КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Текущее финансовое планирование посредством бюджетирования
Принятие краткосрочных финансовых решений для менеджеров организации в определенной мере легче, чем принятие долгосрочных, однако это не означает, что они менее важны. Организация может выявить достаточно привлекательные направления для осуществления инвестиций, определить оптимальное соотношение собственного и заемного капитала, разработать эффективную дивидендную политику и не достичь успеха, потому что все эти стратегические решения не были подкреплены достаточным обеспечением денежных средств. Основная цель текущего финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами деятельности организации и эффективное использование временно свободных денежных средств. Основные требования, предъявляемые к текущим финансовым планам, выявленные анкетированием финансовых директоров организаций, являются: реальность (30%), оперативность составления (20%), «прозрачность» (20%), взаимосвязь долгосрочных и краткосрочных планов (15%), финансовая реализуемость (10%), комплексность (5%).. Разработка эффективного текущего финансового плана на практике связана с анализом альтернативных вариантов, основанных на различных допущениях. Этому в наибольшей степени соответствует прогрессивная технология финансового планирования — система бюджетирования. Бюджетирование — это система управления организацией посредством совокупности взаимосвязанных бюджетов, полностью отражающих в стоимостных показателях контролируемые процессы деятельности. Основой бюджетирования является бюджет, который представляет собой план распределения ограниченных финансовых ресурсов на достижение текущих целей хозяйствующего субъекта. Наиболее широкую известность бюджетирование получило в западной практике в 70-х годах XX в. Процедура составления бюджетов разрабатывалась конкретно для целей каждой компании. Классическим примером успешного ведения бизнеса при помощи системы бюджетирования стала американская компания IBM. Производительность каждого структурного подразделения и любого менеджера по продажам в компании была четко распланирована на год вперед и зафиксирована трудовым контрактом. Это позволило компании IBM к 1973 г. достигнуть значительного лидерства на мировом рынке производства компьютеров. Применение бюджетирования в отечественной практике финансового планирования позволяет создавать основы: > текущего планирования и принятия организацией обоснованных управленческих решений; > контроля за финансовым состоянием организации; > укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам организации в целом. Преимущества системы бюджетирования: > планирование бюджетов структурных подразделений осуществляется по месяцам, что позволяет точно рассчитать показатели объема доходов и расходов и значительно сэкономить денежные ресурсы организации; > в рамках принятых бюджетов всем структурным подразделениям организации предоставлены большие полномочия в расходовании средств; > минимальное число рассчитываемых показателей бюджетов снижает трудовые затраты финансовых служб и повыпадает качество финансового планирования. Основными принципами бюджетирования являются: > согласованность целей (предусматривает балансированле всех факторов производства для достижения намеченных задач); > делегирование ответственности (подразумевает передачу ответственности от менеджеров высших к менеджерам низших звеньев вместе с полномочиями); > гибкость (предполагает включение в систему наряду со статичными бюджетами гибких бюджетов, с помощью которых рассчитывается оптимальный объем продаж). Задачи текущего финансового планирования, которые могут быть решены при помощи системы бюджетирования, одновременно направлены и на достижение стратегических финансовые целей любого хозяйствующего субъекта (табл. 1).
Таблица 1 – Взаимосвязь бюджетирования с финансовыми целями организации
В зависимости от типа организации и особенностей ее деятельности выделяют разные подходы к построению бюджетов: > построение бюджетов «снизу вверх» предусматривает сбор и постепенную передачу информации от исполнителей к менеджерам низшего уровня и далее к руководству организации. На базе этих планов топ-менеджеры определяют финансовые цели организации. Основной недостаток такого подхода — его трудоемкость и опасность включения структурными подразделениями в составляемый бюджет некоторого запаса, так как при последующем согласовании топ-менеджеры сократят расходы этого подразделения; > построение бюджетов «сверху вниз» осуществляется исходя из целей, намеченных руководством организации. А ответственность за достижение этих показателей несут той стратегии развития, а затем используется подход «снизу вверх» для составления и уточнения бюджетов. Как правило, на практике чаще применяются комбинированные варианты бюджетирования. Система бюджетного планирования кроме процесса формирования бюджетов и ответственности за их исполнение включает разработку финансовой структуры организации. С этой целью выделяются центры финансовой ответственности и центры финансового учета. Формирование финансовой структуры — наиболее ответственный этап. На этом этапе необходимо выделение функций и их закрепление за структурными подразделениями, построение иерархической связи. Выбор финансовой структуры — это выбор объекта бюджетирования, от которого в последующем зависит: > какие виды бюджетов будут использоваться; > какие форматы и технологии бюджетирования целесообразно применять; > каким должен быть порядок консолидации бюджетов структурных подразделений и системы бюджетирования; > каким будет порядок подготовки (регламент) отчетов об исполнении бюджетов и их последующей корректировки. В финансовой структуре выделяют различные центры финансовой ответственности и центры финансового учета. К центрам финансовой ответственности (ЦФО) относят те структурные подразделения организации, которые реально влияют на все финансовые результаты: выручку, прибыль (убытки), затраты — и несут ответственность за них. Конечная цель любого ЦФО — максимизация прибыли. Для каждого ЦФО составляются все три основных бюджета: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс. Критерии выделения структурных подразделений в ЦФО: > региональная или производственная изолированность хозяйственной деятельности структурных подразделений (филиал, выпускающий цех, магазин и т.п.); > объемы производства (более 1 млн руб., 1 млн долл., свыше 1000 шт. изделий и т.п.); > способность или готовность структурного подразделения самостоятельно работать на рынке (обеспечить движение своей продукции или услуг к конечному потребителю, например маркетинговая служба); > возможность нести полную ответственность за затраты, доходы и денежные потоки от реализации своей продукции и оказания услуг. Наиболее распространенными центрами финансовой ответственности, создаваемыми организациями на практике, являются центры затрат, прибыли, доходов и инвестиций. Центры финансового учета (ЦФУ) — это те структурные подразделения организации, которые реально не влияют на общий результат ее деятельности. В качестве ЦФУ могут выступать как основные, так и вспомогательные службы организации, ответственные за производственные процессы. Для них составляются лишь некоторые вспомогательные бюджеты. В составе ЦФО может быть несколько мест возникновения затрат (МВЗ), представляющих затраты отдельных подразделений организации, на основании которых рассчитываются операционные бюджеты. Традиционная структура системы бюджетов в организации представлена на рис. 4, на котором отражены взаимосвязь между отдельными бюджетами и последовательность разработки общего (консолидированного) бюджета организации. Результатом процесса бюджетирования является разработка генерального, сводного бюджета, охватывающего всю деятельность организации. Его цель — консолидация частных бюджетов всех структурных подразделений организации. Генеральный (сводный) бюджет включает в себя операционные, инвестиционный и финансовые бюджеты. В операционных бюджетах планируются будущие расходы и доходы от текущей деятельности организации за бюджетный период. Он является планом доходов (выручки), расходов (себестоимости) и конечных финансовых результатов (прибыли) организации на планируемый год. К операционным бюджетам относят бюджет продаж, производства, запасов готовой продукции, общепроизводственных и управленческих расходов, коммерческих расходов, закупок. Инвестиционный бюджет освещает вопросы обновления и выбытия внеоборотных активов и является планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений организации на бюджетный период. В финансовых бюджетах составляется бюджет прибылей и убытков, прогноз бухгалтерского баланса, бюджет движения денежных средств. Финансовые бюджеты — это планы, в которых отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. На начальном этапе процесса бюджетирования разрабатываются операционные бюджеты, основной из которых — бюджет продаж. Он содержит информацию о запланированном объеме продаж, цене руководители нижестоящих звеньев. Такой подход также не лишен недостатка: у менеджеров низшего звена отсутствует информация о стратегических показателях, стоящих перед организацией; > комбинированный вариант сочетает в себе оба подхода построения бюджета, рассмотренных ранее. Вначале реализуется подход «сверху вниз» при определении миссии и вторичных целей организации, исходя из рыночных прогнозов и приняи ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что его составлением занимается отдельное подразделение со своей инфраструктурой, профессионально исследующий рынок данного продукта, спрос и предложение на нем и т.