КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегическое финансовое планирование
Стратегическое планирование — это процесс выбора долговременных целей организации и наилучшего способа их достижения. Стратегическое финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей организации. Необходимость стратегического планирования любого хозяйствующего субъекта состоит в таком выборе целей организации, при котором достигается увеличение ее стоимости, максимизируется прибыль и оптимизируется структура капитала. С помощью стратегического финансового планирования можно достигнуть: 1) оптимального распределения и использования производственных, финансовых и трудовых ресурсов; 2) достижения организацией господствующего положения на рынке; 3) адаптации к внешней рыночной среде посредством анализа сильных и слабых сторон организации, использования ее преимуществ, оценки потенциальных рисков. Стратегическое финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования. В ходе стратегического планирования ведется активный поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего из них и построение на этой основе стратегии развития организации. Элементами стратегического планирования являются финансовая стратегия организации и прогноз ее финансовой деятельности, выбор целей и миссии, сферы деятельности, целевых показателей бизнеса и на этой основе разработка корпоративной стратегии. Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения, что оказывает влияние на общую стратегию организации. Изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития хозяйствующего субъекта. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития организации и направлены на максимизацию ее рыночной стоимости. Важный момент при разработке финансовой стратегии — определение периода ее реализации, на который воздействует ряд факторов: > динамика макроэкономических процессов; > тенденции развития отечественного финансового рынка (с учетом зависимости от мировых финансовых рынков); > отраслевая принадлежность организации и специфика производственной деятельности. На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика — общий ориентир при принятии всех финансовых решений организации по конкретным направлениям деятельности: инвестиционной, налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.д. Например, политика финансирования создания нового продукта за счет использования собственного капитала должна базироваться на реинвестировании всей полученной чистой прибыли в данную разработку. Тактические решения носят конкретный характер и рассчитаны на реализацию стратегических планов в краткосрочной перспективе. Большое значение при формировании финансовой стратегии имеет учет факторов риска. Основу стратегического планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке. Прогнозирование состоит в оценке возможного финансового состояния организации на длительную перспективу. Оно предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых позволяет выбрать оптимальный вариант развития финансового положения организации. В процессе прогнозирования осуществляются обобщение и анализ имеющейся информации, моделирование возможных вариантов развития событий и расчет финансовых показателей для выбранных моделей. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти изменения. Перечень показателей прогноза значительно отличается от показателей будущего плана. В чем-то прогноз может казаться менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет более детально проработан. Отправной момент прогнозирования — признание факта стабильности изменений основных показателей деятельности хозяйствующего субъекта от одного периода к другому. Это положение тем более верно, что информационной базой прогнозов является бухгалтерская и статистическая отчетность организации. Один из самых важных элементов стратегического планирования — выбор целей организации. Этот процесс начинается с выбора миссии. Основная цель организации, отражающая причину ее существования, определяется как миссия организации. Она определяет правила деятельности организации с учетом внешних условий функционирования и позволяет осветить главные вопросы: что, как и для кого производится организацией, какие технологии используются при этом. Если организация верно реализует свою миссию, то она непременно получает прибыль, необходимую для обеспечения ее устойчивого роста. На основе сформулированной миссии организации определяют свои цели. Стратегическая цель находит выражение и реализацию в стратегическом плане и тесно взаимосвязана с финансовыми целями организации. В стратегическом планировании различают три стадии: рост, устойчивое состояние, зрелость (сбор «урожая»), на которых финансовые цели серьезно различаются. Рост — это стадия, которую организация проходит в самом начале своего жизненного цикла, и финансовой целью на ней является рост доходов и объемов продаж в целевом сегменте. На стадии устойчивого состояния большинство организаций ставят перед собой финансовые цели, связанные с обеспечением прибыли (доход от основной деятельности, валовая прибыль). Стадия зрелости характерна для организаций, находящихся на том этапе своего развития, когда пора «собирать урожай», полученный от инвестиций на предыдущих стадиях. Основная цель — добиться максимального возврата вложенных денежных средств. Финансовой задачей на этой стадии будет увеличение денежного потока от основной деятельности и снижение потребностей в оборотном капитале. Другой элемент стратегического планирования — выявление сферы деятельности организации, позволяющей определить приоритетность отдельных видов ее деятельности. Целевые показатели бизнеса — следующий элемент стратегического планирования. Они представляют собой совокупность критериев, на достижение которых будет направлена работа финансовых менеджеров: доля рынка, рентабельность, рост прибыли, величина экономической добавленной стоимости. Корпоративная стратегия как завершающий элемент стратегического планирования направлена на достижение целей организации и является выражением общих подходов к бизнесу, которые впоследствии будут отражены в финансовых планах. При стратегическом планировании важно своевременно задействовать сбалансированную систему показателей (ССП). При этом также важно правильно трансформировать миссию организации в конкретные задачи и показатели ССП. После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования организации. Ее суть заключается в следующем: > в определении источников долгосрочного финансирования; > в формировании структуры и затрат капитала; > в выборе способов наращивания долгосрочного капитала. В целях финансирования в отечественной практике привлекают акционерный и партнерский капитал. Получение банковских кредитов в настоящее время чрезвычайно затруднено в силу целого ряда экономических причин. Основной механизм реализации финансовой стратегии — текущие и оперативные финансовые планы, позволяющие обеспечить текущее руководство деятельностью организации.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |