Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История дидактики




Термин «дидактика» появился у немецкого педагога В.Ратке, назвавшего свой курс лекций «дидактикой» или «искусством преподавания».

Дидактику как систему научных знаний впервые разработал Я.А.Коменский, дав последовательное изложение принципов и правил обучения детей. В «Великой дидактике» (1657) Коменский рассмотрел важнейшие вопросы теории обучения: содержание образования, дидактические принципы наглядности, последовательности обучения и др., организация классно-урочной системы обучения. Теория обучения Коменского построена в соответствии с принципом природосообразности воспитания. Коменский противопоставил средневековой зубрёжке новую систему учебной работы, соответствующую возрастным и психологическим особенностям детей.

В эпоху Просвещения, когда особое значение приобрело гуманистическое начало в философии, Ж.Ж.Руссо оказал влияние на признание дидактических потребностей ребёнка, его запросов, актуальных интересов. И.Г.Песталоцци усилил внимание к такой цели обучения, как развитие всех сил и способностей человека, воспитание трудолюбия, порицая все формы одностороннего воспитания.

В к XVIII - нач XIX вв. в классической педагогике определились 2 теории школьного образования: теория формального образования (И.Ф.Гербарт и его последователи, главная задача обучения - умственное развитие учащихся) и теория материального образования (основная цель обучения в вооружении учащихся полезными для жизни знаниями, которые обеспечивают развитие познавательных способностей).

В сер. XIX в. Ф.Дистервег заложил дидактические основы развивающего обучения, сформулированные в 33 законах и правилах: «от близкого к далёкому», «от простого к сложному» и т.д.

На рубеже XIX и XX вв. с появлением точных методов экспериментальной психологии связь дидактики с другими смежными' науками стала более определённой, но в современной англо-американской педагогике (в отличие от педагогики ФРГ) термин «дидактика» не применяется, а теория обучения разрабатывается и излагается главным образом в трудах по педагогической психологии. Для западной педагогики 1-й поп. XX в. характерна педоцентричная дидактика Дж. Дьюи (США), развивавшаяся в рамках прагматистской педагогики. Главный её принцип - обучение на основе личного опыта ребёнка Современная дидактика в индустриально развитых странах значительно психологизирована. Зарубежная дидактика последних лет развивается в условиях широкомасштабного пересмотра учебных программ, обновления содержания и стратегии школьного обучения.

В России во 2-й пол. XIX в. целостную дидактическую систему создал К.Д.Ушинский. Опираясь на просветительские философские идеи, психологию и физиологию, он Показал односторонность формального и материального образования, раскрыл сходство и различие познания и учения, разработал ряд вопросов восприятия, усвоения и закрепления знаний, развития мышления в процессе обучения, формирования мотивов побуждения школьников к учению, проблемы сочетания преподавания и самостоятельной деятельности школьников.

Большой вклад в разработку теории обучения внесла Н.К.Крупская, Ее мысли о содержании и методах обучения, качествах личности учителя создали новое направление педагогических исследований.

Педагогическая деятельность и педагогические взгляды А.С.Макаренко стали основами теории и практики воспитания коллектива и трудового обучения.

Наряду со знаниями и навыками в состав содержания образования включены (70-е гг.) новые компоненты, обеспечивающие усиление развивающей и воспитывающей. функций обучения, - опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу. Содержательные исследования проведены по проблеме школьного учебника.

Требование активного усвоения знаний учащимися, выдвинутое дидактами прошлого, получило новое обоснование и приобрело характер необходимого условия развития самостоятельности учащихся в их познавательной деятельности. С этим направлением связана разработка дидактами и психологами концепции проблемного обучения (Т.В.Кудрявцев, Лернер, A.M.Матюшкин, М.И.Махмутовидр.). Исследована проблема формирования у учащихся познавательного интереса, потребности в знаниях.

Большое значение для дидактики приобрели работы психологов (Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), раскрывшие психологические предпосылки организации усвоения и построения содержания образования. Определённую роль выполняет обобщение передового, в т.ч. новаторского опыта (Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов и др.).


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.