КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы и уровни развития детского коллектива
Детский коллектив Наоснове анализа своего Опыта А.С. Макаренко определил что детский Коллектив это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Выделяют 3 воспитательных функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную — детский коллектив становится носителем пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; функцию стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды), организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы), организованные на основе игровой или других видов деятельности по месту жительства По возрастному составу первичные коллективы могут бы одновозрастными и разновозрастными. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром Л.С. Макаренко считал актив. В актив входят воспитанники выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. Активисты подбираются из числа школьников, наи более деятельных и пользующихся уважением товарищей. Процесс формирования коллектива длительный и проходит ряд этапов. На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. 3десь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива. Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой,» — писал А.С. Макаренко. Положение «когда требует коллектива» говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция считать, что коллектив — это группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной(интегративность – мера единства,слитности,общности членов группы друг с другом, а отсуствие интег-сти – это разобщённость) деятельностью коллективистской направленностью. Самое существенное качество группы уровень ее социально~психологической зрело— сти. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм в – группу –коллектив. Низким уровнем формирования коллектива является группа -конгломерат, т. е. группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Если же начальное объединение произошло дети приняли статус первичного коллектива цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку она становится группой-ассоциацей Группа- кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны, зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень автономизацию. Группа автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам. Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива, к корпорации. Это возможно в том случае, если группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя.В этом случае появляется корпоративная направленность как «групповой эгоизм» и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в групповую -корпорацию — лжеколлектив. Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистская направленность и она ставовитс я группой - коллективом. Исследования дают основание считать предложенные уровни этапами развития контактных групп как коллективов. Каждый предыдущий этап готовит последующий, а преодоление противоречий между ними — это движущая сила развития конкретной группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования. Детский коллектив — важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во Коллективизм — это чувство солидарности с группой осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества Таким образом, учебно~воспитательный коллектив - это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Основные условия развития детского коллектива Педагогическое требование п о праву считается важнейшим фактором становления Общественное мнение в коллективе — это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности и проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов. Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников. Важным условием развития коллектива является организация самоуправления Проблема самоуправления в детском коллективе была поставлена Н.К. Крупской. Высшим органом школьного самоуправления является собрание общешкольного коллектива или его представителей (в больших школах), которому подотчетен учком. При этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных школьникам полномочий. Развития коллектива тесно связано накопление и укрепление традиций. Традиции — это такая форма коллективной жизни, к-ая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских отношений и общественное мнение. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет хороших традиций, не может быть хорошей школой.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |