Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности обучения




Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие (охватывают своим действием всю систему) и частные или конкретные (действие которых распространяется на отдельный компонент /аспект системы).

Общие закономерности процесса обучения:

1. Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей- и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Качество обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.

4. Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса.

5. Управление обучением. Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.

6. Стимулирования обучения происходит за счет: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Частные (конкретные) закономерности обучения: 1. Дидактические закономерности. Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения, значимости для учащихся усваиваемого содержания. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий; трудности и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий. Результаты обучения зависят от применяемых методов, от применяемых средств, от способа расчленения учебного материала на подлежащие усвоению части, от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя. Обучение путем «делания» в 6—7 раз продуктивнее обучения путем «слушания».

2. Гносеологические закономерности. Результаты обучения прямо пропорциональны умению потребности учащихся учиться и объему учебной (познавательной) деятельности учащихся, а также,объему практического применения знаний, умений. Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности. Результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта: от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий: от уровня проблемности обучения, от интенсивности включения учащихся в разрешение посильных и значимых для них учебных проблем.

3. Психологические закономерности. Продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности, учебным возможностям учащихся, количеству тренировочных упражнений, интенсивности тренировки, уровню познавательной активности учащихся, уровню и стойкости внимания учащихся, работоспособности учащихся. Результаты усвоения конкретного учебного материала зависят от способности учащихся к овладению конкретными знаниями, умениями» от индивидуальных склонностей обучаемых; от уровня, силы, интенсивности и особенностей мышления обучаемых, от уровня развития памяти.

4. Кибернетические закономерности. Эффективность обучения прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи, качеству управления учебным процессом. Качество знаний зависит от эффективности контроля.

5. Социологические закономерности. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении. Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов, от уровня «интеллектуальности среды», интенсивности взаимообучения.

6. Организационные закономерности. Эффективность обучения зависит от организации, от работоспособности учителя. Умственное утомление приводит к торможению органов чувств: четыре часа учебных занятий снижают порог чувствительности анализаторов более чем в 2 раза. Умственная работоспособность детей зависит от состояния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток. Активность умственной деятельности учащихся зависит от расписания учебных занятий.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.