Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самовоспитание личности как педагогический феномен




Процесса самовоспитания у подростков

Собственно воспитательное воздействие представляет внешнюю часть педаго­гического процесса — организацию и функционирование воспитательных средств, форм, методов, приемов.

Самовоспитание — это вторая, скрытая часть процесса — внутренняя субъектная психическая деятельность ребенка, кото­рая выражается в восприятии, определен­ной переработке и присвоении личностью внешних воздействий. Это и есть процес­сы саморазвития: самовоспитание, само­управление, самообучение, самоопределе­ние и т.д. Они представляют, во-первых, удовлетворение потребностей личности. Во-вторых, они происходят на базе при­обретенных в процессе жизнедеятельно­сти личности определенных качеств и опыта. И, в-третьих, они могут происхо­дить неосознанно и на сознательном уровне. Когда личность начинает сознательно, свободно и самостоятельно выби­рать цели и средства деятельности, управ­лять своей деятельностью, она одновре­менно совершенствует и развивает свои способности к ее осуществлению, изме­няя, воспитывая, совершенствуя себя.

Этот факт, по мнению Г. К. Селевко, является важнейшим для педагогики. Его суть в том, что развитие человека определяется не только заложен­ной в нем наследственной программой (биогенетическими факторами) или толь­ко социальными воздействиями, но и накапливае­мым жизненным опытом, складывающи­мися личностными и индивидуальными качествами (психогенными факторами).[16]

Самовоспитание — это:

— воздействие, оказываемое человеком на себя и направленное на развитие собственной личности, на совершенствование своего поведения; [2]

— процесс, в котором взаимосвязанно проявляется весь духовный мир человека, т.е. прежде всего взаимодействуют такие его стороны, как нравственность, интеллект, воля и эмоции;

— высшая формасамосовершенствования духовного мира человека, при которой функции воспитателя выполня­ет он сам.

Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей, характера ученика. Обычно оно включает: совершенствование гражданских, эстетических, морально-нравственных, организаторских и физических качеств; формирование общей культуры, выработку умений управлять своим поведением, потребностями и чувствами.

Процесс самовоспитания проходит в несколько этапов:

— осознание требований к себе;

— самопознание, критическая самооценка своей деятельности и поведения;

— планирование работы над собой, выработка программы и правил поведения;

— практическая реализация программы самовоспитания;

— самоконтроль, самооценка и самокорректирование действий, поведения.[19]

Использование воспитания и самовоспитания в тесном комплексе, когда воспитание направляет усилия личности по работе над собой, а последняя содействует результативности внешних воздействий,— залог успеха в формировании личности.

Самовоспитание в качестве важнейшего средства саморазвития личности обладает целенаправленностью и осознанностью под влиянием представлений личности о тех результатах, которых она желает достичь. Самовоспитание — сознательная и целенаправленная деятельность по обнаружению, утверждению и совершенствованию личностных качеств, умений, способов поведения и взаимодействия с окружающим миром.

Роль самосознания, самооценки как важнейшего условия само­воспитания подчеркивают ряд психологов и педагогов: Ананьев Б. Г., Маралов В. Г., Гликман И. З., Степанов В. Г. и др. Значение осознания своей личности для самовоспитания отмечают также и зарубежные авторы Г. Олпорт, Л. Кронбах, Л. Лавел и др. Ученые подчеркивают детерминированность самовоспитания процессами взаимодействия человека с социальной средой, другими людьми (С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. В. Петровский и др.).

Среди значительных работ по самовоспитанию укажем тру­ды по пси­хологии самовоспитания Рувинского Л. И., Орлова Ю. М. об особенностях системы знаний о процессе самосовершенствования, его средствах и приемах, об организации и руководстве самовоспитанием школьников.

Доктор педагогических наук А. И. Кочетов считает, что самовос­питание выступает как продолжение, углубление, субъективное преломление, завершение воспитания. [7]

Самовоспитание, являясь отражением, проекцией внешнего процесса воспитания, может быть классифициро­вано по направленности на сферы индивида (физическое, психическое, нравственное и т.д.), качества личности (воспи­тание у себя воли, характера и др.), по акценту на область саморазвития (воспитание у себя способностей, самоутвержде­ние, самообразование, самоопределение), по основным компетентностям и т.д.

Можно выделить также разновидности процессов само­воспитания по психологическим механизмам, лежащим в их основе: самовоспитание как приспособление, как подража­ние, как аутосуггестия, самовоспитание как формирование рефлекторных механизмов (упражнения, тренировки), как использование рефлексивных механизмов (тренинги) и др.

Концептуальные позиции, в основном используемые при теоретическом рассмотрении и обосновании «понятия» самовоспитания

- Личность развивается не только в соответствии с внешними условиями, влиянием среды, но и в соответст­вии с присущей ей потребностью духовного саморазвития. Личность есть объект и субъект воспитания.

- Способность к самоизменению заложена в ребёнке как взаимосвязь социального и биологического, физиологи­ческого и психического, сознательного и бессознательного, детского и взрослого.

- Воспитанием можно или ускорить, или замедлить работу ребёнка над собой, направить её, усилить или осла­бить.

- Главное в самовоспитании — его направленность. Отношение личности к себе определяется отношением к ми­ру. Идеал — мощный фактор самовоспитания.

- Единство процессов воспитания и самовоспитания. Воспитание должно стимулировать самовоспитание.

- Общечеловеческий характер нравственных ценнос­тей, их приоритет над классовыми и национальными.

- Учёт возрастных особенностей.

- Сочетание уважения к ребёнку с требовательностью.

- Основным показателем сформированное самосо­знания, который непосредственно, влияет на самовоспита­ние, является объективная самооценка.

- Системность и последовательность в организации самовоспитания.

Концептуальные позиции по А.И. Кочетову:

- «Я» человека по праву стоит на первом месте среди других ценностей. Это не эгоцентризм, а «Я-концепция» гу­манистического мировоззрения Нового мира. Мир входит во внутрь духовности человека через его эго.

- Любовь — высшая ценность духовности.

- Творчество — основная форма самопознания и само­реализации «Я», своего природного предназначения, сфера духовного вдохновения, условие самораскрытия, саморегу­лирования и самоутверждения.

- Интеллект необходим для развития мира чувств и даже для создания самого сложного из них — мира любви.

- Конечный результат полезной деятельности любого вида: доставить удовольствие другим своим умом, продукта­ми труда, своим отношением к людям и делу. Любить себя – любить жизнь во всём её разнообразии.

- Любая деятельность сегодня есть борьба за выжива­ние, идёт ли речь о бизнесе или безработице, качестве про­дукции или её реализации, увольнении или карьере.

- Человечеству XXI века грозит эмоциональный и нравственный коллапс, и с этим надо что-то делать.

- Информация — важнейшее средство управления ду­ховной жизнью молодого человека, универсальное средство воздействия на поведение людей. Информация ориентирует в мире и себе, формирует сознание и самосознание, готовит человека к жизненному самоопределению.

- Умение общаться с информационным пространст­вом — условие эффективного самопознания и самоутвержде­ния человека.[7]

Выделенные признаки являются важнейшими показателями культуры самовоспитания. Культура самовоспитания — сложное и емкое понятие, включающее в себя индивидуально преломленные и социально-ценностные способы постановки целей, выбора средств и получения результатов, утверждения и преобразования себя, своих личностных качеств, психических процессов и особенностей, деятельности и поведения, взаимодействия с социумом и миром в целом. Если личность занимается самовоспитанием ради удовлетворения собственных эгоистических мотивов, стремления достижения власти и господства над другими, совершенствования антисоциальных свойств и качеств личности, необходимых для уничтожения, подавления других, нанесения ущерба обществу, — такое самовоспитание никак не соотносится с культурой.

Цели самовоспитания должны быть благородны, а мотивы самосовершенствования и самореализации соотнесены с общечеловеческими ценностями, а не только с требованиями конкретного общества и социума Таким образом, культура самовоспитания — это стремление к самоутверждению и самосовершенствованию в себе качеств личности и способов поведения, взаимодействия с общечеловеческими идеалами: Истиной, Красотой, Добротой, Ненасилием и др. — и способ наиболее полного самоосуществления и самоактуализации человека. [12]

Другим признаком культуры является системность самовоспитания. Системность означает органическую связь и взаимообусловленность самопознания, самовоспитания и саморазвития, когда каждый элемент системы решает свою конкретную задачу, выполняет свою роль, в совокупности обеспечивая непрерывный процесс самореализации и самоактуализации личности в изменяющихся условиях ее существования. Если самовоспитание осуществляется время от времени, решает частные задачи, без определенной системы, без достаточной мотивационной основы, когда посредством воли идет процесс простого самопринуждения себя, такое самовоспитание в конечном итоге не дает значимого положительного результата. Более того, если самовоспитание осуществляется под давлением других (а такие случаи нередки, например, родители требуют от своих детей вести дневники, писать сочинения на тему «Как развить свою волю» и т.д.), выдается за процесс формирования способности к самовоспитанию, то к нему прививается не любовь, а отвращение как к ненужной и неприятной обязанности. С ослаблением контроля прекращаются и акты самовоспитания. Системность — это добровольность, постоянство, взаимообусловленность, осуществляемые на протяжении всей жизни.

С системностью тесно связаны последовательность и алгоритмичность самовоспитания, которые также выступают в качестве важных признаков культуры. Человек, занявшись самовоспитанием, или ставит непосильные цели, «перепрыгивая» через целые этапы своей жизнедеятельности, или делает упор на скорейшее получение результатов, или ложно оценивает достигнутые результаты — все это свидетельствует о том, что произошел значительный сбой в программе самовоспитания (если она была), операционально-волевым компонентам противопоставлены мотивационные и т.п. Самовоспитание — это процесс, который не терпит спешки, непоследовательности, скачков вперед или неоправданного отступления. Поэтому культуру самовоспитания обусловливают системность, систематичность, последовательность осуществления актов самовоспитания, когда каждый шаг вперед или назад должен быть четко выверен, обоснован.

Обратимся теперь к структуре самовоспитания, она включает:

1) культуру выбора и постановки целей самовоспитания;

2) культуру самопознания;

3) культуру способов и средств самовоспитания;

4) культуру условий, в которых осуществляется самовоспитание.

Культура выбора и постановки целей самовоспитания заключается в способности личности ставить адекватные настоящему состоянию (особенностям развития личности) цели самовоспитания, обусловленные этапом развития, на котором находится человек, — это цели либо позитивного самоутверждения, либо позитивного самосовершенствования и самоактуализации. Постановка целей должна отвечать сформировавшейся мотивации с учетом общечеловеческих ценностей, а также приемлемости мотивации и целей конкретным ситуациям и требованиям окружения, если эти требования не носят антисоциального характера и не противоречат в корне установкам и убеждениям индивида. Культура самопознания органически включается в процесс самовоспитания и обусловливает его содержание и направленность. Она заключается в использовании социально приемлемых путей и способов самопознания; в систематичности и последовательности, когда личность обладает необходимыми средствами познания себя; в способности самостоятельно или с небольшой помощью других выстроить собственную адекватную концепцию; в максимальном использовании своих сильных сторон в деятельности, сводя к минимуму воздействие отрицательных или слабых сторон; в идентифицировании с собой, принятии себя; в достижении необходимого уровня самоуважения; в приобретении личностной компетентности в вопросах самопознания. [1]

Выводы: на сегодняшний день накоплен достаточно богатый материал по проблеме самовоспитания.

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами самовоспитания являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль.

В следующем параграфе мы будем рассматривать особенности подросткового возраста так или иначе влияющие на способность школьников заниматься самовоспитанием.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.