.е. не учитываются индивидуальные особенности каждого ученика отдельно; слабым ученикам достаточно трудно учиться при такой системе, т.к. они оказываются загруженными заданиями; учитель испытывает трудности в учете индивидуальных особенностей учеников, поэтому иногда неправильно организует индивидуальную работу с ними.

Разные авторы дают разные определения понятию «урок». Махмутов М.И. дает такое определение:

Урок – это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельность, общение) определенного состава учителей и учащихся, систематически применяемая в определенные отрезки времени для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития, воспитания.

Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса.

Признаки урока: точно установленное время; в каждой школе имеется твердо установленное расписание; на каждом уроке присутствуют учащиеся 1 класса, примерно 1 возраста и уровня подготовки; учитель осуществляет четкое планирование урока для решения образовательных задач; на уроке применяются различные методы и средства обучения, исполнение которых зависит от поставленных дидактических задач.

Цели урока: на уроке в комплексе реализуются: образовательные цели (предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков); воспитательные (связана с формированием нравственных, мировоззренческих устоев общества, этических, эстетических представлений); развивающие (направлена на развитие формирования умения мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д.).

Сущность урока: заключается в организации учителем разнообразной работы учащихся по усвоению ими новых знаний, умений и навыков, в ходе которой осуществляется их воспитание и развитие.

Урок может состоять из таких структурных элементов: 1. организационная часть (приветствие, настрой на работу, проверка готовности к уроку);

1. повторительно–обобщающая работа (проверка письменно домашнего задания, устная проверка заданий учащихся)

2. изучение нового материала

3. задавание на дом

4. закрепление нового материала

5. окончание урока.

Как историческая категория, рок медленно, но постоянно претерпевал определенные изменения. Сравним сущность и структуру традиционного урока с современным уроком.

Современный урок – урок активной, познавательной деятельности учащихся, организованный специально подобранными учителем методами, приемами обучения на основе научной организации труда с применением современных средств обучения, обеспечивающих эффективность и качество учебно-воспитательного процесса и закладывающих основы формирования творческой личности.

Традиционный урок: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.

Современный урок: 1. дидактическая структура: актуализация опорных знаний и способов действий; формирование новых понятий и способов действий; применение знаний, формирование умений и навыков;

3. логико-психологическая структура: воспроизведение и восприятие знаний; осознаний и осмысление; применение знаний в ситуациях по образцу и в новых условиях;

4. мотивационная структура: организация и управление вниманием учащихся; разъяснение смысла деятельности; совместная с учащимися постановка целей занятия; обеспечение ситуации успеха в достижении цели; поддержание положительных эмоций;

5. методическая структура урока.

Пути совершенствования современного урока:

1. использование современных технологий обучения

2. использование проблемных уроков (подготовка учащихся к работе; проверка д/з и увязывание темы нового урока с содержанием предыдущего; создание проблемной ситуации; формирование учащимися главной проблемы; составление плана работы; формулировка вариантов решения; проверка вариантов решения эмпирическим путем; систематизация и закрепление нового материала; применение полученных знаний в новых ситуациях).

3. нестандартные уроки – с целью развития творческой самостоятельности учеников, формированию волевой сферы, способности учиться – уроки соревнования (эстафеты, дуэли, КВН, викторины), уроки, основанные на известных в современной практике методах работы (интервью, репортаж, урок «мозговая атака»), уроки, напоминающие публичные формы общения (пресс-конференция, аукционы, телепередачи), уроки, опирающиеся на фантазию (сказка, сюрприз), уроки, основанные на имитации деятельности учреждений (урок – суд, следствие, ученый совет), интегрированные уроки (объединяющие изучение нескольких предметов).

Дидактическая целевая установка определяет выбор типа урока. Проблема типологии уроков очень актуальна. Единого подхода к классификации уроков нет. Разные авторы предлагают разные варианты классификации уроков. Рассмотрим типы и примерную структуру уроков в зависимости от основной дидактической цели:

1. уроки усвоения новых знаний: повторение опорных знаний; сообщение темы и цели урока; усвоение новых знаний; обобщение и систематизация знаний; задавание на дом и итог урока.

2. урок формирования умений и навыков: повторение опорных знаний, предварительные упражнения; сообщение цели, темы урока; изучение нового, вводные упражнения; применение приобретенных знаний, пробные упражнения; тренировочные упражнения по образцу; творческие упражнения; задавание на дом и итог урока.

3. урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков: сообщение темы, цели урока; показ использования приобретенных знаний в жизненных ситуациях; проверка знаний фактического материала; проверка знаний основных понятий, умение объяснить их сущность; применение учащимися знаний, практические задания; выполнение комплексных творческих работ; задавание на дом и итог урока.

4. урок обобщения и систематизации знаний: сообщение темы и цели урока; повторение и обобщение отдельных фактов, событий; повторение и систематизация основных теоретических положений; задавание на дом и итог урока.

5. комбинированный урок: повторительно-обобщающая работа; сообщение темы и цели урока; восприятие и осмысление знаний; обобщение и систематизация; задавание на дом и итог урока.

Требования к уроку: 1. использование новейших достижений науки, передовой пед. практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;

6. реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил

7. обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей

8. установление, осознаваемых учащимися, медпредметных связей

9. связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся

10. мотивация и активизация развития всех сфер личности

11. логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности

12. эффективное использование пед. средств

13. связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся

14. формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности

15. формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний

16. тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

На уроке учитель может использовать следующие формы организации учебной работы учащихся: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Дополнительные формы организации обучения: экскурсии, семинары, практикумы, домашняя самостоятельная работа учащихся, лекции.

Вспомогательные формы организации обучения: кружки, факультативы.

Деятельность учителя состоит из:

6. планирование (календарно-тематическое и поурочное). Форма календарно-тематического планирования: № п\п, наименование разделов, тем, календарные сроки, количество часов, учебно-методическое обеспечение, задавание на дом, межпредметные связи, примечания. Форма поурочного планирования: тема: цель: оборудование: ход урока.

7. организация учебной работы учителя. При подготовке к уроку учитель продумывает необходимые технические средства обучения, раздаточный, дидактический материал для урока, предварительно выполняет сам все те задания, которые будут предложены детям, продумывает ход и содержание урока.

8. организация деятельности учеников. Постановка перед детьми учебной задачи, создание благоприятного морально-психологического климата на уроке, четкая организация деятельности детей, инструктаж, своевременное оказание помощи детям.

4. стимулирование деятельности учеников. Выделяют следующие приемы стимулирования учения школьников: опирайтесь на желания, сравнивайте, приводите примеры, заставляйте ваших учеников страстно чего-то пожелать, пытайтесь понять, говорите о том, что интересует детей, используйте намерения, поощряйте желание добиться признания, одобряйте успехи, стимулирование требованием,показывайте достижения и т.д.

9. текущий контроль, регулирование и корректирование.

10. анализ результатов.

Малокомплектная школа – это школа:

1. с отсутствием параллельных классов

2. с малой наполняемостью классов

3. некоторые классы отсутствуют вообще

4. начальные классы объединены в классы-комплекты.

Особенности МК школы:

1. учитель одновременно работает с 2 или с 3 классами

2. отношения между детьми и учителями в школе напоминают отношения в большой семье, поэтому исключается возможность крупного хулиганства

3. т.к. низкая наполняемость классов, есть возможность использовать индивидуальные методы обучения

4. основной структурный компонент МК школы – класс-комплект, который может состоять из 2, 3, 4 классов

5. ежедневно учителю приходиться готовить от 8 до 12 уроков.

Особенности урока в МК школе:

1. учитель вынужден несколько раз перестраиваться на работу с разными классами

2. должен правильно распределять время

3. действовать, не нарушая логику познавательных процессов

4. стимулировать восприятие, понимание знаний

5. вести воспитательный процесс

6. формировать базисные компоненты образования

7. ученики должны сосредотачиваться на выполнении заданий

8. не слушать объяснение учителя для другого класса

9. не слушать ответы другого класса

10. перестраиваться, когда учитель обращается к ним.

Требования, предъявляемые к детям на уроке:

1. санитарно-гигиенические; психолого-физиологические; дидактические; воспитательные.

Структура урока в классе-комплекте:

1. организация класса; повторение изученного; усвоение новых знаний; закрепление; задавание на дом.

Формы организации процесса усвоения:

1. учитель объясняет материал, дети запоминают, усваивают

2. дети приобретают новые знания, умения в ходе поисковой деятельности, анализа фактов и т.д. под руководством учителя

3. дети овладевают новыми формами деятельности по образцу и по аналогии

4. дети усваивают новые знания, умения самостоятельно по учебникам.

Под руководством учителя и при его непосредственном участии осуществляется:

1. некоторые подготовленные упражнения

2. объяснение нового материала на основе предшествующей самостоятельной работы

3. беседы – изложения нового материала

4. объяснение, рассказы, инструктажи

5. эвристические беседы

6. дидактические игры

7. первичное восприятие, осмысление, закрепление нового материала

8. диагностика уровня обученности

9. контроль и коррекция усвоенных знаний, умений

10. показ рациональных приемов применения знаний

11. тематическое обобщение материала.

Методы обучения, используемые в МК школе:

1. словесные (рассказ, объяснение, беседа, инструктаж)

2. наглядные (иллюстрация, демонстрация, самостоятельные наблюдения учеников)

3. практические (упражнения, работа с опытами)

4. работа с книгой

Требования к методам:

1. психологическая установка на усвоение нового материала

2. мотивация учеников на всех этапах познавательной деятельности

3. организация внимания, интереса на протяжении всего обучения

4. раскрытие содержания учебного материала

5. понимание причинно - следственных и других связей в изученном материале

6. сведение знаний в общую систему

7. информирование учеников об эффективности их познавательно труда

8. диагностирование темпов и результатов обучения

9. контроль и коррекция результатов

10. воспитание в учебном процессе.

Причины потери времени на уроке:

1. неодновременное начало работы во всех классах-комплектах

2. необходимость объяснить задачи всем классам

3. объяснение заданий каждого этапа

4. отсутствие дидактического материала для самостоятельной работы

5. низкое качество дид. материалов, учебников

6. низкий уровень сформированности навыков самообучения

7. применение нерациональных способов контроля знаний

8. необдуманная организация рабочих мест учителя и учеников

9. отсутствие технических средств управления обучением

10. отсутствие хороших методических руководств.

Пути преодоления потери времени на уроке:

1. правильно подобранные классы

2. составление расписания

3. заранее подготовленный дидактический материал

4. «сквозные» задания.


Вопрос 13: Диагностика и оценка учебных достижений школьников.

После завершения каждого этапа обучения и воспитания не­обходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать уже сделанным, а что придется совершенствовать повторно. Для вы­яснения этого используется диагностика.

Ди­агностика — это общий способ получения информации о проте­кании и результатах учебно-воспитательного процесса. Задачи школьной диагностики:

—анализ процессов и результатов развития школьников;

—анализ процессов и результатов обучения;

—анализ процессов и достигнутых результатов воспитания.

В условиях авторитарного воспитания объектом анализа, контроля и оценки был труд ученика, то в новых условиях анализируется совместный труд учителя и ученика, их об­щий результат.

Диагностика берет результат вместе с процессом: труд ученика она не отделяет от труда учителя; процесс учения школьника рас­сматривает вместе с его возможностями, способностями и склонно­стями. Процесс деятельности педагога она тоже анализирует вме­сте с возможностями, условиями.

Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, ди­намику формирования продуктов. Диагностирование включает в се­бя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических дан­ных, их анализ, динамику, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития событий.

В диагностике используются многие методы и методики. Наря­ду с традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний и умений, применяются тестирование обученности и воспи­танности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью), проектирование индивидуального и личностно ориентированного учебно-воспита­тельного процесса, другие способы. Современная школьная диаг­ностика — это совокупность методов и методик, позволяющих все­сторонне исследовать ученика (класс) в системе педагогических от­ношений.

Выделяют диагностирование обученности и воспи­танности, т. е. достигнутых результатов, и обучаемости, воспитуемости — качеств самого процесса. Цель диагностирования — свое­временное выявление, оценивание и анализ учебно-воспитательно­го процесса в связи с его продуктивностью.

Если контроль и проверка организованы правильно, то они спо­собствуют:

—выявлению знаний, умений каждого ученика;

—своевременному обнаружению пробелов в знаниях, умениях учеников;

—раскрытию причин слабого усвоения отдельных частей учеб­ного материала;

—повторению и систематизации изученного;

—установлению уровня готовности к усвоению нового мате­риала;

—формированию умения много и напряженно работать;

—овладению приемами самоконтроля и самопроверки;

—стимулированию ответственности учеников;

—развитию навыков соревновательности.

Требования к контролю: объективность; индивидуальность; ре­гулярность; гласность; всесторонность проверки; дифференцированность; разнообразие форм; этичность.

В современной начальной школе широко применяются многие виды, методы и формы контроля:

—наблюдение за работой учеников;

—устный индивидуальный опрос;

—фронтальный опрос;

—групповой опрос;

—письменный контроль;

—комбинированный контроль (уплотненный);

—тестовый контроль;

—программированный контроль;

— практический контроль;

—Самоконтроль;

—Экзамены.

Они используются в сочетании для получения возможно более полного представления о ходе процесса и его результатах.

Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений. Выявле­ние и измерение называют проверкой. Поэтому проверка состав­ной компонент контроля, основная дидактическая функция кото­рого — обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное обнаружение недостатков и про­белов в знаниях.

К общим функциям контроля относятся: собствен­но контролирующая, учебная, воспитательная, развивающая, сти­мулирующая.

Контроль результатов обучения.

Функции Виды Форма сообщения ответа
Контролирующая, учебная, воспитательная Предварительный, текущий, тематический, итоговый Устная, письменная, прямая, закодированная
проверка оценка учет

 

Проверка имеет целью определение не только уров­ня и качества обученности школьника, но и объема его учебного тру­да. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (про­цесс проверки) и оценку (результат проверки) проверки. В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т. д. оценки фиксиру­ются в виде отметок (условных обозначений оценки).

Основой для оценивания успеваемости являются итоги (резуль­таты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и ко­личественные показатели работы учеников. Количественные пока­затели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные — в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовле­творительно» и т. п.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирова­ния обученности (успеваемости) являются объективность, система­тичность, наглядность.

Объективность заключается в научно обос­нованном содержании диагностических тестов.

Требование принципа систематичности состоит в необходимо­сти проведения диагностического контролирования на всех этапах педагогического процесса.

Принцип наглядности заключается в проведении открытых ис­пытаний всех учеников по одним и тем же критериям.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать зна­ния, умения учащихся нужно в той логической последовательно­сти, в какой проводится их изучение.

Наблюдается большое разнообразие как в принципах, так и в кон­кретных подходах, выборе способов оценивания и выставления оце­нок. В зарубежных школах практикуются различные системы оцени­вания знаний, умений, навыков, приняты различные шкалы оценок, включая сто-, двенадцати-, десяти-, двухбалльную и др. Многие учеб­но-воспитательные системы функционируют без привычных нам оценок и отметок.

До 1917 г. в России существовала шестибалльная система оценки знаний с баллами от нуля до пяти. В 1918 году оценка «О» была упразднена.

Однако многие педагоги используют «дополнения» к обычной пя­тибалльной шкале в виде знаков «плюс», «минус».

Научно-исследовательские учреждения Российской Академии образования предложили новые оценочные шкалы, которые прохо­дят экспериментальную проверку в различных регионах страны. Не­которые регионы склонны принять двенадцатибалльную систему оценок.

При контролировании знаний, умений, выставлении оценок учителю следует:

— ясно осознавать, что без диагностики, анализа, контроля и оценива­ния знаний, умений учебно-воспитательный процесс эффективно разви­ваться не может;

—добиваться систематичности проверки и оценки учебно-воспитатель­ной деятельности учеников;

—создавать ситуации значимости контроля и оценки;

—добиваться того, чтобы ребенок понимал справедливость выставлен­ной оценки;

оценивать не только результаты, но и сам процесс труда

—создавать положительный эмоциональный настрой во время провер­ки знаний, умений;

—внимательно выслушивать ответы учеников, поддерживать уверен­ность детей похвальными словами, жестами, мимикой;

—выслушивать ответ до конца, а анализ и замечания делать позже и т.д.

Наиболее объективным методом контролирования является тес­тирование

Тест обученности — это совокупность заданий, ориентированных на определение уровня усвоения элемен­тов обучения.

Правильно составленные тесты достижений должны удовлетво­рять ряду требований. Они должны быть: относительно краткосроч­ными; однозначны­ми; правильными; относительно краткими; информационными; удобными; стандартными.

Применение тестов будет наиболее эффективным и обеспечит надежные выводы лишь при условии правильного их сочетания. По­этому тестовые испытания всегда имеют комплексный характер.

Тесты достижений (обученности и воспитанности) применяют­ся на всех этапах педагогического процесса. С их помощью учитель сможет эффективно проводить предварительный, текущий, тема­тический и итоговый контроль.

Целенаправленная воспитательная работа требует диагностирования.

Диагностирование воспитанности — это иссле­дование учителя, которое дает ему информацию об уровне воспи­танности класса в целом и каждого воспитанника в отдельности.

Главная задача воспитательного диагностирования — установление реального состояния моральных и социальных качеств учеников, определение критических и рискованных аспектов развития воспи­тательного процесса. На основе диагностирования разрабатывают­ся стратегия и тактика управления воспитательным процессом, про­грамма воспитательных дел. Диагностирование помогает опреде­лить, сколько времени и усилий понадобится учителю, чтобы дос­тичь заданного уровня определенных качеств.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.195 сек.