Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и методы опытно-экспериментальной работы




Процесса самовоспитания у подростков

 

Экспериментальное исследование проводилась на выборке состоящей из 14 человек (7 мальчиков, 7 девочек) 14-15 лет, учеников 8 в класса МОУ СОШ №4, г. Ишима, Тюменской области.

На основе элективного курса «Профессиональное самоопределение» нами было проведено 2 занятия. С ними можно ознакомиться в приложении.

Исследование проходило в 3 этапа:

1. Констатирующий;

2. Формирующий (см. Приложение 1);

3. Контрольный.

На констатирующем этапе для исследования особенностей отношения респондентов к самовоспитанию нами был разработан мини-опрос (см. Приложение 2), состоящий из следующих 5 вопросов:

1. Удовлетворены ли Вы своей личностью?

2. Читали ли Вы книги на подобные темы: «Познай себя», «Как достичь успеха?»

3. Пытались ли Вы представить себя со стороны?

4. Вас когда-нибудь беспокоила необходимость избавляться от вредных привычек?

5. Пытаетесь ли Вы каким-либо образом себя совершенствовать?

Последний вопрос имеет своей целью выявить активное или пассивное отношение респондентов к самовоспитанию. Первые же четыре вопроса логически связаны как с тематикой самовоспитания в целом, так и со шкалами, включенными в тест-опросник самоотношения Столина В. В., Пантелеева С. Р. Это позволяет нам проверить качество технологии стимулирования самовоспитания путем сравнения результатов обоих методик, т. е. приступить к контрольному этапу исследования.

Тест опросник самоотношения построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа»

(знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки

выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек

познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют

содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующее шкалы.

Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.

Шкала I – самоуважение.

Шкала II –аутосимпатия.

Шкала III – ожидаемое отношение от других.

Шкала IV – самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

Шкала 1 – самоуверенность.

Шкала 2 – отношение других.

Шкала 3 – самопринятие.

Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность.

Шкала 5 – самообвинение.

Шкала 6 – самоинтерес.

Шкала 7 – самопонимание.

Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.

Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе, – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).

Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.

Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих

ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Вывод:

Таким образом, для проведения контрольного этапа исследования мы выделили следующие соответствия вопросов мини-опросника диагностическим шкалам теста самоотношения Столина В. В., Пантелеева С. Р. и их значения:

1) – Шкалы S, I, 1, 3 – самоуважение или обратное – самокритичность, некая степень недовольства собой как сознательный стимул к самовоспитанию;

2) – 6, 7 – осознанность, понимание себя - самопонимание;

3) – IV - самоинтерес;

4) – II (реверсивная шкала 5, т.е. представленная в ее обратном значении) – уровень конкретных действий, дружелюбие/враждебность к себе.

На основе тех методик, которые были описаны в предыдущем параграфе, мы выделили три степени развитости диагностируемых показателей в процентах:

низкий – от 0 до 33,30%;

средний – от 33,30 до 66,70%;

высокий – от 66,70 до 100%.

Данный метод оценки результатов позволил нам упростить процедуру их анализа, сравнения и интерпретации результатов.

В следующем параграфе мы дадим оценку полученным результатам.

 

2.2 Реализация технологии стимулирования самовоспитания подростков на основе элективного курса «Профессиональное самоопределение»

В ходе контрольного этапа исследования мы получили результаты (см. Приложение 3), котороые можно оценить следующим образом.

По отношению респондентов к самовоспитанию можно сделать вывод, что подростки в целом достаточно активно относятся к себе, открыты для самосовершенствования.

Приведем здесь таблицу 3 из приложения 3.

 

Таблица 3

Сравнение результатов мини-опросника и диагностических шкал теста самоотношения Столина В. В., Пантелеева С. Р.:

 

Параметры определения развития самовоспитания        
До занятия Выс. Низ. Сред. Выс.
После занятия Сред. Выс. Сред. Выс.

 

Как видно из результатов данной сравнительной таблицы, уровень самоуважения у подростков снизился, что говорит о повышении самокритичности группы, повышении их общего уровня недовольства собой, «внутренней последовательности», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным.

Этот результат положительно подтверждается положениями, описанными в предидущей главе: о том, что подростки дол­жны в определенной мере осознать себя, свои качества и недостатки, то есть у них должна быть критическая са­мооценка, для возникновения осознанного стремления к самовоспитанию.

Оценка уровня самопонимания группы дала значительное увеличение уровня осознности, понимания себя, т.е. нам удалось довести до сознания подростков понятие ценности собственной личности как субъекта и объекта самовоспитания.

Остальные, выделенные нами значение самоинтереса и значение уровня конкретных действий, остались неизменными. Это, а также результаты работы вообще, можно объяснить следующим образом.

Так как формирующая часть экспериментального исследования проводилась в слишком короткий промежуток времени, не достаточный для полноценной результативности технологии, то оценку и анализ результатов следует считать предварительными, а статистические данные – незначительными для построения серьезных концептуальных выводов.

Данное педагогическое исследование и разработку технологии следует продолжать.

 

Заключение

 

На сегодняшний день накоплен достаточно богатый материал по проблеме самовоспитания.

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами самовоспитания являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль.

Подростковый период развития связан с изменением личностной психологической структуры и сопровождается определенной степенью социально-психологической дезадаптированности, преодолению которой способствуют формирующиеся новый уровень развития самосознания и разворачивающиеся процесс личностного самоопределения.

Определению конкретных наиважнейших задач по самовоспитанию надо учить. Четко поставленная цель, если она связана с потребностями учащихся, во многом предопределяет и результаты работы, способствует преодолению существующего разрыва между интеллектуальным и нравственным развитием личности, обогащает духовный мир подростка.

На современном этапе развития педагогики тема стимулирования самовоспитания является одной из самых широких и актуальных. Она составляет основу школы и источник ее совершенствования, а также самообразования и самовоспитания подростков.

Данная технология стимулирования процесса самовоспитания направлена на развитие у подростков чувства самокритичности и понимания себя.

Рекомендации педагогам в помощь детям в процессе саморазвития их личности.

Это, пожалуй, наиболее сложная и ответственная сфера деятельности педагога и любого взрослого, так как касается исправлений того, что уже есть, и определений перспектив становления личности, ее целей и способов их достижения. Поэтому здесь не может быть однозначных рекомендаций, как в случаях коррекции неадекватного самовосприятия, самооценивания и саморегулирования. В любом случае ребенок должен самостоятельно принимать решения, роль взрослого сводится к тому, чтобы прояснить то, что есть, и определить варианты развития будущего. Этот процесс сугубо индивидуализированный вне зависимости от возраста ребенка, нуждающегося в помощи взрослого. Определяется он уровнем доверия друг к другу, мерой компетентности того, кто оказывает помощь. Можно обрисовывать области, которые подвержены совместному обсуждению и анализу, а они определяются структурой самопознания и саморазвития, представляющих собой своеобразные процессы движения личности в построении себя и своего жизненного пути. Представим эти области.

- Как и каким образом ты утверждаешь себя в глазах других людей (взрослых и сверстников)? Насколько позитивны или негативны эти способы самоутверждения? Или наоборот: как и почему ты отрицаешь себя? Какими установками при этом руководствуешься? Дает ли уничижительная установка типа «Я плохой» определенные преимущества?

- Какие ближайшие и перспективные жизненные цели ты ставишь? Являются ли они адекватным отражением твоего сегодняшнего положения и состояния?

- Как эти ближайшие и перспективные цели ты собираешься достигнуть? Какие внутренние ресурсы для этого актуализируешь? Каких результатов в конечном итоге достигнешь?

Беседа по этим вопросам с чужим взрослым требует высокого уровня совместного доверия и желания со стороны ребенка или школьника действительно самосовершенствоваться, в противном случае из такой беседы ничего не выйдет.

Основные методы, которые может использовать педагог в разговоре, сводятся к двум группам: всестороннему анализу того, что есть; двойному прогнозу развития личности. В одном случае — если все остается без изменения, в другом — если попытаться над собой поработать в определенном направлении.

Пожалуй, на этом возможности педагога исчерпываются. Однако их можно расширить, если педагог сам является источником опыта, сам прошел путь самопознания и саморазвития, если он знает, как правильно построить процесс самовоспитания для достижения целей, волнующих детей и подростков. [1]

 

 

Библиография

 

1. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. – М.: Академия, 2004. – 256с.

2. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов – М.: ВЛАДОС, 2007. – 560с.

3. Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера / М. Ю. Орлов. – М.: Просвещение, 1987. – 224с.

4. Психология развития / Сост. и общ. ред. Е. Строганова. – СПб.: Питер, 2001. – 512с.

5. Рувинский, Л. И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли / Л. И. Рувинский. – М.: Знание, 1983. – 160с.

6. Рувинский, Л. И. Психология самовоспитания / Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьева. – М.: Просвещение, 1982. – 143с.

7. Селевко, Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с.

8. Степанов, В. Г. Психология трудных подростков / В. Г. Степанов. – М.: Академия, 2001. – 336с.

9. Гликман, И. З. Самовоспитание школьника и помощь учителя // Инновации в образовании. – 2007. – №9 – С4-25.

10. Казаринова, А. Ю. Развитие самообразовательной компетенции в истории отечественной педагогики // Педагогические науки. – 2008. - №6 – С8-10.

11. Каптерев, П. Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. – 1999. – №7 – С73-85.

12. Левин, Э. А. Самовоспитание – внутренняя «работа над собой», воспитание изнутри // Директор школы. – 2008. – №9 – С81-84.

13. Мерцалова, Т. Тернистый путь к зрелости // Народное образование. – 1996. – №10 – С94-97.

14. Осипов, П. Н. Воспитание средствами самовоспитания // Директор школы. – 2008. – №6 – С33-38.

15. Романова, Т. Мотивация подростков к самовоспитанию // Воспитание школьников. – 2007. – №10. – С22-24.

16. Селевко, Г. К., Журавлев, В. Технология саморазвития личности школьника // Воспитание школьника. – 2002. – №4 – С9-18.

17. Селевко, Г. К., Закатова И., Левина О. Воспитательная технология «Самосовершенствование школьника» // Народное образование. – 2000. – №1 – С144-165

18. Сапожникова, Л. С. О взаимооценках старшеклассников как предпосылке самовоспитания // Советская педагогика. – 1988. – №2 – С62-64.

19. Гаргай, В. Б., Соломеева, Г. И., Орлова, Т. И. Формирование у учащихся готовности к самовоспитанию и саморазвитию / Электронный журнал «Сибирский учитель». – 2006. – №3, –// www.sibuch.ru

20. Чернышёва, В. А. «Профессиональное самоопределение». Программа ориентационного элективного курса / http://vio.uchim.info

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.