Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выписка из рабочей программы учебной дисциплины




Содержание разделов дисциплины

 

Раздел 1. Семейная педагогика

Задачи семейной педагогики. Связь семейной педагогики с другими науками. Опыт семейной педагогики (отечественный и зарубежный). Предмет, методы и источники изучения семьи.

Раздел 2. Характеристика семьи, тенденции развития семьи

Сущность понятия «семья». Эволюция семьи. Семья и брак. Кризис современной семьи.

Типы (формы, модели) семей (по разным основаниям): по количеству детей (однодетные, многодетные), по количеству поколений (однопоколенные, многопоколенные), по месту жительства (сельские, городские), по характеру проживания (приемная семья), по характеру взаимоотношений (авторитарная, либерально-попустительская), по наличию родителей и др. Нетипичные семьи.

Раздел 3. Характеристика семейной политики и демографии в России

Демографический кризис в современной России: причины и последствия. Сущность социально-экономических проблем современной семьи. Сущность государственной семейной политики. Семья в зеркале законодательства. Семья и право. Охрана материнства и детства. Правовая защита детства. Правовые основы семейного воспитания.

Раздел 4. Психология семьи.

Супружеские отношения в браке. Динамика супружеских отношений. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Супружеские конфликты. Распад семьи. Развод как социально-психологический феномен.

Родительство как социокультурный феномен. Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений. Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие. Семья и ребенок: возрастная динамика отношений. Взаимоотношения между детьми в семье.

Раздел 5. Семья как социальный институт формирования личности

Семья в системе воспитательных институтов. Понятие семейного воспитания. Функции семьи. Первостепенность семьи в формировании личности. Понятие о воспитательном потенциале семьи. Семейное воспитание и стили родительского поведения.

Единственный ребенок в семье. Многодетные семьи. Воспитание близнецов. Особенности воспитания детей в неполных семьях. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями.

Педагогические ошибки родителей в воспитании детей. Семейное насилие и дети.

Психологические условия позитивного семейного воспитания. Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические.

Раздел 6. Изучение семьи

Современные подходы к изучению семьи. Методы изучения семьи. Диагностические методики. Семья глазами ребенка.

Раздел 7. Содержание и методика семейного воспитания.

Специфика методов семейного воспитания. Формирование базовой культуры личности в условиях семьи. Физическое развитие и воспитание ребенка. Охрана физического и психического здоровья ребенка в семье. Формирование интеллектуальной культуры. Нравственное, художественно-эстетическое, экономическое, трудовое воспитание в условиях семьи.

Раздел 8. История развития домашнего образования и воспитания в России и в зарубежных странах.

Домашнее воспитание и обучение детей у древних славян (Х – XVII века). Проблемы семейного воспитания в XVIII-ХХ вв.

Наставничество. Домашние учителя. Гувернеры. Требования к личностным и профессиональным качествам. Функции, обязанности, права. Социальный педагог семейного типа, его функции и направления деятельности.

Раздел 9. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов

Понятия «взаимодействие», «сотрудничество», «доверие». Особенности взаимодействия педагогов с различными типами семей. Семья и школа. Формы работы с родителями. Методы повышения педагогической культуры родителей. Оказание психолого-педагогической помощи семье.

Раздел 10. Основы семейного психологического консультирования.

Основы семейного консультирования. Объект, предмет и результаты психологического консультирования. Понятие техники семейного консультирования.

Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.

ЦЕЛЬ учебной дисциплины: содействие становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра педагогики путем развития понимания педагогического феномена семьи и семейного воспитания, умений решать практические педагогические задачи, связанные с воспитанием детей в семье и разрешением семейных конфликтов.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Дисциплина «Основы семейной педагогики» относится к вариативной части (дисциплины по выбору) профессионального цикла дисциплин (П.Вв.04.1), осваивается в 6-7 семестрах по заочной форме обучения (срок обучения 3 года 6 месяцев).

Для освоения дисциплины «Основы семейной педагогики» студенты используют знания и умения, компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Методика обучения и воспитания» и др.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

· готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- понятия «семья», «брак»;

- социально-нравственные, экономические проблемы современной семьи;

- типы семей;

- нормативные документы, регламентирующие жизнедеятельность семьи и соблюдение прав ребенка;

- типы родительских отношений, виды семейного воспитания;

- модели семейного воспитания, стили семейных взаимоотношений;

- педагогические средства и принципы воспитания детей в семье;

- формы взаимодействия родителей и специалистов по воспитанию детей;

- особенности физического, нравственного, умственного, трудового и художественно-эстетического воспитания детей в семье;

Уметь:

- изучать опыт семейного воспитания;

- осуществлять педагогическое руководство воспитанием младших школьников в условиях семьи;

- применять психолого-педагогические методы изучения семьи и семейных отношений;

- оказывать педагогическую помощь родителям и детям по семейным проблемам, взаимодействовать с семьей школьника.

Овладеть навыками:

- взаимодействия с семьей различного типа,

- диагностирования семьи и опыта семейного воспитания,

- педагогического руководства воспитанием детей в условиях семьи на основе диагностики.

 

Модуль 2. Основная учебная литература

Учебники, учебные пособия

1) Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для пед вузов. – М., 2000*

2) Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для средних и высших пед. учеб. заведений. – М., 2000*

3) Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособ. / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2005

 

Модуль 3. Дополнительная литература, дидактические материалы

  1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. – СПб.: Речь, 2005
  2. Вестермарк Э. История брака. – М., 2001
  3. Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: национальный опыт и региональные особенности. Монография. Вологда: ВГПУ, 2010*
  4. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие. – М.: Владос-пресс, 2006
  5. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защита детства в РФ. – Ростов н/Д: Феникс, 2005
  6. Программа специализации «Семейная педагогика». - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2000*
  7. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие. – М.: Сфера, 2005
  8. Семейная педагогика. Методические рекомендации к практическим занятиям. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2007*
  9. Семеьеведение: Учеб. пособие для вузов /Под ред. П.Я. Циткилова. – Ростов н/Д, 2002
  10. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ВЛАДОС, 2006
  11. Целуйко В.М. Ох уж эти детки!: Почему родителям тяжело, и как сделать так, чтобы им стало легче. – М.: АСТ, 2008
  12. Черняк Е.М. Социология семьи. – М., 2002
  13. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000

Словарно-справочные издания

1. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм-Еврознак, 2004

2. Дик Н.Ф., Иванова Н.. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. – Ростов-на-Дону, 2004

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, 2004

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000 *

5. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ. – Ростов н/Д, 2005

6. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004

7. Семья: краткий справочник социального педагога / Сост. Л.А. Легостаева. – Череповец: ЧГУ, 2003*

8. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: БРЭ, 1999

9. Философский энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М., 1989

Периодические издания по дисциплине:

Вестник образования

Воспитание школьников

Народное образование

Начальная школа плюс до и после*

Начальная школа*

Педагогика*

Первое сентября

Семья и школа

Примечание: литература, помеченная значком *, имеется в 720 каб.

Модуль 4. Материально-технические оснащение дисциплины

Перечень программно-информационных источников

Сайты:

Учительская газета http: // www.ug.ru

Российская газета http: // www.rg.ru

РИА Новости http: // www.rian.ru

Все образование http: // www.alledu.ru

Первое сентября http: // www.1september.ru

Российский общеобразовательный портал http: // school.parking.ru

Российское образование http: // www.portal.edu.ru

Электронная библиотека статей по образованию http: // www.cl.ru/education/lib

Школа 2100: http // www.openworld.ru\school и http // www.school 2100.ru

Школьное образование: htpp://www.school.edu.ru

Проект «Дистанционная поддержка учителей начальной школы» htpp: www.iro.yar.ru

Сайт Министерства образования и науки РФ htpp: www.ed.gov.ru

Российская государственная библиотека htpp: www.rsl.ru

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского htpp: www.gnpbu.ru

Педагогическая библиотека htpp: www.pedlib.ru

Педагогический энциклопедический словарь htpp: www.dictionary.fio.ru

Журнал «Образование и общество» htpp: www.education.recom.ru

Полнотекстовые версии журнала «Начальная школа» htpp: www.openworld.ru




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.