д. Как правило, эти вопросы находятся в компетенции отдела маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на весь последующий процесс бюджетирования и определяет результаты успешной работы компании. При составлении бюджета продаж маркетологи прежде всего должны ответить на вопросы: что, как и для кого, которые находят отражение в финансовых показателях: > объем реализованной продукции; > цена продукции; > удельный вес продукции, оплаченный в текущем месяце и следующими за ним; > безнадежная дебиторская задолженность. Также необходимо тщательно прогнозировать потребность рынка в данном продукте и оценить перспективу продаж как минимум на два-три года. Прогноз объема продаж — необходимый предварительный этап работы по подготовке бюджета продаж. Он превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство организации считает, что прогнозируемый объем может быть достигнут. Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными. К основным микроэкономическим факторам, влияющим на показатели прогноза объема продаж, относятся: > объем продаж предшествующих периодов; > величина производственных мощностей; > зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.; > рентабельность продукции; > результаты исследования рынка; > стоимость рекламной кампании; > ценовая политика; > качество продукции; > сезонные колебания спроса. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися у организации производственными мощностями. Бюджет продаж отражает месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях. На основе бюджета продаж составляется график поступлений денежных средств от продаж. В нем отражается ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета движения денежных средств (БДДС). График ожидаемых поступлений денежных средств от продаж рассчитывается на основе коэффициентов инкассации, показывающих, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в различные периоды с учетом безнадежных долгов.
Большинство затрат на реализацию продукции планируется в процентном отношении к объему продаж, величина которых зависит от жизненного цикла данного продукта. Исключение составляют арендные платежи за складские помещения. Коммерческие расходы группируются исходя из следующих признаков: > типа продукции; > типа покупателей; > географии сбыта. Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок. При составлении бюджета коммерческих расходов также необходимо выделять затраты на подработку, упаковку, транспортировку, хранение, складирование и страхование товаров. После определения планируемого объема продаж в натуральном выражении составляется бюджет производства, показывающий, какое количество единиц продукции или услуг необходимо произвести для обеспечения планового объема продаж и необходимого Уровня запасов. Бюджет производства представляет собой план выпуска продукции в натуральных показателях. Он учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок. Необходимый объем выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода. Форма бюджета производства показана в табл. 5.9. На основе данных бюджета производства составляется бюджет производственных запасов, который содержит информацию, необходимую для подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета: > прогноза отчета о прибылях и убытках в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции; > прогноза балансового отчета в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырье, материалы и запасы готовой продукции) на конец планируемого периода. Форма составления бюджета производственных запасов представлена в табл. 5.10. Бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе бюджета продаж и бюджета производства. Плановые потребности в закупке и использовании материалов могут быть рассчитаны как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. В бюджете прямых затрат на материалы определяются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения плана производства. Объем расходования материалов определяется на основе бюджета производства с учетом величины остатков материальных запасов. Бюджет прямых затрат на материалы, как правило, составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности поставщикам материалов, отраженных в графике оплаты. Бюджет прямых затрат на оплату труда составляется исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала. В бюджете прямых затрат на оплату труда основного производственного персонала необходимо выделять две составные части: фиксированную и сдельную. Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо определить сроки ее погашения в соответствии с графиком. Следующий этап составления операционных бюджетов — расчет бюджета общепроизводственных расходов, представляющий собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, необходимых для выполнения производственного плана в будущем периоде. Составление бюджета общепроизводственных расходов преследует две цели: > интеграцию всех бюджетов общепроизводственных расходов, разработанных менеджерами по производству продукции; > аккумулирование этой информации и расчет на ее основе нормативов расходов на предстоящий плановый период. Общепроизводственные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть планируется исходя из потребностей производства, переменная — определяется на основе нормативов (например, от трудозатрат основных производственных рабочих). Бюджет управленческих расходов представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и реализацией, но необходимых для поддержания деятельности организации в целом в будущем периоде. Разработка такого бюджета является источником информации для контроля за управленческими расходами и подготовки бюджета движения денежных средств. Большую часть элементов этого бюджета составляют постоянные затраты, а переменная часть затрат, если и присутствует, то планируется как процент от объема продаж. На основе подготовленных операционных бюджетов разрабатывается прогноз себестоимости реализованной продукции. Заключительным этапом бюджетирования в организации является составление основных (финансовых) бюджетов. Бюджет прибылей и убытков — первый из документов основного бюджета, показывающий, какую прибыль (при каких затратах) получит организация в плановом периоде. Движение денежных средств — один из наиболее важных аспектов текущей деятельности организации. Бюджет движения денежных средств разрабатывают после того, как все операционные бюджеты и прогнозный бюджет прибылей и убытков уже завершены. Бюджет движения денежных средств представляет собой план поступления и выплат денежных средств в планируемом периоде. В итоге этот бюджет показывает ожидаемый остаток денежных средств на расчетном счете и отражает финансовое положение организации в каждом месяце планируемого периода. На основе бюджета движения денежных средств определяются периоды дефицита и излишка денежных средств, так как большой остаток денежных средств на расчетном счете означает, что они не были использованы эффективно. Дефицит денежных средств указывает на финансовую неустойчивость и низкую ликвидность организации в плановом периоде. Для предупреждения таких случаев необходимо тщательно планировать движение денежных средств по видам деятельности, составляя бюджет. Поступления денежных средств от основной деятельности рассчитываются с учетом изменений в дебиторской задолженности, а выплаты — на основе изменений кредиторской задолженности. Отдельно рассчитываются поступления и выплаты от инвестиционной и финансовой деятельности. Последним шагом в процессе бюджетирования является разработка прогнозного бухгалтерского баланса для организации в целом, который обобщает данные всех основных бюджетов. Именно на этом этапе руководство организации должно решить, принять ли предлагаемые бюджеты или изменить их, пересмотрев отдельные части. Для прогноза баланса используются величина нормируемых оборотных активов (сырье и материалы, незавершенное производство и готовая продукция) и величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов. Для прогноза стоимости основных средств используются имеющиеся в организации инвестиционные проекты. Пассивная часть баланса формируется исходя из предполагаемой кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов. Расхождение активной и пассивной частей прогнозного баланса дает представление о нехватке (избытке) финансирования. В случае недостатка финансирования руководством организации принимаются решения о дополнительном финансировании. Процесс бюджетирования без контроля за выполнением бюджетов полностью теряет свою ценность. Контроль за выполнением бюджетов — неотъемлемая часть планирования. Он сопровождает весь процесс реализации планов и является важным инструментом управления финансами организации, так как охватывает все виды деятельности и обеспечивает достижение целей, намеченных перспективными финансовыми планами. Контроль основан на надежной оперативной информации об исполнении бюджетов организации и анализе выявленных отклонений от запланированных показателей, который представляет собой своеобразный мониторинг финансового состояния организации. Он позволяет осуществлять последующую корректировку вариантов планов и принимать оперативные управленческие решения по ликвидации возникших отклонений. Простой анализ отклонений предполагает сопоставление бюджетных показателей и их фактических значений. Если отклонения имеют существенный характер, то финансовый менеджер вносит соответствующие коррективы в бюджет последующих периодов. При выявлении несущественных отклонений ими пренебрегают. Критерием существенности отклонений являются конечные итоговые бюджетные показатели, например, объем продаж. Более сложный — анализ отклонений, ориентированный на принятие последующих управленческих решений. Он осуществляется на базе детального факторного анализа влияния различных отклонений на величину конечных итоговых бюджетных показателей. Такой анализ позволяет выявить, в каком центре ответственности допущены существенные отклонения, требующие принятия срочных управленческих решений и корректировки показателей.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |