КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебный план
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нём. Источник содержания образования - социальный опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре. Социальный опыт включает 4 элемента: знания (совокупность их видов способствует построению у индивида общего представления об окружающей действительности, ориентации его в необходимой деятельности и т.д.); опыт осуществления способов деятельности (в ходе его усвоения формируются умения и навыки, функции которых состоят в воспроизведении и сохранении накопленной культуры, благодаря чему обеспечивается репродуктивная деятельность общества); опыт творческой деятельности, (его функция - дальнейшее развитие культуры); опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе, т.е. нормы и система ценностных отношений данного общества к определенным объектам (предметам, явлениям, принципам, действиям). Принципы формирования содержания образования: соответствие во всех его элементах и на всех уровнях потребностям общества; единство содержательной и процессуальной сторон обучения; структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования при движении от общих к более частным и в конечном счёте - к конкретным формам его реализации в процессе обучения. В педагогике сложились 2 направления в теории образования, на основе которых формулировались принципы отбора учебных предметов: • Теория формального образования рекомендовало обращать внимание не па получение знании, а на развитие способностей учащихся, мышления, воображения, памяти. Представители этой теории делили предметы на две группы: 1) языки, особенно древние, литература, математика, грамматика новых языков; 2) биология, география, физика, химия и др. Предпочтение отдавалось первой группе предметов. В соответствии с теорией формального образования строились учебные планы классических гимназий в России, Германии и ряде других стран. • Теория материального образования, (конец XVIII в.) в качестве основного критерия отбора содержания образования выдвигала степень его полезности, пригодности для жизни общества. Теория материального образования легла в основу построения учебных планов реальных училищ и других учебных заведений подобного типа. В учебных планах большое место отводилось математике, физике, химии, новым иностранным языкам, коммерческому делу. В Законе РФ «Об образовании» (1995 г) определены общие требования к содержанию образования (Статья 14), которое должно быть ориентировано на: • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; • развитие общества: • укрепление и совершенствование правового государства. • Содержание образования должно обеспечивать: • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; • интеграцию личности в национальную и мировую культуру; • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Разработка содержания основывается на государственном стандарте общего среднего образования. Государственный стандарт отражает общественный идеал образования вместе с реальными возможностями системы образования. Согласно государственному стандарту содержание обучения в целом и содержание каждого предмета состоит из двух частей - инвариантного (неизменяемого) ядра и вариативной части, которая систематически обновляется и пересматривается.
Государственный стандарт образования включает базовый учебный план общеобразовательной средней школы, который дает целостное представление о содержательном наполнении по годам обучения и его структуре. Учебный план - это документ определяющий: продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, изучаемых в школе; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в неделю на изучение каждого предмета. В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, концепция формирования содержания. Он разрабатывается на основе требований государственного стандарта. В современных учебных планах выделяются два компонента - государственный (федеральный) и региональный (школьный). Соотношение между предметами в большинстве стран следующее: гуманитарный блок 40-46%, естественно-математический 30-35%, естественный 7-11%, оздоровительно-трудовой 16-20%. Планы национальных школ дополняются родным языком, литературой, краеведением, родной историей и другими важными для региона предметами. Школьный компонент объединяет предметы, предложенные учениками, их родителями, администрацией региона. Может быть несколько вариантов учебного плана. Их составляют на основе типового (базисного, базового) плана с учетом типа школы, возрастных возможностей детей, объема учебного времени, соблюдения принципов последовательности и доступности. На основе учебного плана составляются учебные программы по предметам Учебная программа содержит: объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учеников, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов; перечень основных элементов содержания; указания по реализации межпредметных связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу. Известны два способа построения программы: концентрический (материал, подлежащий усвоению, повторяется па более высоком теоретическом уровне) и линейный или радикальный (каждый раздел учебного курса излагается с той степенью подробности и глубины, которая диктуется задачами преподавания без возвращения к нему на" Следующих этапах обучения). Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе К ней относятся: школьные учебники, пособия, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т.п. От качества учебной литературы зависит результативность обучения. Основные дидактические требования к учебнику: • Материал учебника должен соответствовать современному уровню науки. • Содержание учебника, расположение глав строится с учетом программы по данному предмету. • Изложение материала в учебнике отличается логичностью, стройностью • Важным требованием к учебнику является точное следование принципу связи теории с практикой. • Все определения, выводы, формулировки, подлежащие • запоминанию, в учебниках выделяются. • Учебники должны быть хорошо оформлены, снабжены продуманными и тщательно подобранными иллюстрациями. Гигиенические требования к учебникам: правильная дозировка учебного материала, четкость печати, размеры шрифта и др. Лучшие современные учебники органически сочетают в себе тесно взаимосвязанные элементы собственно учебника (систематическое изложение основ наук), рабочей книги, тетради (вопросы, задания), сборника учебных материалов (документы, литературные тексты) и справочника (терминологические словари, таблицы и др.) Издательства осуществляют одновременную разработку и издание учебно-методических комплексов (учебники, тетради, методические рекомендации для учителя). Учебник отличается от учебного пособия только тем, что он составлен в полном соответствии с программой, а учебное пособие может от нее отступать. Требования к учебным пособиям такие же как к учебникам. Какую учебную книгу принять за основу - решает учитель. Наряду с традиционными, все шире применяются электронные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и др.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |