КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образ педагога
Преподаватель занимает в учебном процессе центральное место и свойства его личности небезразличны для успешности воспитательного и обучающего процессов. В условиях социально-экономических перемен радикально меняется статус педагога, его образовательные функции; соответственно меняются и требования к его профессиональным качествам. Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В основе учительской любви лежит склонность человека работать и общаться с детьми и стремление реализовать себя именно в общении, в обучении и воспитании детей. Профессиональная компетентность педагога обеспечивает три стороны его деятельности: • педагогическая деятельность; • педагогическое общение; • личность учителя. Изучая педагогическую деятельность учителя, нельзя не обратить внимание на профессиональные умения (навыки), которыми должен владеть учитель. Педагогическая деятельность реализуется системой умений, которые представляют собою сложную функционально-операционную структуру, где существует связь между функциями и педагогическими действиями (умениями), которые отражают определенную позицию учителя. Педагогический психолог, А.К. Маркова, выделила 9 групп педагогических умений: • умения учителя определять чему, кого и как учить; • умение учителя дать оценку себе и своему труду, осознать свои слабости, анализировать и обобщать свой опыт; • умение увидеть проблему в педагогической ситуации и сформировать ее в виде задачи, предвидеть близкие и отдаленные результаты своего решения педагогических задач; • приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач и создание условий психологической безопасности в общении и реализации резервов психики школьников; • умение понять позицию ученика в педагогическом общении, «читать» его внутреннее состояние, умение владеть средствами невербального общения (мимика, жесты), умение встать на точку зрения ученика: • умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, который понимает значимость своей профессии, который может развивать свои педагогические способности, умение управлять своими эмоциями, осуществлять творческий процесс; • умение определить особенности своего индивидуального стиля, укреплять свои сильные стороны, устранять слабые, быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к творчеству; • умение определить характеристики знаний учащихся, стимулировать их готовность к самообучению и непрерывному образованию; • умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений, умение учителя увидеть личность ученика в целом; Профессиональные умения также соотносятся с позицией учителя, где профессиональные педагогические позиции - это устойчивые системы отношения учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющие его поведение. Говоря о педагогической деятельности, нельзя не упомянуть о требовании к сформированности отдельных специальных умений: а) передавать знания кратко и интересно; б) способность понимать ученика; в) иметь самостоятельный и творческий склад мышления; г) развивать такие качества, как находчивость и быстрая ориентировка в педагогической ситуации; Т.о., важно сказать, что существует определенный набор профессиональных требований к учителю, не ограниченный знаниями предмета и выученными в институте теоретическими положениями общей дидактики, методики и психологии. Главное в этих требованиях - это умения, связанные с различными видами учебной деятельности, в которых учитель должен уметь включать каждого ученика и класс в целом. Вывод: Свойства педагога могут быть разделены на специальные (объективные и субъективные качества) и личностные. Объективные - степень научной подготовки учителя, широкое образование, знакомство с общими дидактическими принципами, с методологией предмета. По П.Ф. Каптереву, преподавательское искусство, личный педагогический талант и творчество составляют базу субъективных свойств, комплекс которых представлен уровнем способностей и компетентностью педагога, специально-педагогической, методической, социально-психологической и аутопсихологической компетентностью.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |