Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности работы в малок.ш-ле




Содержание образования

Обучение — процесс социально обусловленный, вызван­ный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником “создания” личности служит миро­вая культура — духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, которыми не­обходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответ­ствии с поставленными целями развития человека и в виде ин­формации передается ему.

Можно выделить следующие составные части общественно­го опыта: опыт физического развития человека, опыт эстетичес­кого отношения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт познавательной и научной деятельности, опыт нравственных отношений. Соответственно выделяются основные направления содержания воспитания и образования: физическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание.

Составные части каждого направления содержания воспита­ния:

ЗНАНИЯ,НАВЫКИ,УМЕНИЯ,ОТНОШЕНИЯ,ТВОР­ЧЕСКАЯ ДНЯТЕЛЬНОСТЬ.

Знание в педагогике можно определить как понимание. сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, принципах, з-ах,закон-ях, фактах, идеях, символах.

Навыки состоят из простых приемов деятельности и со­вмещенных приемов, из приемов контроля и приемов регу­лирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, доведенное до высокой степени совершенства.

Умения — это владение способами (приемами, действи­ями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки. Формирование знаний. умений, навыков зависит от способностей человека. Под спо­собностями принято понимать такие развивающиеся в про­цессе обучения психические свойства личности, которые вы­ступают, с одной стороны, как результат ее активной учеб­но-лознавательной деятельности, а с другой — обусловли­вают высокую степень легкости, быстроты и успешности ов­ладения и выполнения этой деятельности.

Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности. Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений. Содержание образования должно строиться на строго науч­ной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке фак­ты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способство­вать формированию жизненной позиции.

* СО по каждому учебному пред­мету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также на основе взаимосвязи между отдельными учеб­ными предметами.

•В С-и о-я теория должна соединяться с практикой, обучение — с производительным трудом.

•СО должно соответствовать воз­растным возможностям учащихся.

•Общее образование в школе должно сочетаться с тех­ническим и трудовым обучением, способствовать профессио­нальной ориентации учащихся.

Содержание образования фиксируется в учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях. Учебные программы могут строиться по концентрическому и линейному принципам. При К—ом С-бе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходят на последующих ступенях обучения. Сущность ЛС построения уч.пр-м состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того,что изучалось в предыдущие годы.

 

 

Учебно-воспитательный процесс в малокомплектной школе имеет ряд особенностей,отличающих его от учебно-воспитательного процесса в начальных классах. Одновременность занятий нескольких классов определяет отличия структуры урока, организации деятельности уч-ся и у-ля.

В условии обучения одного класса одним уч-ем педагог в зависимости от целей по своему желанию может включать в урок самостоятельтную работу уч-ов. В М-ойШ иное дело: у уч-ля нет подобного выбора. Условия таковы,что требуют обязательного,ежеурочного проведения самостоятельной работы каждого из классов. В этом 1-ая особенность урока в М-ойШ-ле. В то время как уч-ки одного(или 2-ух-в однокомплектной ш-ле) класса выполняют учебные задания,уч-ль объясняет новый материал,опрашивает,разъясняет очередное задание –заниматься с учащимися другого класса.И наоборот.Таким образом, сам-ая работа уч-ов 1-ог из классов яв-ся условием нормальной уч-ой дея-сти уч-ся 2-ого(2-их классов) и обязательным компонентом урока в М-ойНач-ой Ш-ле.Из этого следует 2-ое отличие урока – необходимость чередования самос-ой работы уч-ся с работой под непосредственным руководством учителя. Учителя в один урок включают,как правило,две-три сам-ые работы. Первые две особенности определяют третье важное отличие урока в мал-ой ш-ле : время,выделяемое на сам-ые занятия одного из классов,прямо зависит от времени,необходимого для непосредственной работы уч-ля с другим классом.

То обстоятельство,что в одном помещении одновременно занимаются два(три) класса,отражается на возможности использования учебно-наглядных пособий,включая тех-ие ср-ва обучения.Уч-ля МШ значительно реже,чем их коллеги,работающие с одним классом,сопровождает свои рассказы зарисовками,чертежами на доске.Часто сам-ая работа бывает механической,дети лишь автоматически повторяют данные им образцы.Главный недостаток – неуправляемость самостоятельной работой.Большая часть учителей не подводят итогов самостоятельных работ, в лучшем случае ограничиваясь устными замечаниями общего характера классу и отдельным ученикам или выборочной проверкой выполненного. Это ещё один недостаток в организации самостоятельной работы школьников. В МШ на работу уч-ся под непосредственным руководством уч-ля приходится около одной трети времени урока, остальное учебное время используется на сам-ую работу уч-ся. Успех учебно-воспитательной работы с несколькими классами зависит главным образом от умелого использования той части учебного времени,к-ая отводится на сам-ую работу уч-ся,от её эффективности.

На этапе подготовки к ознакомлению уч-ов с новым учебным материалом в условиях работы уч-ля с одним классом, преобладает беседа. Беседа – такой метод обучения,при котором учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт и пользуясь вопросами,подводит уч-ся к пониманию и усвоению новых знаний. Беседа содержит в себе следующие компоненты: а)наблюдение за специально отобранным материалом; б)анализ рассмотренного явления по вопросам уч-ля, подводящим уч-ся к определённому выводу; в)выведение закономерности,правила.вывода; г)заключение уч-ля,содержащее в себе точное определение понятия,формулировку правил;д)показ применения изученного понятия или правила в практической деятельности. В МШ первые 2 этапа – наблюдение и анализ уч-ого материала – сливаются в один и принимают форму индивидуальной письменной работы, выполняемой детьми самостоятельно. Заключение,точная формулировка, в зависимости от сложности материала,изучаемого в это время другим классом,могут быть сделаны как самим учителем,так и самостоятельно уча-ся.В этом случае дети читают вывод в учебнике. Особое значение в МШ имеет заключительный этап беседы – показ практического изученного теоретического материала.

Специфика МШ требует,чтобы и оборудование,и учебные пособия способствовали управлению самостоятельной работы школьников,приближая условия работы уч-ся к условиям работы одного класса с одним учителем.Вместе с тем важнейшее средство наглядности – таблицы предусматривают коллективную фронтальную работу класса под непосредственным руководством уч-ля,что в условиях одновременных занятий 2 и 3 классов неосуществимо. К оборудованию,специально предназначенному для МШ,в первую очередь относится простое лингафонное устройство,к-ое находит широкое применение для организации сам-ой работы уч-ся одного класса в то время, когда уч-ль занимается с уч-ами другого. В учебном процессе МШ карточки используются на всех этапах обучения, но главным образом в качестве дополнительных заданий для быстро работающих учеников, скорее других продвигающихся в выполнении основных упражнений. В практике широко применяются переносные доски на подставках и подвесах, т.е. для каждого класса есть специальная доска в любом случае используются две стороны доски. При демонстрации опытов и объёмных пособий используют специальную подставку.Целесообразнее сделать подставку на высоких ножках.К ножкам прикрепляются колёсики. В нужный момент подставка выкаиываеится и используется уч-ем.С целью экономии времени урока уч-ля заранее вывешивают таблицы,картины (предварительно закрыв их)на специально подготовленные крючки и стойки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.