Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и правила обучения




Дидактические принципы - это базисные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Впервые в истории педагогической мысли Я. А. Коменский разработал систему принципов обучения, на которых должен строиться учебный процесс. Идея Я. А. Коменского о том, что обучение подчиняется общим законам развития природы и человека, получила название «природосообразность обучения». Ж. Ж. Руссо говорил о необходимости непосредственных контактов ребенка с природой как принципиальной основе учебного процесса. И. Г. Песталоцци выводит содержание обучения из принципа наглядности.

А.Дистервег наполнил систему обучения конкретными правилами, которые он рассматривал в виде требований к: содержанию обучения; обучающим; обучающимся.

Большой вклад в разработку принципов обучения внес К.Д.Ушинский. Он выделяет следующие принципы: воспитывающий характер обучения, который выражается в идее народности обучения; систематичность, доступность и посильность обучения; прочность знаний; сознательность и активность обучения; наглядность обучения. К.Д.Ушинский дал глубокое психологическое обоснование этим принципам.

В основе принципа сознательности и активности лежат установленные наукой закономерные положения: сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной мысли.

В основе принципа наглядности обучения лежат следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной восприимчивостью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность оптического канала связи от рецепторов к центральной нервной системе наибольшая; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует перекодирования, она запечатлевается в памяти ученика легко, быстро и прочно.

Принцип систематичности и последовательности опирается на следующие научные положения: ученик только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина окружающего мира.

В принципе научности закреплены закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учеников - две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных факторов, но также и от субъективного; прочность усвоения знаний обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учеников имеет избирательный характер.

Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития школьников, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся —с другой. Классические правила, практически реализующие принцип доступности, сформулированные еще Я. А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Принцип научности требует, чтобы ученикам предлагались для усвоения установленные наукой знания.

Принцип эмоциональности вытекает из природы развития и деятельности ребенка. Положительные эмоции рождают такое состояние его души, когда мысль становится особенно яркой, учение проходит легко, быстро и приятно.

Основой принципа связи теории с практикой является главное положение классической философии, согласно которому жизнь, практика — критерий истины, источник познавательной деятельности.

Требования принципов педагогики реализуются через систему правил. Правило - это описание педагогической деятельности в конкретных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила обучения являются переходным звеном от теории к практике. В них обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения. В иных случаях—это конкретные указания учителю, как нужно или не нужно поступать. Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение требований.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.