Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика принципов воспитания




Воспитание как педагогический процесс.

Основные направления теории воспитания и их содержание

Принципы воспитания в своём разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни судействует и взаимодействие детей с педагогом, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания:

1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию,

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны» среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

общественная направленность воспитания;

связь воспитания с жизнью, трудом

опора на положительное в воспитании;

гуманизация воспитания;

личностный подход;

единство воспитательных воздействий.

 

1 Педагогический процесс как система.

Пед процесс — это процесс развития и формирования личности в условиях ее обучения, образования, воспитания. Существуют различ­ные взгляды на следующие моменты воспитанию: идейно-политическую направленность воспитания, роль уч-ся в процессе обучения, доступность обучения, связь образовательных, развивающих и воспитательных процессов. Восп – одна из сторон социализации лично­сти, приобретение им человеческого жизненного опыта. Восп тесно связано с обучением. Восп – работа с чувствами, мотивами, эмо­циями. Обуч – работа с умом человека, направленная на становление познавательных процессов человека, его способностей, приобре­тение знаний, умений, навыков. Следует различать понятия – восп как процесс и восп как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в результате воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования. Смысл восп и образования— это формирование такой личности, которая гармонично влилась бы в общество. Т.е. понимание сущности восп, обуч и необходимого объема образования связано с состоянием и требованиями общества. В отечественной П в различные времена содержание воспитания менялось, приобретая то большую общественную, то гос, то личностную направленность. После революции общим принципиальным положением П стало преобладание общественной направленности (воспи­тание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни). Опираясь на этот принцип П во времена СССР успешно проводят в жизнь идеологические установки. Воспитание было ориентировано на поддержку и упрочение гос строя. П решала проблемы воспитания подрастающего поколения в соответствии с гос стратегией формирования социально необходимого типа лично­сти, т.е. осуществляло гос заказ в сфере воспитания. Если гос и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то это естественно. При рассогласовании целей гос, общества и личности реализация этого принципа затрудняется, ста­новится невозможной, приводит к застою П. После начала реформ требования общества к системе образования изме­нились, происходит реформирование, пересмотр многих положений П. Для преодоления процесса огосударствливания образования в Р создана сеть частных школ и высших учебн заведений. Современная П освободилась от гос надзора, шагнула далеко вперед, стала ис­пользовать достижения западной науки. П как наука о воспитании на текущий момент имеет в своем арсенале четыре парадигмы, со­гласно которым осуществляется воспитательный процесс: педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную. (см парадигмы) С изменением общества изменялась и понятия, особенно относительно целей воспитания и объема образования (раньше — восьмилетнее обязательное образов, сейчас — среднее, в Японии — переход на всеобщее высшее). Существуют различные взгляды на следующие моменты воспитанию: идейно-политическую направленность воспитания, роль уч-ся в процессе обучения, доступность обу­чения, связь образовательных, развивающих и воспитательных процессов. В настоящее время современная П считает основными зако­номерностями воспитания и обучения: направленность на гармоническое развитие личности, активно-деятельностный характер обуче­ния, проявление уважения к уч-ся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения, раскрытие особенностей и творческих за­датков. Основные принципы обучения (дидактические принципы: а)обучение должно быть научным, б) наглядность обучения; в)активность и сознательность обучения; д)доступность обучения; е)систематичность и последовательность обучения; ж)прочность обу­чения; з)единство обучения, развития и воспитания уч-ся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.