Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и развитие ребенка в семье




Семестр

Семья в системе культуры общества

Семестр

 

Практическое занятие 1.

Вопросы для обсуждения

  1. Сущность понятия «семья».
  2. Сущность понятия «брак». Семья и брак.
  3. История возникновения семьи (эволюция семьи и брачных отношений).
  4. Типология семей.
  5. Социально-нравственные проблемы современной семьи.
  6. Социально-экономические проблемы современной семьи.

 

Литература

Основная

1. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для пед вузов. – М., 2000*

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для средних и высших пед. учеб. заведений. – М., 2000*

Дополнительная

1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. – СПб.: Речь, 2005

2. Вестермарк Э. История брака. – М., 2001

3. Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: национальный опыт и региональные особенности. Монография. Вологда: ВГПУ, 2010*

4. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие. – М.: Владос-пресс, 2006

5. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие. – М.: Сфера, 2005

6. Семеьеведение: Учеб. пособие для вузов /Под ред. П.Я. Циткилова. – Ростов н/Д, 2002

7. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ВЛАДОС, 2006

8. Черняк Е.М. Социология семьи. – М., 2002

9. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000

 

 

 

Практическое занятие 2

Вопросы для обсуждения

1) Физическое воспитание ребенка в семье.

1. Сущность физического воспитания в семье.

2. Способы закаливания.

3. Анализ различных систем укрепления здоровья.

4. Охрана физического и психического здоровья ребенка в семье.

2) Умственное воспитание и познавательное развитие ребенка в семье

1. Сущность познавательного развития ребенка.

2. Содержание умственного воспитания.

3. Средства умственного развития ребенка (игрушки, книги и пр.).

4. Факторы умственного воспитания.

5. Подготовка детей к школе.

3) Социально-личностное развитие ребенка в семье

1. Сущность социально-личностного развития детей (по «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»).

2. Семейные ценности.

3. Обычаи и традиции семьи.

4) Трудовое и экономическое воспитание детей в семье

1. Сущность трудового и экономического воспитания.

2. Опыт трудового воспитания в семьях известных людей.

3. Домашние обязанности.

4. Семейный бюджет.

5. Содержание и средства трудового и экономического воспитания в семье.

5) Художественно-эстетическое воспитание в семье.

1. Сущность художественно-эстетического воспитания. Факторы эстетического воспитания.

2. Средства художественного развития.

3. Роль родителей в художественно-эстетическом воспитании ребенка.

6) Воспитание будущего семьянина.

 

Задания (по желанию)

Доклады на темы: «Воспитание эмоций и чувств ребенка в семье», «Воспитание нравственных качеств личности детей в семье», «Гражданское воспитание в семье», «Правовое воспитание в семье», «Проблемы взаимодействия семьи с социумом». «Воспитание детей в городской семье» и «Воспитание детей в сельской семье», «Экономическое воспитание младших школьников в семье», «Профориентация ребенка в семье», «Развитие художественных способностей ребенка в семье».

 

Литература

  1. Глебова С.В. Детский сад – семья – аспекты взаимодействия. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005, с. 22-24, 42-56; 61-67; 70-71; с. 56-61,67-70
  2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002. – с. 47, 38-47; 53-64; с. 48-52
  3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа. – 2000. - № 4. – С.3-20
  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 1999. – с. 69-115; 115-143, 162-168, 170-179, 206-216; 217-225
  5. Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика. – М.; Вологда, 1997.
  6. Семья и семейный уклад в России. – М.; Вологда: ВГПУ; Русь, 2006. – 137 с.
  7. Семья: краткий справочник социального педагога / Сост. Л.А. Легостаева. – Череповец, 2003. – 27 с.

 

Задания

1. Возьмите интервью у работников пищеблока об особенностях питания детей в дошкольном учреждении и (или) школе (меню, способы приготовления блюд). Важно ли родителям знать об этом?

2. Познакомьтесь с системой физического воспитания и закаливания детей в дошкольном учреждении (рекомендуем взять интервью у медицинской сестры и (или) педагога по аэробике, плаванию).

3. Составьте рекомендации родителям по физическому воспитанию и закаливанию ребенка в семье.

4. Проанализируйте отечественный и зарубежный опыт воспитания родителей. Предложите конкретные пути повышения педагогической культуры современных родителей по физическому воспитанию и развитию детей, по сохранению и укреплению психического здоровья.

5. Составьте список необходимых игрушек для каждого возрастного этапа развития ребенка. Подумайте, как целесообразнее организовать «местожительство» игрушек в доме.

6. Составьте список книг, которые Вы хотите обязательно прочитать и обсудить со своими детьми.

7. Проанализируйте занятия родителей и детей в выходные и праздничные дни.

8. Подготовьте презентацию книги или журнала, которые помогут родителям в воспитании детей. Предложите форму ознакомления с ними родителей класса, где вы проходили практику.

9. Проанализируйте ценности современной семьи на основе собственных наблюдений и бесед или данных социологических опросов.

10. Проанализируйте обычаи и традиции Вашей семьи и пути их формирования?

11. Изучив книгу Ю.П. Азарова «Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы» объясните смысл ее названия и выпишите методы и приемы воспитания, специфичные для семьи.

12. Как Вы относитесь к словам Я.А. Коменского: «Любить детей – дело природы, а скрывать свою любовь – дело благоразумия».

13. Проанализируйте свои домашние обязанности в детском и подростковом возрасте.

14. Составьте семейный бюджет на будущий месяц.

15. Определите наиболее распространенные домашние обязанности детей и подростов в городской и сельской семье.

16. Подберите фольклорный материал, отражающий семейный уклад.

17. Составьте рекомендации по трудовому воспитанию мальчиков и девочек в семье.

 

Практическое занятие 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.