Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы устного изложения




КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПОТИПУПОЗНАВАТЕЛЬНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ и их КЛАССИФИКАЦИЯ

Система методов педагогического воздействия включает в себя методы убеждения, методы упражнения, методы оценки.

В методах обучения выделяются объективная (не зависящая от учителя) и субъективная (зависящая от него) части.

Методы обучения выполняют разные функции: обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная. Т.е. с помощью методов учителя не только обучают, но также решают вопросы мотивации, осуществляют воспитательные воздействия, влияют на организацию учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения.

Классификация методов обучения по источникам знаний, которые служат в качестве общего признака выделяемых в ней методов. Главных источников издавна известно три: практика, наглядность, слово, В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять общих методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из них может выступать в различных модификациях (видоизменениях).

Классификация методов по назначению, или по основной дидактической цели, для достижения которой они служат. В качестве общих признаков классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке, и цели, которые достигаются на каждом из них. Выделяются методы: а) приобретения знаний; б) формирования умений и навыков; в) применения знаний; г) творческой деятельности; д) закрепления; е) проверки знаний, умений, навыков.

В классификации методов по типу (характеру) познавательной деятельности (уровню самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают ученики, работая по предложенной учителем схеме обучения): объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.

Классификация по степени активности учеников, в соответствии с которой выделяются методы активные и пассивные.

По дидактическим целям выделяются две группы методов обучения: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, и методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний. К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, исследовательский метод). Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.).

В бинарных и полинарных классификациях методов обучения методы группируются на основе двух или более общих признаков. Например, бинарная классификация методов обучения построена на сочетании методов преподавания и методов учения.

Существует много других классификаций. Так, немецкий дидакт Л.Клингберг выделяет методы в сочетании с формами сотрудничества в обучении.

Польский ученый К. Сосницкий считает, что существуют два метода учения, а именно искусственный (школьный) и естественный (окказиональный), которым соответствуют два метода обучения: преподносящий и поисковый.

Системным подходом отличается классификация методов, предложенная академиком Ю.К.Бабанским. В ней выделяются три больших группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля.

Ситуационный метод - это скомбинированный из многих путей и способов метод, применяемый педагогом тогда, когда ни один из известных изолированных методов не дает возможности быстро и эффективно достичь намеченных целей в имеющихся конкретных условиях. Поэтому данный метод называется еще творческим, нестандартным и признается не всеми педагогами. Главную роль в выборе и применении данного метода играет ситуация. Метод позволяет принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, вытекающие из намеченной цели.


 

Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности получила поддержку и распространение. Она выделяет следующие методы обучения:

Информационно-рецептивный метод. Его характерные признаки:

• знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

• учитель организует различными способами восприятие этих знаний;

• учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т. д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.

Репродуктивный метод обучения обладает следующими признаками:

• знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

• учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

• учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерий усвоения - правильное воспроизведение (репродукция)знаний;

• необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

Преимущество данного метода - экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной. Но репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.

Метод проблемного изложения - переходный от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. Учащиеся при таком методе обучения не участники, а лишь наблюдатели хода

размышлений, но они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Частично-поисковый (эвристический) метод обучения обладает характерными признаками:

• знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

• учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

• учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т, д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Название метода - частично-поисковый потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель - учащиеся -учитель - учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Модификация данного метода - эвристическая (открывающая) беседа.

Исследовательский метод обучения сводится к тому, что:

• учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

• знания учащимся не сообщаются, учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов;

• деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

• учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, подученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Преимущество исследовательского метода обучения в том, что он предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки - значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся


 

К методам устного изложения относятся: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебная дискуссия.

Рассказ- словесный метод обучения, предполагающий устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Педагогические требования к рассказу: обеспечение идейно-нравственной направленности преподавания; достоверность сообщаемой информации, включение ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений; обеспечение четкости логики изложения; эмоциональность изложения; простота и доступность языка изложения; отражение личной позиции в оценке излагаемых фактов, событий.

Функция данного метода - обучающая. Этот метод применяется прежде всего в младших классах.

По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого - подготовить учащихся к изучению нового материала, второй служит для изложения намеченного содержания, а третий - заключает отрезок обучения.

Объяснение - словесный метод обучения, заключающийся в истолковании закономерностей, существенных свойств изучаемых объектов, отдельных понятий, фактов или явлений при изучении, как правило, теоретического материала различных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Педагогические требования к объяснению: точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса; последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использование приемов сравнений, сопоставления, аналогии; привлечение ярких примеров; обеспечение четкости логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют следующие виды бесед: эвристическая беседа (учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов); сообщающая беседа (для сообщения новых знаний); закрепляющая беседа (применяется после изучения нового материала); индивидуальная беседа (вопросы адресуются одному учащемуся); фронтальная беседа (вопросы адресуются учащимся всего класса).

Разновидность беседы - собеседование, заключающееся в обсуждении проблем с учащимися преимущественно старших классов.

Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь; делает открытыми знания учащихся, имеет значительные воспитательные возможности.

Лекция (лат. lectio - чтение) - систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана. В условиях средней школы она применяется в старших классах для преподавания предметов общественно-гуманитарного цикла. Технология лекционного метода предполагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного материала, эпизодические обсуждения, ответы на вопросы, резюме и краткий анализ литературы.

Дискуссия (лат. discussio - рассмотрение, исследование) - метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Учебная дискуссия давно и успешно применяется в учебных заведениях западного мира и в целом ряде случаев обеспечивает хорошие результаты при решении тех задач, где другие методы оказываются менее эффективными. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.

Одно из важнейших условий эффективности учебной дискуссии - предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.